Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 11.09.2018 по делу N 33-11155/2018
Требование: О признании незаконным приказа об увольнении и восстановлении нарушенных прав.
Обстоятельства: Истец указывает, что в приказе об увольнении неверно определена продолжительность выслуги лет.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 11.09.2018 по делу N 33-11155/2018
Требование: О признании незаконным приказа об увольнении и восстановлении нарушенных прав.
Обстоятельства: Истец указывает, что в приказе об увольнении неверно определена продолжительность выслуги лет.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2018 г. по делу N 33-11155/2018
Судья: Грищенко Э.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Черкуновой Л.В.,
судей - Хаировой А.Х., Никоновой О.И.,
при секретаре - Л.,
с участием прокурора - Атяскиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе И. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 18 июня 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования И. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области о признании незаконным приказа об увольнении и восстановлении нарушенных прав - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
И. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области (далее - ГУ МЧС по Самарской области) о признании незаконным приказа об увольнении и восстановлении нарушенных прав.
В обоснование иска с учетом уточнений указал, что с 19.11.1998 г. он проходил службу в ГУ МЧС России по Самарской области в различных должностях. На основании приказа N от 31.07.2009 г. он назначен на должность начальника караула 44 пожарной части 8 отряда (договорной).
Приказом N от 20.10.2010 г. его служба приостановлена с 28.10.2010 г. на основании поданного им рапорта о приостановлении службы в связи с избранием на выборную должность органа местного самоуправления - Главы сельского поселения <данные изъяты>.
05.03.2018 г. он был поставлен в известность об увольнении и необходимости явиться для ознакомления с приказом. В этот же день он ознакомлен с приказом об увольнении под роспись.
Приказом N от 05.03.2018 г. по личному составу он уволен со службы в федеральной противопожарной службе по п. 11 ч. 3 ст. 83 (в связи с истечением срока, для возобновления службы в федеральной противопожарной службе) Федерального закона Российской Федерации от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ), с 03.12.2013 г., с выслугой лет в календарном исчислении 18 лет 5 месяцев 23 дня.
21.05.2018 г. он ознакомлен с приказом N от 17.05.2018 г. ГУ МЧС России по Самарской области об отмене приказа ГУ МЧС России по Самарской области от 05.03.2018 г. N и с приказом N от 21.05.2018 г. о его увольнении по п. 11 ч. 3 ст. 83 (в связи с истечением срока, для возобновления службы в федеральной противопожарной службе) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ, с выслугой лет в календарном исчислении 18 лет 05 месяцев 23 дня.
С указанным приказом он не согласен, считает его незаконным и необоснованным.
В соответствии с п. 88 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной Приказом МЧС России от 03.11.2011 г. N 668, предусмотрено, что в соответствии со статьей 20.1 Положения сотрудник, избранный (назначенный), в том числе, главой муниципального образования, на период осуществления указанных полномочий приостанавливает службу либо увольняется со службы по собственному желанию.
После прекращения указанных полномочий сотруднику, по его желанию, предоставляется ранее занимаемая должность, а в случае, если она замещена другим сотрудником - иная равноценная должность по прежнему либо, с его согласия, иному месту службы.
На период издания приказа об увольнении он продолжает исполнять полномочия главы сельского поселения <данные изъяты>, в связи с чем основания для его увольнения в соответствии с п. 11 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ не наступили. Считает, что факт освобождения его от исполнения полномочий Главы сельского поселения <данные изъяты> досрочно, перевода на другую должность, а затем с ДД.ММ.ГГГГ назначения на должность Главы Администрации с. <данные изъяты> с избранием вновь ДД.ММ.ГГГГ на должность Главы сельского поселения <данные изъяты>, не могут свидетельствовать о нарушении им установленного порядка и не является на период издания приказа основанием для увольнения.
