Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 11.04.2017 по делу N 33-4811/2017
Требование: О признании протокола недействительным, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истица уволена из таможенных органов с назначением пенсии за выслугу лет, проходя службу, истица состояла на учете по месту работы в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обратилась в таможенный орган по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, считает решение о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 11.04.2017 по делу N 33-4811/2017
Требование: О признании протокола недействительным, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истица уволена из таможенных органов с назначением пенсии за выслугу лет, проходя службу, истица состояла на учете по месту работы в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обратилась в таможенный орган по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, считает решение о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.
Решение: Требование удовлетворено.
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 апреля 2017 г. по делу N 33-4811
Судья: Бросова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей - Шилова А.Е. и Лазаревой М.А.,
при секретаре - У.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - Самарской таможни на решение Кировского районного суда города Самары от 24 января 2017 года, которым постановлено:
"Требования Ф.Г.Н. к Самарской таможне о признании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской Таможни и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения недействительным, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, удовлетворить. Признать протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской Таможни и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N недействительным. Обязать Самарскую таможню поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Ф.Г.Н. с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Самарской таможни в пользу Ф.Г.Н. расходы на услуги представителя 10 000 (десять тысяч) рублей, расходы по оплате госпошлины 300 (триста) рублей, а всего 10 300 (десять тысяч триста) рублей.",
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда - Евдокименко А.А., объяснения в поддержание апелляционной жалобы представителя ответчика - Самарской таможни - Ю., возражения на доводы жалобы истца - Ф.Г.Н. и ее представителя - Б., судебная коллегия
установила:
Истец - Ф.Г.Н. обратилась в суд с иском о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (признании недействительным соответствующего ненормативного акта об отказе в постановке на соответствующий учет) и возложении обязанности по постановке на соответствующий учет к ответчику Самарской таможне в обоснование своих требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец уволена из таможенных органов РФ, а именно из Самарской таможни, с назначением пенсии за выслугу лет. Проходя службу в Самарской таможне, истец состояла на учете по месту работы, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась в Самарскую таможню по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, в соответствии со
ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В ответ на ее обращение Самарская таможня направила письмо от ДД.ММ.ГГГГ N из которого узнала, что не состоит в Самарской таможне на учете нуждающихся в улучшении жилищных условии. После ее обращения с жалобой в Федеральную таможенную службу России, получила ответ из Приволжского таможенного управления ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N в котором сообщалось, что решение Самарской таможни о снятии ее с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является необоснованным. ДД.ММ.ГГГГ вынуждена была в очередной раз обратиться в Самарскую таможню по вопросу восстановления ее на учете как нуждающегося в улучшении жилищных условий. После чего решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N восстановлена в списке лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, как необоснованно снятая. Но ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения Жилищно-бытовой комиссии Самарской таможни (протокол N), истца в очередной раз, необоснованно сняли с очереди на улучшение жилищных условий. Данное решение обжаловано в Кировский районный суд города Самары. Решением Кировского районного суда от 4 мая 2016 года по делу N 2-1794/16 протокол заседания жилищно-бытовой комиссии Самарской таможни N от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным, и она восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий. Определением апелляционной инстанции от 12 июля 2016 года по делу N 33-8859/2016 решение Кировского районного суда оставлено без изменения. Во исполнение решения Кировского районного суда от 4 мая 2016 года N 2-1794/16 протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии Самарской таможни N от ДД.ММ.ГГГГ истец восстановлена в списке лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по Самарской таможне на 2016 год под N. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ истец также обращалась в Самарскую таможню по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, в соответствии со
ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В ответ на ее обращение получено письмо Самарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N в котором начальник таможни сообщает, что в соответствии со
ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ гражданам РФ, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со
ст. 4 названного Закона, но в связи с тем, что истец в настоящее время не состоит в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, то отсутствует правовое основание для предоставления единовременной социальной выплаты. После вступления в силу решения суда о восстановлении ее в очереди на улучшение жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Самарскую таможню с предложением пересмотреть ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ о выделении единовременной социальной выплаты. Но заявление так и осталось без рассмотрения. ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратилась в Самарскую таможню на основании
ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ с заявлением о выделении истцу единовременной социальной выплаты на приобретение жилья. Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и в случаях, установленных законодательством РФ членам их семей сотрудников и гражданам, уволенным со службы в таможенных органах, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, в связи с отсутствиям факта постановки ее на учет в период прохождения службы в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (письмо Самарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N). Уведомляя ее об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты комиссия даже не указала норму права, на основании которой принято данное решение, а в соответствии с одним из принципов публичных правоотношений федеральный орган исполнительной власти должен действовать исключительно на основании норм, предусмотренных законом. Истец считает данное решение Самарской таможни незаконным по следующим основаниям. На основании Решения Кировского районного суда от 4 мая 2016 года N 2-1794/16 и протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Самарской таможни N от ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Самарской таможне под N, и принята на данный учет в 1994 году, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец уволена из таможенных органов РФ, с назначением пенсии за выслугу лет. Согласно
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ уволенные со службы в таможенных органах граждане РФ, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, и совместно проживающие с ними члены семьи, сохраняют право состоять на данном учете до представления им жилых помещений по договорам социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность, по желанию названных лиц им может быть предоставлена единовременная социальная выплата с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истец проживает в коммунальной квартире, не отвечающей установленным для жилых помещений требования, что установлено в процессе рассмотрения гражданского дела N 2-1794/16, между тем, в уведомлении Самарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N не указаны правовые основания отказа в принятии истца на названный учет. На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений, истец просил суд: 1) признать протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и в случаях, установленных законодательством РФ членам их семей сотрудников и гражданам, уволенным со службы с таможенных органах, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N недействительным; 2) обязать Самарскую таможню поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ; 3) присудить истцу с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя и по оплате государственной пошлины.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ответчик - Самарская таможня считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы - Самарской таможни судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Федеральный
закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Пунктом 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в том числе, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно
ч. 5 ст. 4 этого же Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (
ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу требований
ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным
кодексом Российской Федерации. Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в
части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со
статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Частью 6 ст. 4 названного Федерального закона определено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены "
Правила предоставления единовременной социальной выплаты...", так в силу п. 27 указанных Правил сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам РФ, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников. Пунктом 7 Правил определено, что условия для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо отказ в постановке на учет, определены
ч. 3 ст. 4 названного Федерального закона.
