Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 06.09.2022 по делу N 88-16489/2022, 2-3716/2018 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 28.01.2019 по делу N 33-1747/2019
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в удовлетворении заявления о замене стороны правопреемником.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 28.01.2019 по делу N 33-1747/2019
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в удовлетворении заявления о замене стороны правопреемником.
Решение: Определение оставлено без изменения.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 2019 г. по делу N 33-1747/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т.,
судей Гибадуллиной Л.Г., Минеевой В.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя К. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 октября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Минеевой В.В., судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Туймазинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением и последующим его уточнением к индивидуальному предпринимателю К. об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указано, что межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения ИП К. требований пожарной безопасности при эксплуатации торгового центра "Иремель", расположенного по адресу: адрес. Проверкой установлено, что по свидетельству о государственной регистрации права собственности от 23 сентября 2015 г. данный объект является швейной фабрикой, назначение нежилое, площадь 10632,6 кв. м, количество этажей 4, при этом, фактически эксплуатируется как торговый центр с нарушением требований противопожарного законодательства.
Так, в нарушение требований
статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
пункта 3 статьи 80 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здание швейной фабрики реконструировано под торгово-развлекательный комплекс, объект эксплуатируется без разрешения на ввод в эксплуатацию.
В нарушение
пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила) - собственником здания не обеспечивается исправное состояние систем и средств противопожарной зашиты объекта (автоматических установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах и не организована 1 раз в квартал проверка работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
В нарушение
пункта 61 Правил на объекте отсутствует исполнительная документация в части акта ввода в эксплуатацию системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией.
В нарушение
пункта 61 Правил,
п. 9.7,
п. 9.10 СП 8.13130.2009 - установленная спринклерная система пожаротушения не введена в эксплуатацию, находится в неисправном состоянии. Общее количество резервуаров одного назначения в одном водопроводном узле недостаточно (предусмотрен только один резервуар объемом 60 куб. метров для наружного пожаротушения). Не предусмотрен достаточный объем воды для пожаротушения.
В нарушение
статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункта 61 Правил - АУПТ находится в неисправном состоянии, подлежат замене соленоидный клапан, клапан потока жидкости и настройка КИПиА.
В нарушение
пункта 5.8.1 и
п. 5.8.4 СП 5.13130.2009 в насосной станции отсутствуют узлы управления системой автоматического пожаротушения.
В нарушение
пункта 58 Правил собственник здания не обеспечил помещения насосной станции схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов. На каждой задвижке и насосном пожарном агрегате отсутствует табличка с информацией о защищаемых помещениях.
В нарушение
пункта 59 Правил собственник здания не обеспечил исправное состояние и проведение проверок работоспособности пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования.
В нарушение
5.10.29 СП 5.13130.2009 к насосной станции имеется только одна всасывающая линия (должно быть не менее двух). Каждая всасывающая линия должна быть рассчитана на пропуск полного расчетного расхода воды.
В нарушение
п. 7.11.1 СНиП 41-01-2003;
п. 7.11.1 СП 60.13330.2012 в воздуховодах систем вентиляции здания торгово-развлекательного комплекса, не предусмотрены противопожарные клапаны, воздушные затворы, в целях предотвращения проникания в помещения продуктов горения (дыма) во время пожара.
В нарушение
пункта 7 статьи 85 Федерального закона N 123-ФЗ в системе вентиляции и кондиционировании воздуха не предусмотрено автоматическое отключение систем приточно-вытяжной вентиляции при срабатывании автоматической пожарной сигнализации.
В нарушение
пункта 7.2 СП 7.13130.2009
статьи 82 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" - в здании торгово-развлекательного комплекса не смонтирована система вытяжной противодымной вентиляции.