Указывает, что в приказе об увольнении ответчиком неверно определена продолжительность выслуги лет, поскольку фактически его стаж составил 22 года 11 месяцев 07 дней.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, И. просил суд признать приказ N от 21.05.2018 г. по личному составу об увольнении по п. 11 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" капитана внутренней службы И. (N), бывшего начальника караула 44 пожарной части государственного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Самарской области (договорной), (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), 21.05.2018 г., незаконным; восстановить его, И., трудовые и иные права в связи с прохождением государственной противопожарной службы, обязав ГУ МЧС России по Самарской области продлить приостановление службы на срок исполнения полномочий главы сельского поселения <данные изъяты>.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит И. Указывает, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, применен закон, не подлежащий применению. Считает, что работодателем фактически продлено приостановление его службы по его письменным заявлениям. Судом неправомерно применены к спорным правоотношениям положения Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ, поскольку на момент увольнения 03.12.2013 г. указанный Закон не был принят. Положение о службе и Инструкция не содержали процедурных правил относительно сроков подачи письменных уведомлений.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца К.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ГУ МЧС России по Самарской области К.Ю. просила решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Из материалов дела следует, что И. проходил службу с 19.11.1998 г. на основании приказа N от 19.11.1998 г. УВД Самарской области N по личному составу в должности мастера-пожарного 74 специализированной пожарной части 8 отряда Государственной противопожарной службы УВД Самарской области; на основании приказа N по личному составу от 08.02.2000 г. в должности старшего инструктора - пожарного 74 специализированной пожарной части; на основании приказа N по личному составу от 01.02.2001 г. в должности инспектора Государственного пожарного надзора 44 пожарной части; на основании приказа N по личному составу от 18.05.2001 г. в должности старшего инженера и руководителя смены 74 специализированной пожарной части; на основании приказа N по личному составу от 18.03.2002 г. в должности начальника караула 44 пожарной части 8 отряда; на основании приказа ГУ МЧС по Самарской области N по личному составу от 10.08.2004 г. в должности начальника караула 44 пожарной части 8 отряда; на основании приказа ГУ МЧС России по Самарской области N по личному составу от 22.08.2005 г. в должности начальника караула 44 пожарной части 8 отряда; на основании приказа N -ВС от 31.07.2009 г. в должности начальника караула 44 пожарной части 8 отряда (договорной).
27.10.2010 г. И. на имя начальника ГУ МЧС России по Самарской области подан рапорт, в котором он просил приостановить службу в Государственной противопожарной службе на период осуществления полномочий главы сельского поселения <данные изъяты> с 28.10.2010 г.
Приказом ГУ МЧС России от 20.10.2010 года N "по личному составу" на основании указанного выше рапорта приостановлена служба И. в Государственной противопожарной службе МЧС России с 28.10.2010 г. на срок исполнения полномочий конкретной должности в конкретном органе местного самоуправления - главы сельского поселения <данные изъяты>.
Согласно записям в трудовой книжке 02.12.2013 г. истец освобожден от исполнения полномочий главы сельского поселения <данные изъяты> досрочно по собственному желанию. 03.12.2013 г. он назначен на иную должность - исполняющим обязанности главы Администрации <данные изъяты> 31.12.2013 г. переведен на должность заместителя главы администрации района - руководителя аппарата администрации <данные изъяты> и 12.05.2014 г. трудовой договор с ним расторгнут. На основании решения собрания представителей сельского поселения <данные изъяты> от 15.04.2014 г. N И. назначен главой администрации сельского поселения <данные изъяты>, 26.10.2015 г. уволен в связи с отставкой. На основании решения собрания представителей сельского поселения <данные изъяты> от 27.10.2015 г. N истец избран главой сельского поселения <данные изъяты>.
Из материалов дела следует, 19.02.2018 г. в ГУ МЧС России по Самарской области от И. поступила копия Решения Собрания Представителей сельского поселения <данные изъяты> от 15.04.2014 г. N "О назначении Главы Администрации сельского поселения <данные изъяты>" и копия Решения Собрания Представителей сельского поселения <данные изъяты> от 27.10.2015 г. N "Об избрании Главы сельского поселения <данные изъяты> по результатам конкурса", для уведомления.
Приказом ГУ МЧС России по Самарской области от 05.03.2018 г. N "по личному составу" капитан внутренней службы И. уволен 03.12.2013 г. из Государственной противопожарной службы по п. 11 ч. 3 ст. 83 Федерального закона N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с истечением срока для возобновления службы в федеральной противопожарной службе. Выслуга лет по состоянию на 03.12.2013 г. составляет в календарном исчислении - 18 лет 05 месяцев 23 дня.
