Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 03.08.2016 N 33-14915/2016
Требование: О понуждении к исполнению обязательств.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в ходе проверки в специализированном образовательном учреждении были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выдано предписание, которое не исполнено.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 03.08.2016 N 33-14915/2016
Требование: О понуждении к исполнению обязательств.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в ходе проверки в специализированном образовательном учреждении были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выдано предписание, которое не исполнено.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 августа 2016 г. N 33-14915/2016
Справка: судья ФИО7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.
судей Александровой Н.А.
Троценко Ю.Ю.
при секретаре ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к ... для слепых и слабовидящих обучающихся, ... о понуждении к исполнению обязательств
по апелляционному представлению прокурора ... Республики Башкортостан на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
установила:
... обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ... для слепых и слабовидящих обучающихся, ... о понуждении к исполнению обязательств.
В обоснование указал, что прокуратурой района по поручению Прокуратуры Республики Башкортостан от дата N ... в период с дата по дата совместно с государственным инспектором ... пожарному надзору проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в специализированном образовательном учреждении - ... для слепых и слабовидящих обучающихся, расположенного по адресу: адрес. Установлено, что дата ... была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, по результатам проверки Учреждению выдано предписание, которое не исполнено. дата ... в образовательном учреждении в порядке контроля проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, по результатам которой выдано предписание, которое до настоящего времени также не исполнено. Вместе с тем, прокуратурой района установлено, что в государственном бюджетном образовательном учреждении в течение ... лет имеют место нарушения требований пожарной безопасности, до настоящего времени помещение учреждения не отвечает всем обязательным требованиям законодательства из-за отсутствия должного финансирования со стороны учредителя, так как осуществление капитального ремонта требует значительного финансирования и самостоятельно данное учреждение не сможет устранить указанные нарушения. В дата году ... финансирование противопожарных мероприятий Учреждения не предусматривалось. При этом в ходе совместной проверки, проведенной прокуратурой района с инспектором ..., в образовательном Учреждении выявлены нарушения требований противопожарной безопасности, требующие дополнительного финансирования, а именно: ширина запасных эвакуационных выхода их столовой цокольного этажа менее ... м (фактическое ... см), нарушен п. ... СНиП 21-01-97, в соответствии с которым эвакуационных выходов к свету должны быть не менее ... м, ширина не менее: ... м - из помещений класса ... при числе эвакуирующихся более ... человек, из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса ... - более ... человек; в габаритах лестничной клетки расположена труба отопления, выступающая из плоскости стен на высоте до ... м от поверхности проступней и площадок лестниц, нарушен п. ... СНиП 21-01-97, в соответствии с которым в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств), для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до... м от поверхности проступней и площадок лестниц. Согласно Уставу ... для слепых и слабовидящих обучающихся его учредителем является Министерство образования Республики Башкортостан. В результате ненадлежащего финансирования ... для слепых и слабовидящих обучающихся не приняты обязательные меры по обеспечению правопорядка и пожарной безопасности, что подрывает антитеррористическую защищенность. Несоблюдение требований по предупреждению и пресечению терроризма, требований пожарной безопасности может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц (воспитанников школы, учителей, технического персонала, медицинских работников, посетителей, а также жителей близлежащих домов).
Просит обязать ... для слепых и слабовидящих обучающихся устранить выявленные нарушения противопожарной безопасности: привести в соответствие с п. ... СНиП 21-01-97 запасные эвакуационные выходы из столовой цокольного этажа; привести в соответствие с п. ... СНиП 21-01-97 лестничную клетку; обязать Министерство образования Республики Башкортостан выделить ... для слепых и слабовидящих обучающихся денежные средства на устранение в полном объеме нарушений требований противопожарной безопасности.
Определением суда от дата к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ...
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата в удовлетворении исковых требований прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц отказано.