Согласно п. 11 названных Правил проверка комплектности и правильности заполнения документов возложена на Комиссию таможенного органа, а пункт 24 предусматривает единственное основание, по которому гражданину, уволенному со службы в таможенных органах можно отказать в постановке на учет, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной Комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В соответствии с пп. Ж, пункта 20 соответствующего Порядка условия постановки гражданина на учет на получение единовременной социальной выплаты должны соответствовать
ч. 3 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что граждане, уволенные со службы в таможенных органах с правом получения пенсии за выслугу лет, принятые в период службы (до 1 марта 2005 года) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право на предоставление спорной единовременной социальной выплаты, а отказано в предоставлении названой выплаты, следовательно, и в постановке на соответствующий учет, им может быть только по основаниям предусмотренным
ч. 3 ст. 4 названного Федерального закона.
Вместе с тем, по смыслу закона, так как постановка на соответствующий учет носит заявительный характер, очередность лиц принятых на указанный учет должна определяться исходя из времени подачи соответствующих заявлений.
Из материалов дела видно, что согласно сообщению Самарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ истец - Ф.Г.Н. не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку ее трудовые отношения с Самарской таможней прекращены в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д. 16 - 17). Согласно сообщению Самарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ по решению жилищно-бытовой комиссии Самарской таможни истец - Ф.Г.Н. восстановлена ДД.ММ.ГГГГ в список нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий под N (л.д. 18). ДД.ММ.ГГГГ истец - Ф.Г.Н. обратилась в Самарскую таможню с заявлением о предоставлении ей единовременной социальной выплаты для приобретения жилья, так как проживает в коммунальной квартире (л.д. 22). Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ принято решение отказать в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения Ф.Г.Н. (л.д. 62 - 63). Согласно сообщению Самарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что Ф.Г.Н. не состоит в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий, от отсутствуют основания для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения (л.д. 23).
Судом первой инстанции также установлено, что решением Кировского районного суда города Самары от 4 мая 2016 года исковые требования Ф.Г.Н. к Самарской таможне о признании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии недействительным удовлетворены. Признан недействительным протокол заседания жилищно-бытовой комиссии Самарской таможни N от ДД.ММ.ГГГГ, истец восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий (л.д. 10 - 12). ДД.ММ.ГГГГ данный судебный акт вступил в законную силу. Данным судебным постановлением в частности установлено, что истец - Ф.Г.Н. работала в Самарской таможне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволена по собственному желанию, что подтверждается трудовой книжкой, выданной на имя истца, приказами, заявлением. Согласно справке Приволжского Таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ истец - Ф.Г.Н. состоит на учете в отделе пенсионного обеспечения Приволжского таможенного управления в качестве получателя пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с
Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Выслуга лет для назначения пенсии составляет 24 года 17 дней. В период работы в Самарской таможне истец - Ф.Г.Н. поставлена на очередь, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, что не оспаривалось сторонами при рассмотрении гражданского дела N 2-1794/16 (л.д. 10 - 12).
Также из материалов дела видно, что согласно сообщению Самарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии Самарской таможни, комиссия решила восстановить Ф.Г.Н. в списке лиц, состоящих на учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по Самарской таможне на 2016 года под N (л.д. 13). К материалам дела приобщен протокол N заседания жилищно-бытовой комиссии Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14 - 15). ДД.ММ.ГГГГ истец - Ф.Г.Н. обратилась в Самарскую таможню с заявлением о постановки ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ согласно справке, от Ф.Г.Н. приняты документы, необходимые для рассмотрения данного вопроса (л.д. 25 - 27, 28). Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссия приняла решения отказать пенсионеру таможенной службы Самарской таможни Ф.Г.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с отсутствием факта постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты в период прохождения службы (л.д. 44 - 46). Согласно уведомлению Самарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ истцу - Ф.Н. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с отсутствием факта постановки ее на учет в период прохождения службы в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (л.д. 21).
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения иска, а именно признании за истцом права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также возложении на ответчика обязанности поставить истца на соответствующий учет с даты подачи заявления - с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что правовых оснований к отказу в принятии истца на соответствующий учет у ответчика не имелось, в том числе на момент подачи первоначального заявления, то есть на ДД.ММ.ГГГГ.
Также суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости, в порядке предусмотренном
ст. ст. 98 и
100 ГПК, присудить истцу с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 10 000 рублей и по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца спорного права, ввиду того, что оно не возникло в период прохождения службы, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм права, между тем, в период прохождения службы данное право у истца возникнуть не могло по объективным причинам, так как вышеназванный закон вступил в действие более чем через десять лет, после увольнения истца со службы, однако законодатель распространил его действие и на лиц уволенных со службы до вступления закона в силу.
Все остальные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в
ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь
ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Кировского районного суда города Самары от 24 января 2017 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Самарской таможни - без удовлетворения.