Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 26.03.2014 по делу N 33-994/2014
Требование: Об обязании включить истца в список на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Обстоятельства: Истец проходил службу в органах внутренних дел, был принят в специальную очередь на льготное получение жилья. Органом местного самоуправления истцу было отказано во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ввиду того, что истец не был поставлен на учет нуждающихся в жилье в соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку истец состоял в списке на первоочередное получение жилой площади.


Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 26.03.2014 по делу N 33-994/2014
Требование: Об обязании включить истца в список на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Обстоятельства: Истец проходил службу в органах внутренних дел, был принят в специальную очередь на льготное получение жилья. Органом местного самоуправления истцу было отказано во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ввиду того, что истец не был поставлен на учет нуждающихся в жилье в соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку истец состоял в списке на первоочередное получение жилой площади.

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2014 г. по делу N 33-994/2014
Докладчик Евлогиева Т.Н.
Судья Мулеева С.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н., судей Блиновой М.А., Юркиной И.В., при секретаре К.С., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску К.Н. к администрации <данные изъяты> района гор. Чебоксары, Министерству <данные изъяты> Чувашской Республики об обжаловании действий, возложении обязанности включить в списки участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", поступившее по апелляционной жалобе ответчика Министерства <данные изъяты> Чувашской Республики на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 января 2014 года, которым исковые требования К.Н. удовлетворены.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
К.Н. обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты> района гор. Чебоксары и к <данные изъяты> Чувашской Республики о признании незаконным отказа во включении его с членами семьи в список для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г., возложении обязанности включить его с составом семьи из трех человек (сам, жена и дочь) в список и в Сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Исковые требования мотивировал тем, что он уволен со службы в органах <данные изъяты> России по Чувашской Республике приказом от 27 декабря 2013 года по состоянию здоровья, выслуга лет на день увольнения составляет 21 год 3 месяца. Он состоит в общем списке очередников на улучшение жилищных условий с 15 февраля 2000 года и в списке "<данные изъяты>". Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, вставших до 01 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) в органах местного самоуправления, продолжается в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050. Для реализации своего права он обратился к главе администрации <данные изъяты> района гор. Чебоксары с заявлением о включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Письмом от 4 октября 2013 года ему отказано во включении в число участников указанной подпрограммы. Считает, что по дате принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, выслуге лет, по основаниям увольнения, финансировании его должности за счет федерального бюджета, нуждаемости семьи в жилье он подпадает под категорию граждан, которые имеют право на участие в подпрограмме и на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании истец К.Н. и его представитель А.А. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснили, что истец подпадает под требования Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Представители ответчиков администрации <данные изъяты> района гор. Чебоксары и Министерства <данные изъяты> Чувашской Республики, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили отзывы на исковое заявление, в которых указали, что в силу ст. 2 ФЗ N 342 от 8 декабря 2010 года порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, распространяется на граждан, уволенных со службы из <данные изъяты> России до 1 января 2005 года. К.Н. был принят на учет органами местного самоуправления на общих основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, уволен со службы после 1 января 2005 года, в связи с чем не подпадает под категорию граждан, на которых распространяются положения ст. 2 ФЗ от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ (л.д. 50 - 53, 80).
Представитель третьего лица Главного управления <данные изъяты> России по Чувашской Республике О. исковые требования полагал подлежащими удовлетворению. Пояснил, что согласно продолжительности службы в органах <данные изъяты> в календарном исчислении свыше 10 лет и основания увольнения истец имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Третьи лица К.О., К.Ю., Х. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, которое обжаловано Министерством <данные изъяты> Чувашской Республики.
В суд апелляционной инстанции представитель администрации <данные изъяты> района гор. Чебоксары, третьи лица К.О., К.Ю., Х. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщили. Их неявка по смыслу ст. 167 ГПК РФ не служит препятствием к рассмотрению дела в апелляционном порядке.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей <данные изъяты> Чувашской Республики А.Г., Е., поддержавших апелляционную жалобу, объяснения К.Н., его представителя А.А., представителя <данные изъяты> России по Чувашской Республике О., возражавших против удовлетворения жалобы, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что К.Н. проходил службу в <данные изъяты> России по Чувашской Республике, уволен со службы в звании <данные изъяты> по п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению штатов) приказом <данные изъяты> России по Чувашской Республике N 97-с от 27 декабря 2011 года. Выслуга лет по состоянию на 30 декабря 2011 г. в календарном исчислении составила 21 год 3 месяца. При этом в судебном заседании ответчиками не оспаривалось, что истец занимал должность, финансируемую из федерального бюджета. В суде апелляционной инстанции представитель <данные изъяты> России по Чувашской Республике О. подтвердил, что должность истца финансировалась из федерального бюджета.
На основании постановления администрации <данные изъяты> района гор. Чебоксары истец принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь и в очередь "<данные изъяты>" с 15 февраля 2000 года под N 375 (л.д. 8).
Таким образом, истец был принят органом местного самоуправления на учет на получение жилья в специальную очередь на льготное, в отличие от граждан, состоящих в общем списке, получение жилья.
Из материалов дела также следует, что после увольнения со службы К.Н., обратившись в администрацию <данные изъяты> района гор. Чебоксары с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", изъявил желание на участие в указанной подпрограмме, указывая, что он относится к категории граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лицам, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2000 года у ответчика.
