Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 30.10.2015 по делу N 33а-11509/2015
Требование: О признании незаконными решения и действия по отказу в выдаче предварительного согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка.
Обстоятельства: По мнению истца, оспариваемый отказ нарушает его права и законные интересы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как законодательством не предусмотрена переуступка прав и обязанностей лесного участка по договору аренды лесного участка физическому лицу для осуществления рекреационной деятельности.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 30.10.2015 по делу N 33а-11509/2015
Требование: О признании незаконными решения и действия по отказу в выдаче предварительного согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка.
Обстоятельства: По мнению истца, оспариваемый отказ нарушает его права и законные интересы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как законодательством не предусмотрена переуступка прав и обязанностей лесного участка по договору аренды лесного участка физическому лицу для осуществления рекреационной деятельности.
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2015 г. по делу N 33а-11509/2015
Судья: Гороховик О.В.
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Захарова С.В.
судей - Лазаревой М.А. и Сивохина Д.А.
при секретаре - У.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Ленинского районного суда г. Самары от 30.07.2015 года, которым постановлено:
"Заявление В.Р.Х. - удовлетворить.
Признать незаконными отказы Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в выдаче В.Р.Х. предварительного согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 21.03.08 г. N 286/12, изложенному в письме Министерства от 12.03.15 г.
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить указанное нарушением путем выдачи В.Р.Х. предварительного согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 21.03.08 г. N 286/12 Н.Г.Р. и К.Т.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
установила:
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным действий министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, указав, что 21.03.2008 года между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и В.Р.Х. заключен договор на аренду участка лесного фонда, предметом которого является предоставление за плату во временное пользование участка лесного фонда, для рекреационной деятельности по адресу: <адрес>, земельный участок поставлен на кадастровый учет. 04.03.15 г. заявитель обратился в министерство с заявлением с целью получения согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка двум лицам.
Однако Министерство 12.03.15 г. отказало заявителю в выдаче согласия.
Ссылаясь на изложенное, признать незаконным решение и действие министерства лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и природопользования Самарской области по отказу выдаче заявителю предварительного согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 21.03.08 г. N 286/12, изложенному в письме министерства от 12.03.15 г., обязать министерство устранить указанное нарушением путем выдачи заявителю предварительного согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 21.03.08 г. N 286/12 Н.Г.Р. и К.Т.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по доверенности К.А. просит решение суда отменить как постановленное с неправильным применением норм материального права, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В заседании судебной коллегии представитель министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не явился, извещены надлежащим образом.
В.Р.Х. и его представители в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Судебная коллегия отказала в удовлетворении повторного ходатайства В.Р.Х. об отложении слушания дела, поступившего в Самарский областной суд 30.10.2015 года, поскольку ранее по аналогичному ходатайству дело было отложено судебной коллегией по гражданским делам, каких-либо документов, подтверждающих невозможность прибытия В.Р.Х., либо его представителей в суд апелляционной инстанции 16.10.2015 года и 30.10.2015 года не представлено. В суде первой инстанции интересы В.Р.Х. представляли его представители по доверенности от 08.06.2015 года, В.Р.Х. и его представители извещены о рассмотрении дела на 30.10.2015 года.
Рассмотрев дело в порядке, установленной
главой 34 КАС РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 46 (частями 1 и
2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со
ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При рассмотрении дела, суд первой инстанции, правомерно сослался на нормы
главы 25 ГПК РФ, действующие на момент рассмотрения данного дела в суде первой инстанции.
Из материалов дела, усматривается, что 21.03.2008 г. между заявителем и министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области заключен договор N 286/12 аренды лесного участка по которому В.Р.Х. получил право аренды лесным участком, находящимся в государственной собственности, с кадастровым номером N, имеющий местоположение: <адрес>, общей площадью 0,33 га, для осуществления рекреационной деятельности сроком до 10.01.2055 г.
Установлено, что 04.03.2015 г. заявитель обратился в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением о предварительном согласовании на передачу прав по договору аренды по 0,165 га каждому на Н.Г.Р., К.Т.
В соответствии с положениями
ст. 71,
81 -
83 Лесного кодекса РФ, выдача согласий на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений.
Таким уполномоченным органом на территории Самарской области является министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В соответствии с п. 2.8. Порядка выдачи (отказа в выдаче) согласия на сделки с арендованными лесными участками и арендными правами в пределах земель лесного фонда Самарской области, утвержденного приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 21.05.2013 N 157 (далее Порядок) отказ в выдаче согласия (предварительного согласия) на совершение сделки с арендованным лесным участком или арендными правами по основаниям, не установленным пунктом 2.4. Порядка, не допускается.
