Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 04.03.2014 по делу N 33-715/2014
Суд отказал в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии о предварительном распределении жилой площади, выселении из служебного жилого помещения и удовлетворил встречный иск о понуждении к заключению договора найма служебного жилого помещения, поскольку установлено, что ответчики в спорном периоде не были обеспечены жилой площадью и состояли на учете нуждающихся в предоставлении жилья.


Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 04.03.2014 по делу N 33-715/2014
Суд отказал в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии о предварительном распределении жилой площади, выселении из служебного жилого помещения и удовлетворил встречный иск о понуждении к заключению договора найма служебного жилого помещения, поскольку установлено, что ответчики в спорном периоде не были обеспечены жилой площадью и состояли на учете нуждающихся в предоставлении жилья.

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2014 г. по делу N 33-715/2014
Судья Атаманова Т.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой Е.В.и Маслюкова П.А.
с участием прокурора Фомичева Д.Ю.
при секретаре М.А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе П.А.А. П.М.А. и П.Д.А. и апелляционному представлению помощника прокурора города Димитровграда Ульяновской области Д.К. на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 декабря 2013 года, по которому постановлено:
Исковые требования Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Ульяновской области от 23.12.2010 года о предоставлении П.А.А. и членам его семьи П.М.А., П.Д.А. жилого помещения, расположенного по адресу г. Димитровград, ул. Б***
Выселить П.А.А., П.М.А. и П.Д.А. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу г. Димитровград, ул. Б***
В удовлетворении исковых требований П.А.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области о понуждении к заключению договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу г. Димитровград, ул. Б*** отказать.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения П.А.А., П.М.А., П.Д.А., представителя П.А.А. Д.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя УФСИН России по Ульяновской области М.А.Ю., возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Фомичева Д.Ю., полагавшего решение суда вынесенным с существенным нарушением норм материального права и подлежащим отмене, апелляционное представление прокурора, подлежащим удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области обратилось в суд с иском к П.А.А. и П.М.А. и П.Д.А. о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Ульяновской области о предварительном распределении жилой площади от 23.12.2010, выселении из служебного жилого помещения по адресу Ульяновская область г. Димитровград ул. Б***.
Требования мотивированны тем, что в соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Ульяновской области от 23.12.2010 года было произведено предварительное распределение жилых помещений, находящихся на балансе УФСИН России по Ульяновской области, планируемых к отнесению к числу служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Во исполнение указанного выше решения начальнику отряда отдела воспитательной работы с осужденными ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области П.А.А. и членам его семьи П.М.А. и П.Д.А. была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу г. Димитровград, ул.Б***
Распоряжением директора ФСИН N 353-р от 04.06.2013 вышеуказанное жилое помещение было отнесено к числу служебных помещений специализированного жилищного фонда УФСИН России по Ульяновской области.
Полагали, что решение ЖБК УФСИН о предоставлении семье П-ных жилого помещения в 2010 году являлось преждевременным, поскольку не был учтен факт того, что несовершеннолетний сын П.А.А. П.Д.А. имеет в собственности 1 долю жилого помещения, расположенного по адресу <...>.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" имеет дату 26.01.2006, а не 21.01.2006.
Таким образом, предоставление служебного жилого помещения П.А.А. и членам его семьи противоречит п. 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 42, поскольку было предоставлено ответчику еще до присвоения данному помещению статуса служебного, а также ст. 51, 99 ЖК РФ, и ст. 8 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением жилищно-бытовой комиссии от 09.01.2013 П.А.А. было отказано в предоставлении служебного жилого помещения, в связи с чем ему были направлены уведомления о выселении из занимаемого жилья и оплаты потребленных коммунальных услуг за время фактического проживания. В добровольном порядке П.А.А. отказался освободить спорное жилое помещение.
Просили признать решение ЖБК УФСИН России по Ульяновской области от 23.12.2010 года о предоставлении П.А.А. и членам его семьи П.М.А. и П.Д.А. служебного жилого помещения, расположенного по адресу <...> и выселить их из указанного жилого помещения.
П.А.А. обратился в суд со встречным иском к УФСИН России по Ульяновской области о понуждении к заключению с ним договора найма служебного жилого помещения, указав в обоснование своих требований на то, что ему и членам его семьи в 2010 году было предоставлено жилое помещение по ул. Б*** в г. Димитровграде. До 2010 года он жилья не имел и был зарегистрирован по месту пребывания по ул. Л*** П.М.А. и П.Д.А. были зарегистрированы по ул. Ш*** в квартире родителей П.М.А. Поступив на службу в ФКУ ИК-3 он фактически проживал в общежитии учреждения по ул. В***,где проживал постоянно платил за общежитие. Владение его сыном на праве собственности 1 доли в праве общей долевой собственности квартирой по ул. Ш*** не может служить основанием для того, что бы считать незаконным его вселение в служебную квартиру по ул. Б*** Дом по ул. Ш*** непригоден для проживания и подлежит сносу, переселение запланировано только в 2016 году. П.Д.А. в этом доме не проживал. ***12.2012 истец обратился в УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о заключении с ним договора найма служебного жилого помещения, ему в этом было отказано.