Письмом администрации <данные изъяты> района гор. Чебоксары от 4 октября 2013 года К.Н., исходя из даты постановки на учет, отказано во включении его и членов его семьи в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ввиду того, что истец не был поставлен на учет нуждающихся в жилье в соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 г. N 1054, указав, что истец с семьей состоит в списке "<данные изъяты>", т.е. в соответствии с положениями ЖК РФ.
Исковые требования К.Н., исходя из содержания его искового заявления, сводятся к тому, что он был принят на учет нуждающихся в жилье в органе местного самоуправления до 1 января 2005 года, в связи с чем, полагая, что обладает правом на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", просит возложить обязанность на ответчиков включить его в список и в Сводный список уволенных сотрудников <данные изъяты> России по Чувашии для участия в названной выше подпрограмме.
На момент постановки истца на учет, нуждающихся в жилье в органе местного самоуправления действовала часть 2 ст. 8 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" в редакции ФЗ N 13-ФЗ от 24 января 1998 года, в соответствии с которой личному составу Государственной противопожарной службы гарантировалось предоставление жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам в первоочередном порядке органами внутренних дел, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. И, таким образом, состоял в списке на первоочередное получение жилой площади в соответствии со ст. 8 ФЗ "О пожарной безопасности" в ред. Федерального закона N 13-ФЗ от 24.01.98 г.
В соответствии со ст. 33 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период времени и до 1 марта 2005 года, было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Согласно части 2 данной статьи граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
В связи с чем истец состоял в списке сотрудников правоохранительных органов - государственной противопожарной службы - в соответствии со ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР в отдельном списке на первоочередное получение жилой площади в соответствии с той редакцией статьи 8 ФЗ "О пожарной безопасности", которая действовала на момент принятия его на учет, нуждающихся в жилье.
Однако Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 ст. 8 Закона "О пожарной безопасности" признана утратившей силу, и с 1 января 2005 года перестала действовать. Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает предоставление жилой площади по договору социального найма в первоочередном порядке. В связи с чем право К.Н. на первоочередное получение жилой площади по договору социального найма в органе местного самоуправления не реализовано.
В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Между тем, Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.11.2013 N 25-П "По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в связи с жалобой гражданина Т.", статья 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой ее положения лишают права на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения граждан, которые в период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года и уволены со службы после 1 января 2005 года по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В связи с чем, с учетом названного Постановления суд правомерно не принял во внимание доводы ответчиков о том, что на истца, вставшего на учет на получение жилой площади в органе местного самоуправления до 1 января 2005 года, и уволенного со службы после указанной даты, не распространяются положения Федерального закона от 08 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", и вынес обоснованное решение об удовлетворении исковых требований К.Н.
Единственный довод апелляционной жалобы сводится к тому, что Минстрой Чувашии не формирует списки граждан для участия в названной подпрограмме.
Однако судебная коллегия не находит данный довод в качестве основания для отмены решения суда в обжалованной части, исходя из следующего.
Частью ст. 11.2 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" предусмотрено, что порядок предоставления жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма либо единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, указанным в пункте 5 части 1 статьи 11 настоящего Закона, определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Кабинетом Министров Чувашской Республики в указанной сфере отношений принято постановление N 469 от 26 октября 2011 года, которым утвержден Порядок предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам. Пунктами 2, 4 постановления, пунктами 6.3, 7.2 названного Порядка на Минстрой Чувашии возложены функции осуществления контроля за выполнением органами местного самоуправления мероприятий по формированию списков граждан, изъявивших желание участвовать в указанной выше подпрограмме, по разъяснению органам местного самоуправления возникающих вопросов при реализации названного Порядка, в том числе и по конкретным возникшим между органами местного самоуправления и гражданами названной категории спорам в вопросе включения конкретного гражданина в список участников подпрограммы, а также за оформлением органами местного самоуправления выдаваемых гражданам сертификатов о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, возложены функции контроля за сведениями об обеспечении названной категории граждан жильем, формирование списка обеспеченных жилыми помещениями граждан названной категории и представление его в соответствующие компетентные органы и контроля за расходованием бюджетных средств на указанные цели. Из материалов данного гражданского дела следует, что Минстрой Чувашии давал разъяснения по вопросу включения истца К.Н. в список участников подпрограммы и возражал против его включения в названный список. В связи с чем в целях недопущения последующего спора в части включения истца в указанный список, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в названной части, обжалованной ответчиком.
Что касается формирования Сводного списка граждан данной категории по республике, то названным постановлением не предусмотрено ведение Сводного списка граждан. В соответствии с подпунктом "в" пункта 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной выше подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года, с учетом внесенных изменений Постановлением Правительства РФ N 561 от 12 июля 2011 года, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты), ведут Сводные списки лишь в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" - "и" пункта 5 Правил, (граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица; граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). В связи с чем из резолютивной части абзаца 3 решения подлежит исключению слово "Сводный".
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Министерства <данные изъяты> Чувашской Республики на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 января 2014 года оставить без удовлетворения.
Исключить из абзаца третьего резолютивной части решения слово "Сводный".