Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 26.12.2014 по делу N 33-13058/2014
Требование: Об оспаривании предписания государственного инспектора.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что нормы и правила, нарушение которых ему вменено, приняты после введения здания в эксплуатацию, в связи с чем применяться не могут.
Решение: Требование удовлетворено частично, так как предписание в части обязания устранить нарушения требований пожарной безопасности, принятых после введения здания в эксплуатацию, до проведения капитального ремонта или реконструкции здания, является незаконным.


Апелляционное определение Самарского областного суда от 26.12.2014 по делу N 33-13058/2014
Требование: Об оспаривании предписания государственного инспектора.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что нормы и правила, нарушение которых ему вменено, приняты после введения здания в эксплуатацию, в связи с чем применяться не могут.
Решение: Требование удовлетворено частично, так как предписание в части обязания устранить нарушения требований пожарной безопасности, принятых после введения здания в эксплуатацию, до проведения капитального ремонта или реконструкции здания, является незаконным.

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 декабря 2014 г. по делу N 33-13058/2014
Судья: Байгулова Г.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
судей Захарова С.В., Лазаревой М.А.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Отдела надзорной деятельности г.о. Сызрань, Октябрьск и м. р. Сызранский и Шигонский УНД ГУ МЧС России по Самарской области на решение Сызранского районного суда Самарской области от 10 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Сызранская центральная районная больница" о признании незаконным и не подлежащим применению Предписания N 2504/1/1 от 30.09.2014 года, вынесенного заместителем начальника ОНД городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский Шигонский УНД ГУ МЧС России по Самарской области (Заместителя главного государственного инспектора г.о. Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский Шигонский по пожарному надзору) удовлетворить частично.
Признать незаконными и не подлежащими применению пункты 1, 2, 3, 4, 5 Предписания N 2504/1/1 от 30.09.2014 года, вынесенного заместителем начальника ОНД городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский Шигонский УНД ГУ МЧС России по Самарской области (Заместителя главного государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский Шигонский по пожарному надзору).
В остальной части заявленных требований отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., возражения представителя ГБУЗ Самарской области "Сызранская центральная районная больница" - С. (по доверенности) относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
31.10.14 ГБУЗ Самарской области "Сызранская центральная районная больница" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и не подлежащим применению предписания заместителя начальника ОНД городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский и Шигонский УНД ГУ МЧС России по Самарской области N 2504/1/1 от 30.09.14, которым на заявителя возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании амбулатории в п.г.т. Балашейка Сызранского района.
Считает предписание незаконным, поскольку нормы и правила, нарушение которых вменено заявителю, приняты после введения здания поликлиники в эксплуатацию, в связи с чем применяться не могут. Здание Балашейской амбулатории построено в 1948 году, в 1964 - 1965 гг. приспособлено под участковую больницу, нуждается в капитальном ремонте. Для устранения нарушений требуются значительные денежные средства. Собственником здания является Самарская область в лице Министерства имущественных отношений Самарской области, которое денежные средства на переоборудование здания не выделяло.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заместитель начальника ОНД г.о. Сызрань, Октябрьск и м. р. Сызранский, Шигонский УНД ГУ МЧС России по Самарской области просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
В заседании судебной коллегии представитель ГБУЗ Самарской области "Сызранская центральная районная больница" просила решение суда оставить без изменения, другие надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, не присутствовали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела следует, что основании распоряжения начальника ОНД г.о. Сызрань и Октябрьск, м. р. Сызранский, Шигонский УНД ГУ МЧС России по Самарской области (Главного государственного инспектора г.о. Сызрань и Октябрьск, м. р. Сызранский и Шигонский по пожарному надзору) от 04.09.14 проведена внеплановая выездная проверка ГБУЗ Самарской области "Сызранская центральная районная больница".
По результатам проверки 30.09.14 составлен Акт проверки N 2504 и выдано Предписание N 2504/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в соответствии с которым в здании больницы в п.г.т. Балашейка Сызранского района необходимо устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. Деревянные перегородки и потолки внутренней стороны здания лечебного учреждения не отштукатурены (не покрыты огнезащитными красками или лаками), что является нарушением ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; т. 2 СНиП IIА.5-62; СП 1.13130.2009.
2. В качестве второго эвакуационного выхода со второго этажа здания стационара лечебного учреждения используется наружная открытая лестница, что является нарушением ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п. 41.1 СНиП П-А.5-62; п. п. 5.2.16, 5.2.18 СП 1.13130.2009.
3. Этажи здания не обеспечены двумя эвакуационными выходами, что является нарушением ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п. 4.6 СНиП П-А.5-62; п. 5.2.13 СП 1.13130.2009.
4. Лестничная клетка не имеет выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями, что является нарушением ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п. 4.1 б) СНиП П-А.5-62; п. 4.4.6 СП 1.13130.2009.
5. Лестничная клетка не имеет световые проемы в наружных стенах на каждом этаже, что является нарушением ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п. 4.9 СНиП П-А.5-62; п. 4.4.7 СП 1.13130.2009.
6. Здание медицинской организации, с пребыванием людей на стационарном лечении с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения дополнительно не оборудовано (оснащено) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения, что является нарушением ч. 12 ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Срок для устранения указанных нарушений установлен до 07.09.15.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения.
Судом установлено, подтверждено материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что здание больницы по ул. Ленина, 112 в п.г.т. Балашейка Сызранского района введено в эксплуатацию в существующем виде в 1965 году.
Нарушения требования пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, указанные в пунктах 1 - 5 оспариваемого Предписания, относятся к планировочным решениям здания. Их устранение требует проведения реконструкции и капитального ремонта здания.
Сведения о том, что в здании больницы проводилась реконструкция или капитальный ремонт после вступления в силу требований пожарной безопасности, на которые указывает орган пожарного надзора, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильным выводам о незаконности Предписания в части обязания устранить нарушения требований пожарной безопасности, принятых после введения здания в эксплуатацию, до проведения капитального ремонта или реконструкции здания, и обоснованно удовлетворил в этой части заявление ГБУЗ Самарской области "Сызранская центральная районная больница", ввиду чего решение суда подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ГБУЗ Самарской области "Сызранская центральная районная больница", осуществляя право оперативного управления зданием, обязано содержать его в соответствии с противопожарными правилами, соблюдать требования пожарной безопасности и выполнять предписания должностных лиц пожарной охраны, приведенные выше выводы суда не опровергают.
Ссылка в жалобе на то, что представителю надзорного органа в ходе рассмотрения дела не предоставлена возможность ознакомиться с материалами, представленными заявителем, а также дать объяснения по делу, несостоятельна.
Из материалов дела усматривается, что представитель органа пожарного надзора присутствовал в ходе подготовки дела к судебному разбирательству 06.11.14, был уведомлен о назначении слушания дела на 10.11.14, в судебное заседание 10.11.14 не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, ходатайства об отложения дела в связи с необходимостью ознакомления с дополнительно представленными материалами дела не заявлял.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сызранского районного суда Самарской области от 10 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.