В нарушение
п. 5.18*,
табл. 4* СНиП 21-01-97*;
п. 5.4.3 СП 2.13130.2012;
п. 2, ст. 58,
87 табл. 21 Федерального закона N 123-ФЗ не представлены документы по обработке огнезащитным составом не защищенных металлических конструкций (металлические колонны) участвующие в обеспечении общей устойчивости здания при пожаре.
В нарушение
часть 1,
3 статьи 88, таблицы 23 и
24 Федерального закона N 123-ФЗ,
п. 6.27 СНиП 31-06-2009 двери помещения серверной расположенной на 5-м этаже здания, не имеют требуемого предела огнестойкости, требуемый предел огнестойкости не менее EI 45.
В нарушение
пп. "б" пункта 23 Правил в помещении венткамер (5-й этаж, 2-й этаж) организованы складские помещения для хранения товара.
В нарушение
пункта 4.2.5 СП 1.13130.2009 ширина выхода со стороны кафе на четвертом этаже менее 0,8 м, фактически - 0,68 м.
В нарушение
пункта 6.12 СНиП 21-01-97*;
п. 4.2.1 СП 1.13130.2009;
ст. 89 Федерального закона N 123-ФЗ помещение для проведения игры - боулинг на 4-м этаже здания не имеет второго эвакуационного выхода.
В нарушение
пункта 36 Правил,
ст. 89 Федерального закона N 123-ФЗ на путях эвакуации к выходу из 4-го этажа установлены подьемно-опускные двери на электроприводе.
В нарушение
пункта 4.2.7 СП 1.13130.2009;
п. 6.18 СНиП 21-01-97*;
п. 4 ст. 5 Федерального закона N 123-ФЗ в здании торгового комплекса двери лестничных клеток, ведущие в поэтажные коридоры, не оборудованы устройствами, для самозакрывания.
В нарушение
ч. 2 статьи 78 Федерального закона N 123-ФЗ не разработаны специальные технические условия, для объекта с многосветным пространством (эскалатор на 4 этажа), отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В нарушение
пункта 116,
пункта 122 Правил допускается временное хранение горючих материалов, отходов, упаковок и контейнеров на пути эвакуации в зоне загрузки (выгрузки) товаров.
В нарушение
пункта 349 Правил аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения складов, расположены внутри складских помещений.
В нарушение
пункта 3 Правил должностные лица допущены к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучено двое должностных лиц.
В нарушение
пункта 20 Правил,
СП 12.13130.2009 руководителем организации не обеспечено наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В нарушение
ч.ч. 1,
3 статьи 88, таблицы 23 и
24 Федерального Закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ,
п. 22 Правил противопожарные двери 1-го типа смонтированные в здании, не обеспечивают требуемый предел огнестойкости (проемы по периметру дверной коробки не заделаны материалом с тем же пределом огнестойкости).
В нарушение
пунктов 8.3*,
8.8 СНиП 21-01-97* - по периметру здания каждые 200 метров не предусмотрены выходы на кровлю по пожарным лестницам, в местах перепада высот кровель отсутствуют пожарные лестницы, (по факту имеется одна вертикальная лестница, размеры здания составляют 80 x 40).
В нарушение
пунктов 12.16 НПБ 88-2001;
13.3.8 СП 5.13130.2009;
10.3 табл. 1 НПБ 110-03;
п. 6,
10 ст. 83 Федерального Закона N 123-ФЗ помещение торгового центра, расположенного на 1-м этаже здания, "Планета одежды" не защищено извещателями автоматической пожарной сигнализации и системой автоматического пожаротушения.
