Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 11.10.2017 по делу N 33а-4870/2017
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истцу отказано в постановке на учет со ссылкой на то, что им не представлены документы о зарегистрированных правах собственности на недвижимое имущество дочери от первого брака и супруги, в связи с чем отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий истцом и членами его семьи.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 11.10.2017 по делу N 33а-4870/2017
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истцу отказано в постановке на учет со ссылкой на то, что им не представлены документы о зарегистрированных правах собственности на недвижимое имущество дочери от первого брака и супруги, в связи с чем отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий истцом и членами его семьи.
Решение: Требование удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 октября 2017 г. по делу N 33а-4870/2017
Судья Царева Е.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Блиновой М.А.,
судей Стародубцевой Л.И., Филимоновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению К.Д. к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконным решения,
поступившее по апелляционной жалобе административного ответчика Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации и заинтересованного лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике - Чувашии на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 12 июля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Филимоновой И.В., судебная коллегия
установила:
обратившись с указанным административным иском, К.Д. просил признать незаконным решение об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в выписке из протокола N..... от..... года заседания комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование требований К.Д. указал следующее.
К.Д., ..... года рождения, майор внутренней службы, проходит службу в учреждении уголовно-исполнительной системы в исправительной колонии N 3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии в должности старшего инспектора отдела безопасности.
28 января 2014 года К.Д. обратился в УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав состав семьи двух человек (К.Д. и супругу К.Н.), по результатам рассмотрения которого подкомиссией УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии было принято решение принять К.Д. на указанный учет, а также комиссией постановлено ходатайствовать перед комиссией ФСИН России о рассмотрении вопроса предоставления К.Д. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На момент подачи данного рапорта выслуга лет К.Д. в календарном исчислении составляла..... день.
3 мая 2017 года К.Д. получил выписку из протокола ФСИН России от..... года N....., в которой отражен отказ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, а именно указано, что К.Д. не предоставлены документы о зарегистрированных правах собственности на недвижимое имущество за дочерью от первого брака К.С., ..... года рождения, и за супругой К.Н., в связи, с чем комиссия ФСИН России посчитала, что отсутствует возможность установить факт ухудшений жилищных условий заявителем и членами его семьи.
По мнению административного истца, решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по указанному основанию является незаконным.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 12 июля 2017 года требования К.Д. удовлетворены в полном объеме.
На указанное решение представителем административного ответчика и заинтересованного лица подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. Автор жалобы считает, что заявленные К.Д. требования подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Также доводом жалобы является указание на то, что выводы суда основаны без учета норм материального права, поскольку действующим правовым регулированием установлен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и порядок их оформления, а несоблюдение сотрудником установленных требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии отказать в постановке сотрудника на такой учет.
Представитель административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии Г. в судебном заседании просила апелляционную жалобу удовлетворить по изложенным в ней доводам.
Административный истец К.Д. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями
статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм действующего законодательства и фактическими обстоятельствами дела.
Постанавливая такое решение, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями следующих правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ, Закон).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно
пункту 2 части 3 статьи 4 указанного Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении относительно прохождения К.Д. службы и общей продолжительности службы, подтверждаются материалами дела: административный истец К.Д. является сотрудником УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии с..... года и, имея продолжительность службы на момент подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты более..... лет, обратившись с соответствующим заявлением 28 января 2014 года, получил 3 мая 2017 года выписку из оспариваемого протокола, датированного 18 мая 2016 года.
В качестве оснований для отказа в постановке на указанный учет комиссия ФСИН России указала следующие обстоятельства:
- отсутствие обязательных документов, предусмотренных
пунктами 5 и
12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, так как К.Д. не предоставлена информация по дочери и выписки из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях; указано, что у комиссии отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи.
Удовлетворяя исковые требования К.Д. о признании незаконным решения ФСИН России об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что К.Д. и его супругой не совершались действия, подпадающие под признаки намеренного ухудшения жилищных условий. Установив, что на момент обращения К.Д. к ответчику с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения К.Д. была предоставлена полная информация о жилищных условиях его семьи за последние пять лет и, учитывая нуждаемость сотрудника в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решением комиссии ФСИН России от 18 мая 2016 года нарушены права и законные интересы К.Д.
С этими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Довод жалобы о том, что К.Д. при подаче рапорта о постановке на учет были приложены не все документы для установления факта ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи судебная коллегия считает несостоятельным по следующим основаниям.