Просил обязать УФСИН России по Ульяновской области заключить с ним договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу Ульяновская область г. Димитровград, ул. Б***. в соответствии со ст. 100 ЖК РФ с указанием в договоре членов его семьи.
Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе П.А.А., П.М.А., П.Д.А. не соглашаются с решением суда, просят его отменить и принять новое решение об удовлетворении встречных исковых требований П.А.А. Указывают, что суд необоснованно не принял во внимание, что П.А.А. с 1999 года постоянно проживал с семьей в общежитии ФКУ ИК- N 3 УФСИН РФ по Ульяновской области в г. Димитровграде по ул. В*** и занимал комнату N *** Кроме того, судом было отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании из РИЦ сведений о перерасчете за коммунальные услуги за жилое помещение расположенного по адресу: г. Димитровград, ул. Л***. Также суд необоснованно оставил без удовлетворения ходатайство об истребовании сведений от ВКК о нуждаемости П.Д.А. в жилой площади. Судом не учтено, что с П.А.А. был заключен предварительный договор найма служебного жилого помещения сразу же после оспариваемого решения ЖБК. Договор этот подписал руководитель УФСИН по Ульяновской области. Этот договор прошел юридическую проверку. Учитывая вышеизложенное спорная квартира была предоставлена П.А.А. в установленном законом порядке. Соответственно оснований для выселения его и членов его семьи из спорной квартиры не имеется.
В апелляционном представлении помощник прокурора города Димитровграда Ульяновской области Д.К. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Считает, что суд не в полной мере дал оценку представленным доказательствам. Полагает, что суд ошибочно пришел к выводу, что семья П-ных обеспечена жилыми помещениями для проживания. При этом не учтено, что жилое помещение по адресу г. Димитровград, ул. Ш*** признано непригодным для проживания, более того, ответчица с сыном в указанной квартире фактически не проживают, а имеют лишь регистрацию в ней, членами семьи нанимателя квартиры И.А. не является. Спорная квартира была предоставлена ответчику представителем истца добровольно в соответствии с ранее действующим законодательством.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются неприменение закона, подлежащего применению; неправильное истолкование закона. (ст. 330 ГПК РФ).
Вынося решение об удовлетворении исковых требований УФСИН России по Ульяновской области и отказе в удовлетворении встречных требований П.А.А., суд дал ненадлежащую оценку представленным по делу доказательствам, без учета того, что истец, предоставляя в декабре 2010 года П. спорное жилое помещение, был осведомлен о регистрации ответчиков в жилых помещениях их родителей, техническом состоянии данных жилых помещений, а также месте фактического проживания, и как следствие, применил закон, не подлежащий применению.
Из материалов дела следует, что П.А.А. проходит службу в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области с 1998 года.
С ***.08.1998 П.А.А. зарегистрировался в двух комнатной квартире общей площадью 52,97 кв. м (в т.ч. жилой 28,7 кв. м) по адресу г. Димитровград ул. Л***. Нанимателем указанной квартиры является мать ответчика П.Н. По состоянию на 1998 год в указанной квартире были зарегистрированы и проживали родители П.А.А. - П.Н., П.А.В.; его брат с семьей П.А.А., П.А.В., П.Д.А. Указанным составом данная семья проживала в данной квартире вплоть до 2002 года, в последующем брат истца и члены его семьи выписались с указанного адреса.
П.М.А. и П.Д.А. ***08.1998 зарегистрировались в двухкомнатной квартире общей площадью 46,76 кв. м с частичными удобствами (газ, центральное отопление), расположенной по адресу Ульяновская область г. Димитровград ул. Ш*** Нанимателем указанной квартиры является И.А. - отец П.М.А. На момент регистрации ответчиков в указанной квартире были зарегистрированы родители и проживали П.М.А. - И.А., И.Л. На основании договора о передаче жилого помещения в собственность граждан от ***.08.2005 П.Д.А., на тот момент несовершеннолетний, приобрел в собственность 1 долю в праве общей долевой собственности на указанную квартиру.
