Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 17.11.2015 по делу N 33-12774/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обстоятельства: Заявителю отказано в постановке на учет для получения социальной выплаты в связи с увольнением со службы и отсутствием постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, решение заявитель полагает незаконным и необоснованным, нарушающим его права.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявитель на момент подачи рапорта о предоставлении выплаты находился на службе, на него распространялись все социальные гарантии, документы для постановки на учет для получения единой социальной выплаты были представлены в полном объеме.


Апелляционное определение Самарского областного суда от 17.11.2015 по делу N 33-12774/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обстоятельства: Заявителю отказано в постановке на учет для получения социальной выплаты в связи с увольнением со службы и отсутствием постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, решение заявитель полагает незаконным и необоснованным, нарушающим его права.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявитель на момент подачи рапорта о предоставлении выплаты находился на службе, на него распространялись все социальные гарантии, документы для постановки на учет для получения единой социальной выплаты были представлены в полном объеме.

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 ноября 2015 года
судья: Сериков В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Акининой О.А.
Судей: Хаировой А.Х., Калинниковой О.А.
При секретаре: Д.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГУФСИН России по Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 07 сентября 2015 года, которым постановлено:
Заявление Н.А.И. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке Н.А.И. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить Н.А.И. с составом семьи из четырех человек на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснения представителя ГУФСИН России по Самарской области Б., по доверенности, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Н.А.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке заявителя на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУФСИН России по Самарской области с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Вместе с рапортом были предоставлены все необходимые для рассмотрения рапорта документы. В период подачи рапорта заявитель проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы.
С ДД.ММ.ГГГГ Н.А.И. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <адрес> общей площадью 18,7 кв. м. Данное жилое помещение состоит из одной комнаты. Вместе с ним проживают его супруга Н.А. и их дети: М.А., И.А. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Н.А., сам Н.А.И. жилья в собственности не имеет.
На основании приказа ГУФСИН России по Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ заявитель был уволен из уголовно-исполнительной системы по п. "в" ст. 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). На момент увольнения выслуга составляла более 21 года.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГУФСИН России по Самарской области уведомило заявителя о том, что комиссией ФСИН России принято решение отказать ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Само оспариваемое решение, в виде выписки из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ, получено Н.А.И. ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии ФСИН России, заявителю отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с увольнением Н.А.И. со службы с ДД.ММ.ГГГГ и отсутствием постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное решение комиссии ФСИН России заявитель полагает незаконным и необоснованным, нарушающим его права.
Положениями Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приобретение права на получение единовременной социальной выплаты не ставится в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника комиссией ФСИН России (до или после увольнения его из органов и учреждений уголовно-исполнительной системы). Иное, вопреки ст. 19 Конституции РФ, ставило бы в неравное положение действующих сотрудников уголовно-исполнительной системы, имеющих право на улучшение своих жилищных условий, и сотрудников, обладающих указанным правом на момент обращения с заявлением (рапортом) в территориальную подкомиссию УФСИН и уволенных из органов на момент рассмотрения заявления комиссией ФСИН России.
На основании изложенного, Н.А.И. просил удовлетворить требование о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
обязать ФСИН России, комиссию ГУФСИН России по Самарской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты поставить его с составом семьи из четырех человек на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено указанное выше решение.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что при принятии решения комиссией ФСИН России об отказе Н.А.И. в постановке на учет для предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не учтено, что положениями Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ и Постановления Правительства РФ N 369 от 24.04.2013 г. приобретение права на получение единой социальной выплаты сотрудника УИС, обратившегося в период прохождения службы за указанной мерой социальной поддержки, не ставится в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника комиссией ФСИН России (до или после увольнения его из органов и учреждений УИС).
Срок для обращения с заявлением об оспаривании решения комиссии ФСИН России Н.А.И. не пропущен.
В апелляционной жалобе ГУФСИН России по Самарской области просит отменить решение, считая, что Н.А.И. пропущен срок обращения с заявлением об оспаривании нарушенных прав, поскольку он узнал о нарушенном праве ДД.ММ.ГГГГ а в суд обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Заявитель жалобы считает, что право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения имеют сотрудники уголовно-исполнительной системы, а также граждане, уволенные со службы, но принятые на учет для получения единовременной социальной выплаты в период прохождения службы, либо принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в уголовно-исполнительной системе России.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно ч. 7 названной нормы право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 4 Закона).
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного надень принятия соответствующего решения.
К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относятся Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил).