Согласно п. 2.4. указанного Порядка указано о том, когда не выдается согласие на совершение сделки с арендованными лесными участками или арендными правами.
Пунктом 2.5.2.6 Порядка в случае если арендатор обратился в министерство с заявлением о выдаче согласия на совершение сделки с частью арендованного лесного участка, не прошедшего кадастровый учет, или соответствующими арендными правами, Комиссией рассматривается вопрос о выдаче предварительного согласия на совершение сделки.
В случае выдачи предварительного согласия арендатор вправе обратиться в министерство за согласием на совершение сделки с арендованным лесным участком или арендными правами после разделения арендованного лесного участка, внесения соответствующих изменений в договор аренды, регистрации прав в установленном порядке на образуемые в результате раздела участки.
Установлено, что к заявлению В.Р.Х. были приложены следующие документы: копия документов, удостоверяющих личность арендатора и субарендаторов, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе арендатора и субарендаторов, лесная декларация, квитанции оплаты аренды, кадастровая выписка о земельном участке, свидетельство о государственной регистрации права.
Поскольку заявитель обратился с заявлением для получения предварительного согласия на сделку, с целью последующего раздела лесного участка и заключения договоров аренды на раздельные земельные участки, проект договора между арендатором и заинтересованным лицом не мог быть представлен в силу того, что до раздела спорного лесного участка на два участка предмет договора отсутствует.
Из материалов дела следует, что 11.03.15 г. комиссией по рассмотрению обращений арендаторов о выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками было отказано в связи с тем, что лесное
законодательство не предусматривает переуступку прав и обязанностей лесного участка по договору аренды лесного участка физическому лицу для осуществления рекреационной деятельности, о чем составлен протокол N 26 от 11.03.15 года
12.03.15 года В.Р.Х. направлен отказ министерства со ссылкой на протокол заседания вышеуказанной комиссии N 26 от 11.03.15 года, который оспаривается В.Р.Х.
Суд, удовлетворяя требования В.Р.Х., сослался на то, что Лесной
кодекс РФ не содержит запрета на передачу прав по договору аренды лицам для использования для собственных нужд и использование леса для рекреационной деятельности в соответствии с
ч. 1 ст. 41 ЛК РФ может осуществляться для цели извлечения прибыли, а также может быть направлен на иные цели, не связанные с коммерческой деятельностью.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Согласно
части 10 статьи 79 Лесного кодекса РФ, регулирующей отношения по организации проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, в заявке на участие в аукционе указываются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение - для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя, а также реквизиты банковского счета.
Таким образом, законодатель указывает на два субъекта: юридическое лицо и индивидуального предпринимателя как на возможных участников конкурса. Кроме того, согласно
части 3 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным
законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Учитывая понятие использования лесов для рекреационной деятельности, данное в
части 1 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что реализация такового использования сопряжена с предпринимательской деятельностью.
При этом апелляционный суд учитывает, что право граждан- физических лиц на пребывание граждан в лесу (в том числе, для отдыха, занятия физкультурой, совершения туристических походов, занятия любительской и спортивной охотой (с соответствующими ограничениями) регулируется законодателем в
статье 11 Лесного кодекса Российской Федерации и это субъективное право отличается от права на организацию отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности как формы рекреационной деятельности по использованию лесов, регулируемого
статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что лесное
законодательство не предусматривает переуступку прав и обязанностей лесного участка по договору аренды лесного участка физическому лицу для осуществления рекреационной деятельности, в связи с чем, В.Р.Х. подано заявление в министерство с нарушением требований установленных п. 2.2. вышеуказанного Порядка.
Таким образом, с учетом изложенного при вынесении оспариваемого отказа о выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами, министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области действовало в рамках своих полномочий и в соответствии с положениями вышеуказанных законодательных актов, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения требований В.Р.Х.
Оценив изложенное, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований В.Р.Х. о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в выдаче предварительного согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 21.03.08 г. N 286/12, изложенному в письме Министерства от 12.03.15 г. и обязании устранить указанное нарушением путем выдачи предварительного согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 21.03.08 г. N 286/12 Н.Г.Р. и К.Т..
На основании изложенного, руководствуясь
309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 июля 2015 года отменить. Постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований В.Р.Х. в полном объеме.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.