В связи с этим, прокурор просит обязать ИП К. устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно:
- обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах),
- организовать 1 раз в квартал проверку работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре объекта с оформлением соответствующего акта проверки
- устранить отсутствие исполнительной документации, в части акта ввода в эксплуатацию системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией
- обеспечить проведение проверок работоспособности и исправности источников наружного и внутреннего противопожарного водопровода, с периодичностью не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов
- обеспечить работоспособное состояние спринклерной системы пожаротушения, ввести ее в эксплуатацию, зафиксировать актом ввода в эксплуатацию
- заменить соленоидный клапан, клапан потока жидкости и провести настройку КИПиА
- установить в насосной станции узлы управления системой автоматического пожаротушения
- обеспечить подачу, в соответствии с нормами для тушения, пожарного объема воды из наружных гидрантов и внутренних пожарных кранов (из расчета 250 м на данный объект)
- обеспечить помещение насосной станции схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов. На каждой задвижке и насосном пожарном агрегате установить таблицу с информацией о защищаемых помещениях
- обеспечить исправное состояние и проведение проверок работоспособности пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования
- установить к насосной станции дополнительную всасывающую линию, рассчитанную на пропуск полного расчетного расхода воды
- произвести реконструкцию воздуховодов систем вентиляции здания торгово-развлекательного комплекса, при проведении реконструкции предусмотреть установку в воздуховоды систем вентиляции противопожарные клапаны, воздушных затворов,
- провести реконструкцию систем вентиляции и кондиционирования воздуха, предусмотреть автоматическое отключение систем приточно-вытяжной вентиляции при срабатывании автоматической пожарной сигнализации
- установить в здании торгово-развлекательного комплекса систему вытяжной противодымной вентиляции,
- представить документы, подтверждающие выполнение работ но обработке огнезащитным составом не защищенных металлических конструкций (металлические колонны),
- установить противопожарные двери в помещении серверной, расположенной на 5-м этаже здания, с пределом огнестойкости не менее Е1 45,
- устранить в помещении венткамер (5-й этаж. 2-й этаж) хранение товара,
- произвести работы по расширению выхода со стороны кафе на четвертом этаже, с учетом допустимой ширины не менее 0,8 м,
- организовать второй эвакуационный выход из помещения для проведения игр боулинг, расположенного на 4-м этаже здания,
- на путях эвакуации к выходу с 4-го этажа убрать подьемно-опускные двери на электроприводе,
- разработать специальные технические условия, для объекта с многосветным пространством (эскалатор на 4 этажах), отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
- двери лестничных клеток, ведущих в поэтажные коридоры, оборудовать устройствами, для самозакрывания
- устранить и впоследствии не допускать хранение горючих материалов, отходов, упаковок и контейнеров на пути эвакуации в зоне загрузки (выгрузки) товаров,
- перенести аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения складов, за пределы территорий складских помещений,
- провести обучение 3 должностных лиц мерам пожарной безопасности
- обеспечить наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны,
- установить противопожарные двери, с требуемым пределом огнестойкости, проемы по периметру дверной коробки заделать материалом, с аналогичным дверному пределу огнестойкости
- установить выходы на кровлю по пожарным лестницам по периметру здания, каждые 200 метров,
- установить пожарные лестницы в местах перепада высот кровли здания,
- установить извещатели автоматической пожарной сигнализации и систему автоматического пожаротушения в помещении торгового центра, расположенного на 1-м этаже здания, магазин "Планета одежды",
- получить разрешение на ввод в эксплуатацию здания торгового комплекса.