Заключением межведомственной комиссии от 04.07.2007 за N *** жилой дом N *** по ул. Ш*** г. Димитровграда признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Из пояснений П.А.А. следует, что ни он, ни члены его семьи фактически в вышеуказанные жилые помещения никогда не вселялись. Будучи уволенным с военной службы, вернувшись в г. Димитровград в 1998 году, он трудоустроился в УФСИН России по Ульяновской области, они члены его семьи зарегистрировались каждый у своих родителей, но при этом проживали на съемной квартире. В 1999 году ему и членам его семьи была предоставлена комната в общежитии по адресу г. Димитровград ул. В*** где он и члены его семьи проживали до вселения в спорную квартиру, оплачивали коммунальные услуги. Указанное общежитие, является общежитием ФКУ ИК N 3, регистрация проживающих там сотрудников колонии и членов их семей не производится.
Данные пояснения полностью подтверждены представленными справками: о предоставлении семье П-ных комнаты в общежитии, удержании из заработной платы П.А.А. денежных сумм за потребленные коммунальные услуги.
Из материалов учетного дела П.А.А. следует, что он 21.09.1999 обратился с рапортом о постановке его в очередь на получение жилья, предоставив все необходимые документы. Решением жилищно-бытовой комиссии от 19.12.1999 П.А.А. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи три человека, как необеспеченный жилой площадью.
В материалах учетного дела имеются справки формы 8 с мест регистрации П-ных, обновляемые ежегодно, имеются сведения о праве собственности П.Д.А. на 1 долю жилого помещения по адресу г. Димитровград ул. Ш***, также имеется заключение межведомственной комиссии по указанному дому, справки о фактическом проживании П.А.А. и членов его семьи в общежитии с 1999 года.
Исходя из этого, утверждение представителя УФСИН России по Ульяновской области о том, что П.А.А. скрыл то, что его сыну на праве общей долевой собственности принадлежит 1 доля двух комнатной квартиры общей площадью 46,74 кв. м по ул. Ш*** г. Димитровграда, являются не состоятельными.
На заседании жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Ульяновской области от 23.12.2010 (протокол N ***) решался вопрос о предоставлении квартир во вновь построенном и сданном в эксплуатацию жилом доме по ул. Б*** в г. Димитровграде сотрудникам уголовно-исполнительной системы по служебному найму.
Решением данной комиссии П.А.А. на состав семьи из трех человек (он, жена - П.М.А. и сын - П.Д.А.) была предоставлена двух комнатная квартира общей площадью 78,4 кв. м. На основании указанного решения семья П-ных вселилась в спорную квартиру. С П.А.А. был заключен предварительный договор найма служебного жилого помещения, подписанный начальником УФСИН России по Ульяновской области.
В силу ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированным жилым помещениям.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. (ст. 93 ЖК РФ)
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно государственному контракту N *** от 06.05.2010 на продолжение строительства жилого дома УФСИН России по Ульяновской области являлось государственным заказчиком строительства многоквартирного жилого дома в г. Димитровграде по ул. Б***. Соответственно на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 09.12.2010 собственником данного здания является Российская Федерация, от имени которого выступает Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области. 30.12.2011 указанный жилой дом был передан в оперативное управление УФСИН России по Ульяновской области, данное право было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Распоряжением директора ФСИН N 353-р от 04.06.2012 года жилой дом отнесен к числу служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда УФСИН России по Ульяновской области.
Учитывая вышеизложенное, а также исходя из того, что срок оформления вновь построенного жилого дома в собственность РФ, последующей передачи его в оперативное управление федеральному органу исполнительной власти и признания служебными жилых помещений достаточно большой, в данном случае более двух лет, УФСИН России по Ульяновской области правомерно произвел распределение квартир во вновь построенном жилом доме по ул. Б***, предоставив их сотрудникам по договорам служебного найма.
При таких обстоятельствах законность предоставления П.А.А. служебного жилого помещения еще до официального признания его таковым, по доводам УФСИН России Ульяновской области, т.е. органа, который предоставил ответчику спорное жилье в данном порядке, не может быть поставлена под сомнение.
Вывод же суда о том, что П.А.А. не мог быть обеспечен служебным жилым помещением, поскольку в соответствии со ст. 8 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в соответствии со ст. 99 ЖК РФ П.А.А. и члены его семьи не относятся к лицам не имеющим жилого помещения по месту службы, т.к. у его сына П.Д.А. в собственности имеется 1 доли двухкомнатной квартиры по ул. Ш***, судебная коллегия находит неверным, поскольку суд в данном случае необоснованно руководствовался законом от 30.12.2012, в то время как спорная квартира была предоставлена П.А.А. 23.12.2010.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.12.2002 N 897 "Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам Министерства внутренних дел РФ" под служебным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, предназначенных для проживания сотрудников и работников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются - сотрудники (военнослужащие), которые в связи с характером исполнения ими служебных обязанностей (обязанностей военной службы) должны проживать по месту службы (военной службы) или в непосредственной близости от него.
