Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 21.03.2016 по делу N 33-2932/2016
Требование: О понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокуратурой была проведена проверка, в результате которой установлено, что исправительным учреждением длительное время ненадлежащим образом исполняются требования уголовно-исполнительного законодательства об обеспечении безопасности осужденных и сотрудников.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности нарушает право осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц на безопасность, создает угрозу уничтожения или повреждения имущества, расположенного на территории исправительного учреждения.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 21.03.2016 по делу N 33-2932/2016
Требование: О понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокуратурой была проведена проверка, в результате которой установлено, что исправительным учреждением длительное время ненадлежащим образом исполняются требования уголовно-исполнительного законодательства об обеспечении безопасности осужденных и сотрудников.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности нарушает право осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц на безопасность, создает угрозу уничтожения или повреждения имущества, расположенного на территории исправительного учреждения.
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2016 г. по делу N 33-2932/2016
Судья: Гиниятуллина Л.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Филатовой Г.В.
судей: Занкиной Е.П. Толмосовой А.А.
при секретаре: Ч.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Самарской области на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 18 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Самарской области о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности - удовлетворить.
Обязать администрацию ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Самарской области до ДД.ММ.ГГГГ устранить следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:
оборудовать автоматической пожарной сигнализацией здание участка по изготовлению швейной продукции;
в полном объеме оборудовать пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре зданий общежитий N,2,3,4".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., доводы представителя ФКУ ИК N 6 ГУФСИН России по Самарской области по доверенности С.П., поддержавшей жалобу, объяснения представителя ГУФСИН России по Самарской области по доверенности С.Е., заключение прокурора Устиновой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
установила:
Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Самарской области о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование требований истец указал, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Самарской области, в результате которой установлено, что администрацией ИК-6 длительное время ненадлежащим образом исполняются требования уголовно-исполнительного законодательства об обеспечении безопасности осужденных и сотрудников Уголовно-исполнительной системы, а также законодательства о пожарной безопасности.
Выявлены следующие нарушения: вопреки требованиям п. п. 2, 4 ППР не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности и не назначены должностные лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в следующих жилых и производственных объектах: экспериментальный участок, помещении мыловарни, производственные цеха N N 1, 3, овощехранилище, в зданиях котельной, столовой, дома культуры, участка по изготовлению швейной продукции, кузни, теплицы, контрольно- пропускного пункта (промвахты), общежитиях N N 1, 2, 3, 4. В экспериментальном участке, помещении мыловарни, производственных цехах N N 1, 3, овощехранилище, в зданиях котельной, кузни, теплицы, в участке по изготовлению швейной продукции не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа работников задействованных к проведению работ на данных объектах (п. 3 ППР). В нарушении требований п. 14 ППР не обеспечено размещение знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено" в экспериментальном участке, здании теплицы и производственном цехе N 1. Электрические светильники, расположенные в участке по изготовлению швейной продукции, экспериментальном участке, производственных цехах N N 1,3, овощехранилище, в зданиях котельной, кузни, теплицы не оборудованы плафонами (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (п. 42 ППР). Вопреки п. п. 475, 478 ППР огнетушители, установленные в участке по изготовлению швейной продукции, экспериментальном участке, в производственных цехах N N 1, 3, овощехранилище, в зданиях котельной, столовой, дома культуры, кузни, теплицы, контрольно-пропускного пункта (промвахта), общежитиях N N 1, 2, 3, 4 не имеют паспортов и в отношении них не определена периодичность осмотра и проверки. Не заделаны негорючими материалами отверстия, образовавшиеся в результате пересечения противопожарных преград (стен) инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями в экспериментальном участке, производственном цехе N 3 (п. 22 ППР). Администрацией ИК-6 вопреки Нормам пожарной безопасности НПБ 105-03 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 314, не произведены расчеты (в том числе, содержащиеся в проектной документации на строительство здания), определяющие категорию по взрывопожарной и пожарной опасности в экспериментальном участке, производственных цехах N N 1,3
(п. 2). Установлено, что здание участка ПО изготовлению швейной продукции не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, здания общежитий N 1,2, 3,4 не в полном объеме оборудованы сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не организованы работы по проведению технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта имеющейся системы автоматической пожарной сигнализации.