Кроме того, прокурор просил приостановить эксплуатацию 4 - го этажа торгового комплекса "Иремель" до полного устранения нарушений законодательства о противопожарной безопасности ввиду грубого нарушения требований пожарной безопасности и наличию реальной угрозы для жизни и здоровья пребывающих в нем людей.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 октября 2018 г. исковые требования Туймазинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю К. об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, удовлетворены. Суд постановил:
"Обязать индивидуального предпринимателя К. устранить нарушения правил пожарной безопасности в здании торгового центра "Иремель", расположенного по адресу адрес, а именно:
- обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах),
- организовать 1 раз в квартал проверку работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре объекта с оформлением соответствующего акта проверки,
- устранить отсутствие исполнительной документации, в части акта ввода в эксплуатацию системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией,
- обеспечить проведение проверок работоспособности и исправности источников наружного и внутреннего противопожарного водопровода, с периодичностью не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов,
- обеспечить работоспособное состояние спринклерной системы пожаротушения, ввести ее в эксплуатацию, зафиксировать актом ввода в эксплуатацию,
- заменить соленоидный клапан, клапан потока жидкости и провести настройку КИПиА,
- установить в насосной станции узлы управления системой автоматического пожаротушения,
- обеспечить подачу, в соответствии с нормами для тушения, пожарного объема воды из наружных гидрантов и внутренних пожарных кранов (из расчета 250 м на данный объект),
- обеспечить помещение насосной станции схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов. На каждой задвижке и насосном пожарном агрегате установить таблицу с информацией о защищаемых помещениях,
- обеспечить исправное состояние и проведение проверок работоспособности пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования,
- установить к насосной станции дополнительную всасывающую линию, рассчитанную на пропуск полного расчетного расхода воды,
- произвести реконструкцию воздуховодов систем вентиляции здания торгово-развлекательного комплекса, при проведении реконструкции предусмотреть установку в воздуховоды систем вентиляции противопожарные клапаны, воздушных затворов,
- провести реконструкцию систем вентиляции и кондиционировании воздуха, предусмотреть автоматическое отключение систем приточно-вытяжной вентиляции при срабатывании автоматической пожарной сигнализации,
- установить в здании торгово-развлекательного комплекса систему вытяжной противодымной вентиляции,
- представить документы, подтверждающие выполнение работ но обработке огнезащитным составом не защищенных металлических конструкций (металлические колонны),
- установить противопожарные двери в помещении серверной, расположенной на 5-м этаже здания, с пределом огнестойкости не менее ЕI 45,
- устранить, в помещении венткамер (5-й этаж. 2-й этаж), хранение товара,
- произвести работы по расширению выхода со стороны кафе на четвертом этаже, с учетом допустимой ширины не менее 0,8 м,
- организовать второй эвакуационный выход из помещения для проведения игр "боулинг", расположенного на 4-м этаже здания,
- на путях эвакуации к выходу с 4-го этажа убрать подьемно-опускные двери на электроприводе,
- разработать специальные технические условия, для объекта с многосветным пространством (эскалатор на 4 этажах), отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности,
- в здании торгового центра, двери лестничных клеток, ведущих в поэтажные коридоры, оборудовать устройствами, для самозакрывания,
- устранить и впоследствии не допускать хранение горючих материалов, отходов, упаковок и контейнеров на пути эвакуации в зоне загрузки (выгрузки) товаров,
- перенести аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения складов, за пределы территорий складских помещений,
- провести обучение 3 должностных лиц мерам пожарной безопасности,
- обеспечить наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий, по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны,
- установить противопожарные двери, с требуемым пределом огнестойкости, проемы по периметру дверной коробки заделать материалом, с аналогичным дверному пределу огнестойкости,
- установить выходы на кровлю по пожарным лестницам по периметру здания, каждые 200 метров,
- установить пожарные лестницы в местах перепада высот кровли здания,
- установить извещатели автоматической пожарной сигнализации и систему автоматического пожаротушения в помещении торгового центра, расположенного на 1-м этаже здания, магазин "Планета одежды",
- получить разрешение на ввод в эксплуатацию здания торгового комплекса.
Приостановить эксплуатацию 4-го этажа здания торгового комплекса "Иремель" до полного устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности ввиду грубого нарушения требований пожарной безопасности и наличию реальной угрозы для жизни и здоровья пребывающих в нем людей.Взыскать с индивидуального предпринимателя К. в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Республике Башкортостан" расходы на производство экспертизы в размере 13200 руб.
Взыскать с индивидуального предпринимателя К. в местный бюджет государственную пошлину в размере 6000 руб.".