Получение служебного жилого помещения не является основанием для исключения сотрудника (военнослужащего) из списков очередников на улучшение жилищных условий.
Служебное жилое помещение предоставляется сотруднику (военнослужащему) для создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей (обязанностей военной службы), а также трудовых обязанностей по месту службы (военной службы).
Порядок и условия найма служебного жилого помещения определяются в договоре найма жилого помещения (далее именуется - договор найма), который заключается между сотрудником (военнослужащим) и соответствующим органом (подразделением, учреждением), на балансе которого находится данное служебное жилое помещение (далее именуется - балансодержатель).
Сотрудникам (военнослужащим), имеющим в собственности квартиры или индивидуальные жилые дома либо состоящим членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления их на службу (военную службу), либо при переводе на новое место службы (военной службы) в другую местность, служебные жилые помещения предоставляются в случае, если исполнение ими служебных обязанностей (обязанностей военной службы) связано с необходимостью проживания по месту службы (военной службы) или в непосредственной близости от него.
Служебные жилые помещения предоставляются в порядке очередности по решению центральных жилищных комиссий (жилищно-бытовых комиссий) подразделений органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, в ведении которых находятся эти помещения. Решение комиссии подлежит утверждению руководителем соответствующего органа (подразделения, учреждения).
Таким образом, действовавшее на момент решения вопроса о предоставлении П.А.А. служебного жилого помещения - 23.12.2010, специальное законодательство не предусматривало обязательное условие, в частности отсутствие у сотрудника или членов его семьи жилого помещения.
Более того, суд признавая незаконным решение жилищно-бытовой комиссии от ***.12.2010 года не учел следующее. Жилой дом *** по ул. Ш*** на 2007 год был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Соответственно при оценке жилищных прав истца жила площадь кв. *** дома *** по ул. Ш*** не подлежит учету.
Также суд не дал правовой оценки и тому факту, что с 1999 года и до предоставления спорной квартиры П.А.А. и члены его семьи проживали в общежитии, т.е. фактически не были обеспечены жильем и состояли в очереди на получение жилья.
Исходя из этого, решение суда о признании незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Ульяновской области от 23.12.2010 года о предоставлении П.А.А. и членам его семьи П.М.А. П.Д.А. жилого помещения, расположенного по адресу г. Димитровград, ул. Б*** и выселении П-ных из указанного жилого помещения, отказе в удовлетворении исковых требований П.А.А. о заключении договора служебного найма на указанную квартиру является незаконным и подлежит отмене.
Учитывая то, что П.А.А. и члены его семьи по состоянию на 2010 год не были обеспечены жилой площадью, состояли на учете нуждающихся в предоставлении жилья, в соответствии с действующим на тот период законодательством имел право на предоставление ему служебного жилого помещения, решение жилищно-бытовой комиссии от ***12.2010 о предоставлении П.А.А., на состав семьи три человека квартиры по адресу г. Димитровград ул. Б*** является законным.
Изменение же законодательства, в частности вступление в силу Федерального закона РФ от 30.12.2012 N 283-ФЗ не является основанием к признанию ранее принятого решения о предоставлении служебного жилого помещения ответчику незаконным.
При таких обстоятельствах исковые требования УФСИН России по Ульяновской области о признании незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Ульяновской области от 23.12.2010 года о предоставлении П.А.А. и членам его семьи П.М.А., П.Д.А. жилого помещения, расположенного по адресу г. Димитровград, ул. Б*** и выселении П-ных из указанного жилого помещения удовлетворению не подлежат.
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание то, что между УФСИН России по Ульяновской области и П.А.А., был заключен предварительный договор найма служебного жилого помещения - г. Димитровград ул. Б*** решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Ульяновской области от ***.01.2013 об отказе П.А.А. в предоставлении служебного жилого помещения является незаконным.
Таким образом, встречные исковые требования П.А.А. об обязании УФСИН России по Ульяновской области заключить с ним договор служебного найма на жилое помещение по адресу Ульяновская область г. Димитровград ул. Б*** с включением в указанный договор членов его семьи: П.М.А., и П.Д.А. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 декабря 2013 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Ульяновской области от ***.12.2010 о предоставлении П.А.А. и членам его семьи П.М.А. П.Д.А. жилого помещения, расположенного по адресу: Ульяновская область г. Димитровград, ул. Б*** выселении П.А.А., П.М.А. и П.Д.А. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу Ульяновская область г. Д*** отказать.
Встречные исковые требования П.А.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области заключить с П.А.А. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу г. Димитровград, ул. Б*** с составом семьи три человека: П.А.А. П.М.А. - жена, П.Д.А. - сын.