Представления с требованиями устранения выявленных нарушений закона администрацией ИК-6 не исполнены.
Уточнив в ходе рассмотрения исковые требования, истец просил суд обязать администрацию ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Самарской области устранить следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:
-оборудовать автоматической пожарной сигнализацией здание участка по изготовлению швейной продукции; в полном объеме оборудовать пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре зданий общежитий N 1,2,3,4.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Самарской области просит решение отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно
ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к одному из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В силу
ст. 91 вышеуказанного Закона о требованиях пожарной безопасности, помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Пунктами 4,
5 Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" и
Приказа МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 173 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности" регламентированы требования по оснащению и оборудованию помещений системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией.
Судом установлено, что Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Самарской области.
Проверкой, проведенной в ИК-6 с привлечением специалистов Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Самарской области, выявлены следующие нарушения:
- вопреки требованиям п. п. 2, 4 ППР не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности и не назначены должностные лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в следующих жилых и производственных объектах: экспериментальный участок, помещении мыловарни, производственные цеха N N 1, 3, овощехранилище, в зданиях котельной, столовой, дома культуры, участка по изготовлению швейной продукции, кузни, теплицы, контрольно пропускного пункта (промвахты), общежитиях N N 1,2, 3,4. В экспериментальном участке, помещении мыловарни, производственных цехах N N 1, 3, овощехранилище, в зданиях котельной, кузни, теплицы, в участке по изготовлению швейной продукции не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа работников задействованных к проведению работ на данных объектах (п. 3 ППР). В нарушении требований п. 14 ПНР не обеспечено размещение знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено" в экспериментальном участке, здании теплицы и производственном цехе N 1. Электрические светильники, расположенные в участке по изготовлению швейной продукции, экспериментальном участке, производственных цехах N N 1,3, овощехранилище, в зданиях котельной, кузни, теплицы не оборудованы плафонами (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (п. 42 ППР). Вопреки п. п. 475, 478 ППР огнетушители, установленные в участке по изготовлению швейной продукции, экспериментальном участке, в производственных цехах N N 1, 3, овощехранилище, в зданиях котельной, столовой, дома культуры, кузни, теплицы, контрольно-пропускного пункта (промвахта), общежитиях N N 1, 2, 3, 4 не имеют паспортов и в отношении них не определена периодичность осмотра и проверки. Не заделаны негорючими материалами отверстия, образовавшиеся в результате пересечения противопожарных преград (стен) инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями в экспериментальном участке, производственном цехе N 3 (п. 22 ППР). Администрацией ИК-6 вопреки нормам пожарной безопасности НПБ 105-03 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 314, не произведены расчеты (в том числе, содержащиеся в проектной документации на строительство здания), определяющие категорию по взрывопожарной и пожарной опасности в экспериментальном участке, производственных цехах N N 1,3
(п. 2).
Установлено также, что часть нарушений пожарной безопасности устранена, однако здание участка по изготовлению швейной продукции не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, здания общежитий N 1, 2, 3, 4 не в полном объеме оборудованы сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не организованы работы по проведению технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта имеющейся системы автоматической пожарной сигнализации.
Поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности нарушает право осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в ИК-6 на безопасность, создает угрозу уничтожения или повреждения имущества расположенного на территории исправительного учреждения, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении уточненных исковых требований прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии денежных средств для устранения требований пожарной безопасности судебной коллегией отклоняются, так как само по себе данное обстоятельство не освобождает ФКУ ИК-6 от обязанности устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда законно, обоснованно и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 18 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Самарской области - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.