В апелляционной жалобе К. просит отменить судебное решение и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая в обоснование жалобы на то, что отсутствие акта ввода в эксплуатацию здания швейной фабрики не несет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, тем более у апеллянта имеются подтверждающие данный довод заключения экспертов. Прокурор не указал какие именно имеются недостатки и какую угрозу они несут, кроме того, время на их устранение предоставлено не было.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с
частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу требований
статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с
частями 1,
2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя ИП К. - А., поддержавшего доводы, изложенные в апелляционной жалобе, прокурора Муратову Е.М., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
статье 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 5 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим
ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. В соответствии с
пунктом 61 Правил противопожарного режима в РФ руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно
части 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Судом первой инстанции установлено, что Туймазинской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения ИП К. (N...) требований пожарной безопасности при эксплуатации торгового центра "Иремель", расположенного по адресу: адрес.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 23 сентября 2015 г. спорный объект является швейной фабрикой, назначение - нежилое, площадь 10632,6 кв. м, количество этажей 4.
Право собственности на здание зарегистрировано за ИП К. 23 сентября 2015 г. на основании договора купли-продажи от 6 августа 2015 г.
Проверкой установлено, что нежилое помещение фактически используется как торгово-развлекательный центр, с нарушением требований противопожарного законодательства.
Так, в нарушение
статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
пункта 3 статьи 80 Федерального закона от 22. июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здание швейной фабрики реконструировано под торгово-развлекательный комплекс, объект эксплуатируется без разрешения на ввод в эксплуатацию.
В нарушение
пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила) - собственником объекта не обеспечивается исправное состояние систем и средств противопожарной зашиты объекта (автоматических установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах и не организована 1 раз в квартал проверка работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре объекта с оформлением соответствующего акта проверки,
- в нарушение
пункта 61 Правил на объекте отсутствует исполнительная документация в части акта ввода в эксплуатацию системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией.
- в нарушение
пункта 61 Правил,
п. 9.7,
п. 9.10 СП 8.13130.2009 - установленная спринклерная система пожаротушения не введена в эксплуатацию, находится в неисправном состоянии. Общее количество резервуаров одного назначения в одном водопроводном узле недостаточно (предусмотрен только один резервуар объемом 60 куб. метров для наружного пожаротушения). Не предусмотрен достаточный объем воды для пожаротушения,
- в нарушение статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункта 61 Правил - АУПТ находится в неисправном состоянии, подлежат замене соленоидный клапан, клапан потока жидкости и настройка КИПиА.
- в нарушение
пункта 5.8.1 и
п. 5.8.4 СП 5 13130.2009 в насосной станции отсутствуют узлы управления системой автоматического пожаротушения.
- в нарушение
пункта 58 Правил собственник объекта не обеспечил помещения насосной станции схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов. На каждой задвижке и насосном пожарном агрегате отсутствует табличка с информацией о защищаемых помещениях.
- в нарушение
пункта 59 Правил собственник объекта не обеспечил исправное состояние и проведение проверок работоспособности пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования.
- в нарушение
п. 5.10.29 СП 5 13130.2009 к насосной станции имеется только одна всасывающая линия (должно быть не менее двух). Каждая всасывающая линия должна быть рассчитана на пропуск полного расчетного расхода воды.
- в нарушение
п. 7.11.1 СНиП 41-01-2003;
п. 7.11.1 СП 60.13330.2012 в воздуховодах систем вентиляции здания торгово-развлекательного комплекса, не предусмотрены противопожарные клапаны, воздушные затворы, в целях предотвращения проникания в помещения продуктов горения (дыма) во время пожара.
- в нарушение пункта 7 статьи 85 Федерального закона N 123-ФЗ в системе вентиляции и кондиционировании воздуха не предусмотрено автоматическое отключение систем приточно-вытяжной вентиляции при срабатывании автоматической пожарной сигнализации.
- в нарушение
пункта 7.2 СП 7.13130.2009 статьи 82 Федерального закона N 123-ФЗ - в здании торгово-развлекательного комплекса не смонтирована система вытяжной противодымной вентиляции.