Согласно п. 7 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через три месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 настоящих Правил.
Судом установлено, что Н.А.И. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы (УИС).
На ДД.ММ.ГГГГ общая продолжительность его службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы составила в календарном исчислении 21 год 02 месяца 15 дней.
На основании приказа начальника УФСИН России по Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ Н.А.И. уволен из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. "в" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ. До момента увольнения находился в распоряжении ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Самарской области.
Н.А.И. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 18,7 кв. м, принадлежащей на праве собственности его супруге Н.А. Кроме Н.А.И. в указанной квартире также зарегистрированы и проживают его супруга Н.А., а также их дети: М.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения и И.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, т.е. заявитель с семьей из четырех человек проживает в жилом помещении, в котором на каждого члена семьи приходится менее 5 кв. м площади жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Н.А.И. обратился с рапортом в ГУФСИН России по Самарской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив все необходимые документы, предусмотренные п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
На основании решения подкомиссии УФСИН России по Самарской области (протокол N от ДД.ММ.ГГГГ) заявление Н.А.И. с приложенными документами направлено для рассмотрения по существу в комиссию ФСИН России.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято решение об отказе Н.А.И. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Основанием для отказа в постановке на учет явилось то, что на момент рассмотрения комиссией ФСИН России рапорта Н.А.И. был уволен со службы в УИС с ДД.ММ.ГГГГ, в материалах дела отсутствовали документы, подтверждающие принятие его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы до 01.03.2005 года. Иных оснований отказа в постановке на учет не указано.
Судебная коллегия считает, что суд, оценив в совокупности собранные доказательства, пришел к обоснованному выводу о незаконности данного решения комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ.
На сотрудника, находящегося в распоряжении, распространяются все права, обязанности и гарантии социальной защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России, регламентирующими прохождение службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При принятии решения комиссией ФСИН России об отказе Н.А.И. в постановке на учет для предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не учтено, что положениями Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ и Постановления Правительства РФ N 369 от 24.04.2013 г. приобретение права на получение единой социальной выплаты сотрудника УИС, обратившегося в период прохождения службы за указанной мерой социальной поддержки, не ставится в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника комиссией ФСИН России (до или после увольнения его из органов и учреждений УИС).
Иное, вопреки ст. 19 Конституции РФ, ставило бы в неравное положение действующих сотрудников УИС, имеющих право на улучшение своих жилищных условий, и сотрудников УИС, обладающих указанным правом на момент обращения с заявлением в территориальную подкомиссию УФСИН и уволенных из органов УИС на момент рассмотрения заявления комиссией ФСИН России.
Из материалов дела следует, что заявитель обратился с заявлением в подкомиссию УФСИН России по Самарской области до увольнения из органов УИС.
Подкомиссия УФСИН России по Самарской области, располагая на основании п. 10.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России N 496 от 29.08.2013 года Приказа УФСИН России за N 496 от 21.10.2013 г. (действовавшему в момент рассмотрения рапорта заявителя), полномочиями на возвращение Н.А.И. документов в случае выявления в них каких-либо недостатков, приняла решение о соответствии данных документов требованиям закона и направлении их в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его на учет.
На момент подачи рапорта в подкомиссию УФСИН России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ Н.А.И. являлся полноправным сотрудником уголовно-исполнительной системы, на него распространялись все социальные гарантии, предусмотренные для действующих сотрудников УИС, документы для постановки на учет для получения единой социальной выплаты были представлены Н.А.И. в полном объеме, направлены в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет до увольнения его со службы.
Судебная коллегия считает, что суд пришел к правильному выводу о том, что Н.А.И. имел право на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на основании ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, а, следовательно, решение комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке его на учет с ДД.ММ.ГГГГ для предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из четырех человек является незаконным, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы о пропуске Н.А.И. трехмесячного срока, установленного законом для оспаривания решения комиссии, обоснованно не принят судом во внимание, не может он быть принят во внимание и судебной коллегией по гражданским делам, поскольку само оспариваемое решение (выписка из протокола заседания комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес заявителя письмом ГУФСИН России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. Заявление об оспаривании указанного решения было подано до истечения установленного законом трехмесячного срока.
Довод заявителя жалобы о том, что срок для обжалования решения комиссии следует исчислять с момента получения уведомления о принятом решении, не может быть принят во внимание, поскольку, лишь получив решение комиссии Н.А.И. достоверно узнал о нарушенном праве.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 07 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУФСИН России по Самарской области оставить без удовлетворения.