Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 30.05.2017 по делу N 33-6804/2017
Требование: Об оспаривании решения комиссии, признании права на единовременную социальную выплату.
Обстоятельства: Истец указал, что является сотрудником уголовно-исполнительной системы, имеет общую продолжительность службы более 15 лет; он обратился с рапортом и необходимыми документами к ответчику с целью постановки на учет для получения единовременной выплаты, однако комиссией было принято решение об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 30.05.2017 по делу N 33-6804/2017
Требование: Об оспаривании решения комиссии, признании права на единовременную социальную выплату.
Обстоятельства: Истец указал, что является сотрудником уголовно-исполнительной системы, имеет общую продолжительность службы более 15 лет; он обратился с рапортом и необходимыми документами к ответчику с целью постановки на учет для получения единовременной выплаты, однако комиссией было принято решение об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2017 г. по делу N 33-6804/2017
Судья: Кривицкая О.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Хаировой А.Х.,
судей - Черкуновой Л.В., Вачковой И.Г.,
при секретаре - Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К.Я. в лице представителя П. на решение Самарского районного суда г. Самары от 09 марта 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований К.Я. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области об оспаривании решения комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ, признании права на единовременную социальную выплату, признании незаконными действий, связанных с формированием и направлением документов, отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
К.Я. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), Главному управлению федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области (далее - ГУФСИН России по Самарской области) об оспаривании решения комиссии, признании права на единовременную социальную выплату.
В обоснование заявленных требований указал, что является сотрудником уголовно-исполнительной системы, имеет общую продолжительность службы более 15 лет в календарном исчислении. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом и необходимыми документами в комиссию ГУФСИН России по Самарской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты с целью постановки на учет для получения единовременной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ комиссией ФСИН России принято решение об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м. Считает отказ ответчика незаконным. Его семья состоит из трех человек. Учитывая количество членов его семьи, а также суммарную площадь принадлежащего им имущества, следует вывод, что он обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м. При расчете показателя его обеспеченности жилой площадью комиссией ФСИН России принято во внимание жилое помещение общей площадью 44,20 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности его матери - ФИО1 в котором он имеет постоянную регистрацию. Однако ФИО1 не является членом его семьи, так как проживает отдельно от него, не ведет с ним общего хозяйства.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, истец просил суд признать незаконными действия ГУФСИН России по Самарской области, связанные с формированием и направлением для рассмотрения комиссией ФСИН России комплекта документов в его отношении, не отражающем в полном объеме действительную нуждаемость в улучшении жилищных условий; признать отказ комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты; признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать комиссию ФСИН России поставить его с составом семьи из трех человек на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель К.Я. - П. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном применении норм материального и процессуального права. Указывает, что истец не относит себя к членам семьи матери ФИО1 с которой совместно не проживает. Кроме того, на основании решения суда истец признан утратившим право пользования данным помещением.
В судебном заседании коллегии представитель истца - П. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить.
Представитель ГУФСИН России по Самарской области - К.И. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
В силу
ст. 327 и
ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке, установленном
главой 39 ГПК РФ, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Суд апелляционной инстанции в силу
ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Федеральный
закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и
частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на имя директора ФСИН России поступил рапорт К.Я. о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В качестве членов семьи истец в рапорте указал супругу - ФИО2 и дочь - ФИО3
Протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии ФСИН России К.Я.Н. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
Из материалов дела усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ истец был постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес> жилом помещении общей площадью 44,20 кв. м, принадлежащем на праве собственности ФИО1 (матери истца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ К.Я. был временно зарегистрирован по адресу: <адрес> жилом помещении общей площадью 62,80 кв. м, принадлежащем на праве общей долевой собственности ФИО2 ФИО4, ФИО5, ФИО6 (брат и родители супруги) по 1/4 доли за каждым.
Супруга истца с ДД.ММ.ГГГГ и его дочь с ДД.ММ.ГГГГ имеют постоянную регистрацию по адресу: <адрес>.
Согласно
пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из содержания положений
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с указанной нормой
Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
К.Я. с семьей, претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения составом семьи 3 человека, в то же время сохраняет право пользования жилым помещением - квартирой, находящейся в собственности его матери ФИО1
При разрешении спора судом верно учтены положения жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан.
В силу
части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным
кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (
часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В
пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В
абзаце 4 п. 13 того же постановления разъяснено, что учитывая положения
ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, следует иметь ввиду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу.
При таких обстоятельствах доводы истца о том, что он не являются членом семьи собственника жилого домовладения по адресу: <адрес> поскольку фактически не проживает в указанном жилом помещении, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон.
Непроживание К.Я. в указанном выше жилом помещении само по себе, с учетом сохранения им регистрации по месту жительства в этом жилом помещении, не свидетельствует о том, что истец не является членом семьи собственника квартиры и не имеет права пользования этим жилым помещением.
Какого-либо соглашения с собственником жилого помещения ФИО1 определяющего права истца иначе, чем это предусмотрено
статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, заключено не было. При таких обстоятельствах выводы суда о наличии права пользования указанным жилым помещением следует признать правильными.
Регистрация и проживание К.Я. по месту пребывания и его семьи по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, не опровергает факт наличия у истца права пользования принадлежащим его матери жилым помещением как у члена семьи собственника жилого помещения, и не свидетельствует о необеспеченности его жилым помещением и, соответственно, о наличии предусмотренных законом условий, определяющих нуждаемость сотрудника в жилом помещении и влекущих возникновение у него права на получение единовременной социальной выплаты.
Судом верно указано, что расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца комиссией ФСИН России следует признать произведенными в соответствии с положениями
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с
пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, то есть исходя из площади жилого помещения, право пользования которым имеют К.Я., ФИО2 ФИО3 с учетом лиц, членами семьи которых они являются в соответствии со
статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таком расчете обеспеченность общей площадью на одного члена семьи истца больше установленной
пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ учетной нормы - 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, дающей право сотруднику уголовно-исполнительной системы на получение единовременной социальной выплаты.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что у К.Я. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании
статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных
пунктом 2 части 3 данной нормы, следовательно, ему было правомерно отказано ответчиком в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не является членом семьи собственника жилого помещения, не могут быть учтены по указанным выше основаниям.
Ссылка автора жалобы на решение <данные изъяты> по иску ФИО1 к К.Я.Н. о признании его утратившим права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, которым удовлетворены исковые требования, не исключает правильность вывода жилищной комиссии об отказе в удовлетворении заявления истца. Указанное решение постановлено уже после принятия ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией решения об отказе в удовлетворении заявления истца, следовательно, не могло быть предметом оценки содержащихся в нем выводов.
Другие доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку с изложением соответствующих мотивов. Основания для переоценки выводов суда отсутствуют.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые в силу
ст. 330 ГПК РФ могли повлечь отмену решения суда, в связи с чем, решение суда, является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328 -
330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 09 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Я. в лице представителя П. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.