- в нарушение
п. 5.18*,
табл. 4* СНиП 21-01-97***;
п. 5.4.3 СП 2.13130.2012; п. 2, ст. 58, 87 табл. 21 Федерального закона N 123-ФЗ не представлены документы по обработке огнезащитным составом не защищенных металлических конструкций (металлические колонны) участвующие в обеспечении общей устойчивости здания при пожаре.
- в нарушение частей 1, 3 статьи 88, таблицы 23 и 24 Федерального закона N 123-ФЗ,
п. 6.27 СНиП 31-06-2009 двери помещения серверной расположенной на 5-м этаже здания, не имеют требуемого предела огнестойкости, требуемый предел огнестойкости не менее EI 45.
- в нарушение
пп. "б" пункта 23 Правил в помещении венткамер (5-й этаж, 2-й этаж) организованы складские помещения для хранения товара.
- в нарушение
пункта 4.2.5 СП 1.13130.2009 ширина выхода со стороны кафе на четвертом этаже менее 0,8 м, фактически - 0,68 м.
- в нарушение
пункта 6.12 СНиП 21-01-97*;
п. 4.2.1 СП 1.13130.2009; ст. 89 Федерального закона N 123-ФЗ помещение для проведения игры - боулинг на 4-м этаже здания не имеет второго эвакуационного выхода.
- в нарушение
пункта 36 Правил, ст. 89 Федерального закона N 123-ФЗ на путях эвакуации к выходу из 4-го этажа установлены подьемно-опускные двери на электроприводе.
- в нарушение
пункта 4.2.7 СП 1.13130.2009;
п. 6.18 СНиП 21-01-97*; п. 4 ст. 5 Федерального закона N 123-ФЗ в здании торгового комплекса двери лестничных клеток, ведущие в поэтажные коридоры, не оборудованы устройствами, для самозакрывания.
- в нарушение части 2 статьи 78 Федерального закона N 123-ФЗ не разработаны специальные технические условия, для объекта с многосветным пространством (эскалатор на 4 этажа), отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
- в нарушение
пункта 116,
пункта 122 Правил допускается временное хранение горючих материалов, отходов, упаковок и контейнеров на пути эвакуации в зоне загрузки (выгрузки) товаров.
- в нарушение
пункта 349 Правил аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения складов, расположены внутри складских помещений.
- в нарушение
пункта 3 Правил должностные лица допущены к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучено два должностных лица,
- в нарушение
пункта 20 Правил,
СП 12.13130.2009 собственником объекта не обеспечено наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
- в нарушение
частей 1,
3 статьи 88, таблицы 23 и
24 Федерального Закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ,
п. 22 Правил противопожарные двери 1-го типа смонтированные в здании, не обеспечивают требуемый предел огнестойкости (проемы по периметру дверной коробки не заделаны материалом с тем же пределом огнестойкости).
- в нарушение
пунктов 8.3*,
8.8 СНиП 21-01-97* - по периметру здания каждые 200 метров не предусмотрены выходы на кровлю по пожарным лестницам, в местах перепада высот кровель отсутствуют пожарные лестницы, (по факту имеется одна вертикальная лестница, размеры здания составляют 80 x 40),
- в нарушение
пунктов 12.16 НПБ 88-2001;
13.3.8 СП 5.13130.2009;
10.3 табл. 1 НПБ 110-03;
пунктов 6,
10 статьи 83 Федерального Закона N 123-ФЗ помещение торгового цента, расположенного на 1-м этаже здания "Планета одежды" не защищено извещателями автоматической пожарной сигнализации и системой автоматического пожаротушения.
Согласно протоколу объяснения от 6 апреля 2018 г. ИП К. признала наличие нарушений требований противопожарного законодательства, указанных в справке о результатах проведения прокурорской проверки (л.д. 25, 26).
