Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 24.06.2016 по делу N 33а-8227/2016
Требование: Об оспаривании предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: По результатам проведенной проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, в результате чего вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Самарского областного суда от 24.06.2016 по делу N 33а-8227/2016
Требование: Об оспаривании предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: По результатам проведенной проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, в результате чего вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2016 г. по делу N 33а-8227/2016
Судья Гороховик О.В. адм.
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Шилова А.Е., Лазаревой М.А.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ГКУ СО СП "Ровесник" на решение Ленинского районного суда г. Самары от 12 апреля 2016 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
установила:
Государственное казенное учреждение Самарской области "Социальный приют для детей и подростков "Ровесник" (далее ГКУ СО СП "Ровесник") обратилось в суд с административным иском к Главному управлению МЧС России по Самарской области об оспаривании предписания.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 29.10.2015 г. по результатам проверки, проведенной Главным управлением МЧС России по Самарской области в здании ГКУ СО СП "Ровесник", установлены нарушения требований пожарной безопасности, в результате чего вынесено предписание N 4627/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
По мнению административного истца, оспариваемое предписание является незаконным, поскольку здание по адресу: <адрес> в котором располагается ГКУ СО СП "Ровесник", построено в 1957 году, поэтому требования вновь принимаемых актов и нормативных документов не распространяются на ранее возведенные здания и сооружения.
Кроме того, срок, установленный для устранения указанных нарушений, является недостаточным, поскольку в социальном приюте круглосуточно находятся дети и работы могут быть проведены только в летний период времени.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, ГКУ СО СП "Ровесник" просило суд признать незаконным предписание N 4627/1/1 от 29.10.2015 г. отдела надзорной деятельности городского округа Самара Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области в части возложения на ГКУ СО СП "Ровесник" обязанности устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности в соответствии с ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в срок до 01.06.2016 г. (пункты 4 - 7, 12 Предписания); обязать Главное управление МЧС России по Самарской области изменить срок исполнения требований пунктов N 4, 6, 7, 12 предписания на 01.09.2016 г.; признать незаконным возложение обязанности по проведению ширины маршей лестниц в соответствии с требованиями п. 6.29 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 12 апреля 2016 г. в удовлетворении заявления ГКУ СО СП "Ровесник" о признании незаконным предписания N 4627/1/1 от 29.10.2015 г. отказано.
В апелляционной жалобе ГКУ СО СП "Ровесник" просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГКУ СО СП "Ровесник" Л. доводы апелляционной жалобы поддержала и просила удовлетворить. Наличие нарушений, указанных в предписании, не оспаривает.
Представитель Главного управления МЧС России по Самарской области - Б. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно Административному регламенту Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.08.2012 N 375, исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и его территориальными органами.
Предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является: соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности; соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности; выполнение предписаний органов РПН.
В соответствии с пунктом 6 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375, органы государственного пожарного надзора и должностные лица указанных органов в соответствии с компетенцией организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан, принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении: собственников имущества; лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций; лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностных лиц в пределах их компетенции; граждан.
Пунктом 8 Регламента установлено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора при исполнении государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены обязанности руководителей организаций в области пожарной безопасности. Так, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора городского округа Самара по пожарному надзору от 25.09.2015 г. N 4627, отделением отдела надзорной деятельности городского округа Самара УНД Главного управления МЧС России по Самарской области 29.10.2015 г. в отношении ГКУ СО СП "Ровесник" была проведена плановая выездная проверка, в результате которой в здании по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем вынесено предписание N 4627/1/1 от 29.10.2015 г. об устранении нарушений с указанием срока их устранения.
Предписание составлено Главным управлением МЧС России по Самарской области в пределах полномочий, предоставленных управлению законом, порядок вынесения предписания соблюден, оспариваемые предписания содержат указание на конкретные действия.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Принимая во внимание установленные проверкой обстоятельства, а также учитывая, что наличие нарушений требований пожарной безопасности, указанных в обжалуемом предписании, не оспаривается, и, принимая во внимание, что предписание N 4627/1/1 от 29.10.2015 г. об устранении нарушений требований пожарной безопасности вынесено Главным управлением МЧС России по Самарской области в соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных данному управлению полномочий, права и свободы заявителя предписанием не нарушены, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что предписание выдано ГКУ СО СП "Ровесник" на законных основаниях.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ГКУ СО СП "Ровесник" об оспаривании предписания.
Доводы апелляционной жалобы ГКУ СО СП "Ровесник" о том, что нарушения, указанные в пункте 5 оспариваемого предписания (увеличение лестничного марша) относятся к видам работ по капитальному ремонту, не опровергают правильность выводов суда и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что указанные в предписании требования не могут быть исполнены, так как год постройки здания 1957, не может повлечь отмену обжалуемого судебного решения, поскольку оспариваемое административным истцом предписание является исполнимым.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в решении суда, не опровергают факт нарушения требований пожарной безопасности.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности в установленный срок выполнить предписание, так как в здании постоянно находятся дети, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания, поскольку сроки исполнения предписания являются разумными, а предписание исполнимым.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 12 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ СО СП "Ровесник" без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.