В апелляционном представлении прокурор адрес просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с неправильным определением юридически значимых обстоятельств дела, нарушением норм материального и процессуального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, возражения на апелляционное представление, выслушав объяснения прокурора ФИО4, объяснения представителя Министерства образования Республики Башкортостан - ФИО5, объяснения директора ... - ФИО6, судебная коллегия оснований для отмены решения по доводам представления не усматривает.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69 руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Из материалов дела следует, что ... дата года и в дата года проводились проверки соблюдения требований противопожарной безопасности ... для слепых и слабовидящих обучающихся, по результатам которых выдавались предписания об устранении выявленных нарушений, которые в полном объеме ... для слепых и слабовидящих обучающихся устранены не были ввиду отсутствия финансирования. дата адрес совместно с инспектором ... вновь проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности ... для слепых и слабовидящих обучающихся, расположенного по адресу: адрес. Согласно акту проверки от дата установлены нарушения обязательных требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: ширина запасного эвакуационного выхода их столовой цокольного этажа менее ... м (фактическое ... см) (п. ... СНиП 21-01-97); в габаритах лестничной клетки расположена труба отопления, выступающая из плоскости стен на высоте до ... м от поверхности проступней и площадок лестниц (п. ... СНиП 21-01-97).
В пункте 1 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что требования настоящего Закона к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения, введенного в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным с такими зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения.
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений ст. 64, ч. 1 ст. 82, ч. 7 ст. 83, ч. 12 ст. 84, ч. 1.1 и 1.2 ст. 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Согласно п. 6.12 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7) не менее двух эвакуационных выходов должны иметь: помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек; помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 человек, один из двух выходов допускается предусматривать в соответствии с требованиями п. 6.20.
Согласно п. 6.16 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел.
В силу п. п. "г" п. 6.20 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" к аварийным выходам также относятся - выход непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже - 4,5 м, и не выше + 5,0 м через окно или дверь размерами не менее 0,75 x 1,5 м.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в помещении столовой цокольного этажа ... для слепых и слабовидящих имеется три эвакуационных выхода, один из которых, выходящий непосредственно наружу из помещения, шириной ... м. Также в помещении столовой цокольного этажа учреждения имеются распашные окна в количестве трех штук, из которых также возможна эвакуация людей.
Согласно п. 6.32* СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафу, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступней и площадок лестниц. В незадымляемых лестничных клетках допускается предусматривать только приборы отопления.
Учитывая, что труба, находящаяся в габаритах лестничной клетки и выступающая из плоскости стен на высоте до ... м от поверхности проступней и площадок лестниц, является трубой отопления, являющейся по своей сути прибором (частью прибора) отопления, то есть устройством для обогрева помещения путем передачи теплоты от теплоносителя (вода, пар), поступающего от источника теплоты, в окружающую среду, горючие газы и жидкости не содержит, суд обоснованно посчитал, что ее размещение на лестничной клетке не противоречит требованиям п. ...* СНиП 21-01-97.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции основывался на выводе об отсутствии данных о том, что дальнейшая эксплуатация здания учреждения с тремя эвакуационными выходами, один из которых шириной ... м., и наличием трубы отопления в габаритах лестничной клетки и выступающая из плоскости стен на высоте до ... м от поверхности проступней и площадок лестниц приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом и отмечает также, что, как установлено судом, здание учреждения построено в ... году.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97 необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
В соответствии с пунктом 8.5 указанных СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования СНиП 21-01-97*, по смыслу пункта 4.3 данных Правил и пункта 8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что нарушения правил пожарной безопасности, невыполнение которых вменено ответчику, связаны с конструктивным изменением здания. Сведений о том, что данное здание подвергалось реконструкции или капитальному ремонту, не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционном представлении, являлись предметом исследования и проверки суда первой инстанции и, по существу, сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, основаны на ошибочном толковании норм материального права, которые не опровергают правильности выводов суда и не являются основанием для отмены постановленного по делу решения по доводам апелляционного представления.
При разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального права.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным, отмене по доводам представления не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционное представление прокурора адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.КРИВЦОВА
Судьи
Н.А.АЛЕКСАНДРОВА
Ю.Ю.ТРОЦЕНКО