Определением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 августа 2018 г. назначена экспертиза по оценке пожарного риска, производство которой поручено Федеральному государственному бюджетному учреждению "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Республике Башкортостан".
Определением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 сентября 2018 г. назначен осмотр объекта (здание Торгового центра "Иремель" адрес) на 27 сентября 2018 г. (в дневное время суток), на ответчика ИП К. судом возложена обязанность по обеспечению доступа экспертов в здание торгового центра во все защищаемые помещения и присутствию во время проведения экспертного осмотра; при проведении имитации срабатывания автоматических систем противопожарной защиты необходимо было обеспечить присутствие представителей обслуживающей или монтажной организации; предоставить в распоряжение экспертов исполнительную и проектную документацию на смонтированные системы и установки противопожарной защиты, разработанную и утвержденную в установленном порядке, их алгоритм работы.
Однако, осмотр объекта и дальнейшее экспертное исследование не представилось возможным по причине неявки ответчика ИП К. в указанное экспертом и судом время на исследуемый объект, а также необеспечения присутствия представителей обслуживающей или монтажной организации, непредставления в распоряжение экспертов исполнительной и проектной документации на смонтированные системы и установки противопожарной защиты.
Материалами настоящего дела подтверждается заблаговременное и надлежащее уведомление сторон о проведении судебной экспертизы, что не оспаривалось сторонами.
Между тем, доказательств уважительности причин неявки на осмотр объекта, необеспечения присутствия представителей монтажной и обслуживающей организации, непредставления необходимой документации, ИП К. не представлено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд правомерно принял во внимание, что ИП К. уклонилась от исполнения определения суда по оценке пожарного риска, не обеспечила присутствие представителей обслуживающей или монтажной организации, не представила в распоряжение экспертов исполнительной и проектной документации на смонтированные системы и установки противопожарной защиты, признав тем самым нарушения эксплуатации швейной фабрики, в результате которых может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и создать опасность для жизни и здоровья граждан, а также опасность причинения вреда в будущем. Таким образом, факт нарушения правил пожарной безопасности на момент рассмотрения дела судом был установлен.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
При разрешении ходатайства экспертного учреждения суд, руководствуясь положениями
статей 85,
88,
94,
98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно взыскал с ответчика в пользу экспертного учреждения расходы на проведение судебной экспертизы в размере 13200 руб., из которых: 4200 руб. - стоимость затрат на изучение материалов дела, 2400 руб. - стоимость затрат на подбор и изучение специальной и справочной литературы, 6600 руб. - расходы эксперта на командировку в г. Туймазы.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном взыскании расходов по оплате за выезд экспертов, так как они были предупреждены заранее о том, что именно в этот день будут отсутствовать представители, являются несостоятельными, поскольку определением суда от 18 сентября 2018 г. назначены дата и время осмотра объекта экспертного исследования, обязав ответчика обеспечить доступ экспертов в здание торгового центра и присутствовать во время проведения экспертного осмотра. Однако, возложенные судом обязательства ИП К. не исполнены.
Довод жалобы о том, что в настоящее время недостатки по пожарной безопасности устранены, не может служить основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления, поскольку заявителем не представлено убедительных доказательств устранения ответчиком всех недостатков, выявленных в ходе данной проверки; доказательства того, что указанные работы выполнены в соответствии с требованиями законодательства, суду представлены не были.
Довод жалобы о том, что прокурором не представлено времени для добровольного исполнения устранения недостатков по пожарной безопасности также не свидетельствует о нарушении прав ответчика, поскольку со времени подача иска до вынесения решения суда ответчик не был лишен возможности исполнить предписание прокурора.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами, к которым пришел суд первой инстанции, к переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат каких-либо новых фактических данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, не содержат данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения, а поэтому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьи 328 -
329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Т.НУРИСЛАМОВ
Судьи
Л.Г.ГИБАДУЛЛИНА
В.В.МИНЕЕВА
Справка: судья О.А. Совина