Так, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В силу
пункта 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Действительно, к заявлению прилагаются документы, перечисленные в
пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (
подпункт "б" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (
подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в
пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (
пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в
пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов.
Вместе с тем, как установлено судом, основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке К.Д. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление ряда документов, предусмотренных
пунктом 5 Правил. Как указано в протоколе заседания комиссии, К.Д. не представлена информация по дочери, однако в этом же протоколе изложено о том, что дочь К.Д. - К.С. не совместно проживающая. Из материалов дела следует, что К.Д. с..... года состоял в зарегистрированном браке с К.А., от брака имеет дочь К.С., ..... года рождения. Решением и.о. мирового судьи судебного участка N 6 г. Новочебоксарск Чувашской Республики..... года брак был расторгнут, место жительства несовершеннолетней определено с матерью К.А. С..... года по настоящее время К.Д. состоит в зарегистрированном браке с К. (Ф.)
Согласно справке от 03 июля 2017 года, поквартирной карточке К.Д. - с 14 мая 1999 года, супруга К.Н. - с 12 декабря 2013 года зарегистрированы и проживают в квартире..... в доме N..... по ул....... Также по указанному адресу всего зарегистрировано девять человек, в том числе от первого брака несовершеннолетняя дочь К.Д. - К.С. Указанная квартира общей площадью 72,6 кв. м согласно договору мены от 19 октября 1995 года принадлежит на праве собственности отцу административного истца - К.Ю.
Также в оспариваемом решении указано, что К.Д. не представлены копии финансовых лицевых счетов по прежним адресам регистрации супруги К.Д. - К.Н., а именно по адресу:..... и по адресу:....., однако из учетного дела следует, что заявителем были представлены следующие документы:
- справка отдела регистрационного учета граждан ООО "Региональный информационный центр", из которой следует, что супруга истца К.Н. с 12 декабря 2007 года до 26 января 2010 года была зарегистрирована в г. Ульяновске у своих родителей по адресу:.....;
- справка Ульяновского областного государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации от 29 ноября 2013 года, из которой следует что за К.Н. в г. Ульяновске и Ульяновской области не зарегистрировано право собственности на домовладение, жилой дом, квартиру, комнату, приватизированного жилья в г. Ульяновске и Ульяновской области не имеет;
- выписка из похозяйственной книги N 7 Сарабакасинского сельского поселения по состоянию с 09 января 2014 года К.Н. о том, что с 7 июля 2010 года до 12 декабря 2013 года К.Н. была зарегистрирована в доме N..... по ул...... у дяди (л.д. 44), а с 26 января 2010 года по 29 июня 2010 года К.Н. была зарегистрирована по адресу:....., что подтверждается справкой ООО "Управляющая компания "Сельский комфорт" от 13 января 2014 года;
- документы, подтверждающие право собственности К.Д. на 1/4 долю в комнате, расположенной по адресу:......
Учитывая изложенное, судебная коллегия исходит из положений, закрепленных непосредственно в
пункте "з" пункта 5 Правил, в которых указано, что помимо выписок из домовых книг и финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние пять лет могут также подаваться заменяющие их документы.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленные К.Д. в комиссию документы содержали информацию о жилых помещениях, необходимую для решения вопроса о постановке его на учет для получения спорной выплаты и у ответчика не имелось правовых оснований для отказа К.Д. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с
частью 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ. Само по себе иное наименование документа относительно объекта недвижимости не может расцениваться как отсутствие необходимой информации, так как заявителем по всем объектам недвижимости были представлены документы, содержащие всю соответствующую информацию за последние пять лет, дающие возможность определить нуждаемость сотрудника в жилом помещении и проверить совершение (либо не совершение) К.Д. и членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции сделаны с учетом норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям и при доказанности обстоятельств, имеющих значение для дела.
Иных оснований для отказа К.Д. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, в решении комиссии ФСИН России не содержится и ответчиком не указаны.
Что касается довода жалобы о том, что данное заявление не подлежало рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, судебная коллегия указывает следующее.
В
пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 36 от 27 сентября 2016 года "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу
части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и
части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (
статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Заявленные К.Д. требования должны рассматриваться в порядке административного судопроизводства, поскольку последним не заявлялись требования об обязании предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, а оспаривалось лишь само решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Таким образом, довод в указанной части основан на ошибочном толковании норм процессуального права.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 309,
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу административного ответчика Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации и заинтересованного лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике - Чувашии на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 12 июля 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.БЛИНОВА
Судьи
Л.И.СТАРОДУБЦЕВА
И.В.ФИЛИМОНОВА