Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 19.10.2017 по делу N 33-16918/2017
Требование: О признании незаконным решения органа исполнения наказаний, возложении обязанности поставить на учет.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу, проходившему службу в органах исполнения наказания, было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 19.10.2017 по делу N 33-16918/2017
Требование: О признании незаконным решения органа исполнения наказаний, возложении обязанности поставить на учет.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу, проходившему службу в органах исполнения наказания, было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. по делу N 33-16918/2017
Судья Галиуллин А.Р.
Учет N 062г
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Моисеевой Н.Н., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УФСИН по РТ - К.А.С. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 07 августа 2017 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии УФСИН России по Республике Татарстан, изложенное в протоколе N 1 от 22 февраля 2017 г. в части, касающейся отказа К.Е. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обязать УФСИН России по Республике Татарстан поставить К.Е. в составе семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 22 февраля 2017 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
К.Е. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан (далее по тексту - УФСИН России по РТ) о признании решения незаконным, возложении обязанности поставить на учет. В обоснование требований указано, что истец проходит службу в Управлении ФСИН России по РТ и имеет выслугу более 12 лет в календарном исчислении. 20.12.2016 г. К.Е. обратился с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно протоколу заседания комиссии УФСИН России по РТ по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 22.02.2017 г. истцу было отказано в постановке на учет в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 15 кв. м на одного члена семьи. При этом ответчиком при определении уровня обеспеченности истца и членов его семьи жилой площадью необоснованно принята во внимание квартира <адрес> площадью 51,3 кв. м, принадлежащая матери супруги истца. Указывая, что при расчете общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи истца должна быть принята площадь 16,5 кв. м, которая определяется из следующего: 5,5 км м. (1/8 доля в праве супруги истца) + 11 кв. м (1/4 доля в праве супруги истца), без учета площади жилого помещения матери супруги истца (51,3 кв. м), К.Е. просил суд признать незаконным решение комиссии УФСИН России по РТ от 22.02.2017 г., возложить обязанность на УФСИН по РТ в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с 22.02.2017 г.
Суд иск удовлетворил, постановив решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель УФСИН по РТ - К.А.С. полагает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В жалобе отмечается, что истец обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв. м на одного члена семьи.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить; истец просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в частности является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24.04.2013 г. N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее Правила).
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Согласно пункту 7 Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Из материалов дела видно, что К.Е. проходит службу в Управлении ФСИН России по РТ, имеет выслугу 12 лет 9 месяцев 11 дней в календарном исчислении.
К.Е. с 08.12.2010 г., супруга К. (Б.) с 03.12.2002 г., дочь К.А.Е. с 28.07.2010 г., и сын К.Д. с 05.10.2016 г. зарегистрированы в квартире N 138 общей площадью 51,3 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности матери супруги заявителя - Б.
20.12.2016 г. истец обратился к ответчику с заявлением о постановке его с членами семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Согласно протоколу заседания комиссии УФСИН России по РТ по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 22.02.2017 г., истцу было отказано в постановке на учет в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 15 кв. м на одного члена семьи.
При этом ответчиком было принято во внимание, что истец с семьей зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 51,3 кв. м, при этом за супругой заявителя зарегистрирована 1/8 доля в праве совместной собственности на квартиру N 16 общей площадью 44 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>., в собственности супруги истца - 5,5 кв. м. Кроме того, согласно справке БТИ, за супругой истца зарегистрирована на праве совместной собственности ? доля в квартире на основании договора приватизации (11,0 кв. м).
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что площадь 51,3 кв. м квартиры 138 по адресу: <адрес>, в которой проживает и зарегистрирована семья истца, не подлежит учету при решении вопроса об обеспеченности истца жильем, поскольку указанная квартира принадлежит матери супруги истца Б.
Между тем, суд первой инстанции не учел положения жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из материалов дела видно, что истец с семьей были вселены в принадлежащую матери его супруги квартиру N 138 общей площадью 51,3 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, как члены семьи собственника жилого помещения. Проживают и пользуются этим жилым помещением без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. При таких обстоятельствах площадь данной квартиры подлежит учету при разрешении вопроса об определении уровня обеспеченности жилой площадью истца и членов его семьи.
Таким образом, признавая решение ответчика об отказе К.Е. в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, районный суд неправильно истолковал и применил нормы жилищного законодательства, а также положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и Правил предоставления единовременной социальной выплаты к возникшим спорным отношениям, указав, что квартира N 138 общей площадью 51,3 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>, не подлежит учету при определении уровня обеспеченности жилой площадью истца и членов его семьи.
При указанных обстоятельствах, с учетом изложенных норм права, районный суд пришел к ошибочному выводу об удовлетворении иска. При этом судебная коллегия учитывает, по иным основаниям решение комиссии УФСИН России по РТ по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 22.02.2017 г. истцом не оспаривается, в частности, по мотиву обеспеченности супруги истца площадью 11 кв. м и 5,5 кв. м, о чем указано в исковом заявлении. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что отказ комиссии УФСИН России по РТ в принятии К.Е. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не препятствует истцу повторно обратиться с соответствующим заявлением, приложив также необходимые документы, подтверждающие обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу части 3 статьи 196, статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, при этом суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Поскольку судом первой инстанции принято решение с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по настоящему делу и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 07 августа 2017 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска К.Е. отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.