Приказом ГУ МЧС России по Самарской области от 17.05.2018 г. N "по личному составу" отменен приказ ГУ МЧС России по Самарской области от 05.03.2018 г. N.
21.05.2018 г. издан приказ ГУ МЧС России по Самарской области от 21.05.2018 г. N "по личному составу" об увольнении капитана внутренней службы И. со службы в федеральной противопожарной службе 21.05.2018 г. по п. 11 ч. 3 ст. 83 Федерального закона N 141-ФЗ.
Истец ознакомлен с указанным приказом под роспись и получил его копию 21.05.2018 г.
Согласно пункту 88 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной Приказом МЧС РФ от 03.11.2011 г. N 668 (далее по тексту - Инструкция), в соответствии со статьей 20.1 Положения сотрудник, избранный (назначенный) членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избранный депутатом представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, назначенный на должность главы местной администрации, на период осуществления указанных полномочий приостанавливает службу либо увольняется со службы по собственному желанию.
При этом обязанность по своевременному информированию руководителя соответствующей организации МЧС России об избрании (назначении) сотрудника на соответствующую должность, а также его увольнении либо освобождении от указанной должности возлагается на сотрудников.
После прекращения указанных полномочий сотруднику, по его желанию, предоставляется ранее занимаемая должность, а в случае, если она замещена другим сотрудником - иная равноценная должность по прежнему либо, с его согласия, иному месту службы.
Период осуществления указанных полномочий сотрудникам засчитывается в календарном исчислении в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного специального звания, выплату процентной надбавки, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж службы и выслугу лет для назначения пенсии.
С учетом ст. 96 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе, нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Таким образом, Инструкция, утвержденная Приказом МЧС РФ от 03.11.2011 г. N 668, до настоящего времени не утратившая силу, в которую после принятия Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ вносились изменения Приказами МЧС России от 12.09.2017 N 381, от 06.10.2017 г. N 431, от 06.10.2017 N 430), применима к спорным правоотношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
После вступления в силу Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ был конкретизирован порядок действий работника после истечения срока приостановления службы в связи с избранием его на выборную должность органа местного самоуправления и установлено основание для увольнения работника в связи с несоблюдением данного порядка (как основание для увольнения по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон).
Из материалов дела следует, что после освобождения от исполнения полномочий главы сельского поселения <данные изъяты> 02.12.2013 г. и его назначения на иную должность, И. не было обеспечено соблюдение положений пункта 88 Инструкции, утвержденной Приказом МЧС РФ от 03.11.2011 г. N 668, и не был представлен рапорт о намерении продолжить или прекратить службу в связи с прекращением исполнения полномочий главы сельского поселения <данные изъяты>, на срок исполнения которого приостанавливалась служба в Государственной пожарной службе приказом ГУ МЧС России от 20.10.2010 года N "по личному составу". С рапортом о приостановлении службы в связи с назначением его на должность главы администрации сельского поселения <данные изъяты>, истец к ответчику также не обращался.
Согласно ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ, если в течение одного месяца (не считая периодов временной нетрудоспособности) после окончания приостановления службы в федеральной противопожарной службе сотрудник не уведомит в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя о намерении продолжить или прекратить службу в федеральной противопожарной службе, заключенный с ним контракт расторгается по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 3 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ.
Согласно п. 11 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ, контракт подлежит расторжению, а сотрудник федеральной противопожарной службы увольнению со службы в федеральной противопожарной службе: в связи с истечением срока, установленного частью 5 статьи 37 настоящего Федерального закона для возобновления службы в федеральной противопожарной службе.
Оценив обстоятельства дела в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований И. о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении трудовых прав, поскольку И., несмотря на освобождение от исполнения полномочий главы сельского поселения <данные изъяты> 02.12.2013 г. и его назначение 03.12.2013 г. на должность исполняющего обязанности главы Администрации <данные изъяты>, были нарушены как нормы действовавшего на тот момент законодательства об уведомлении руководителя соответствующей организации МЧС России, так и нормы Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" после вступления их в силу. Рапорты об освобождении истца от должности главы сельского поселения <данные изъяты>, в связи с занятием которой была приостановлена его служба в федеральной противопожарной службе, в установленный законодательством срок не подавался.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно применены к спорным правоотношениям положения Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ, поскольку на момент увольнения 03.12.2013 г. указанный Закон не был принят, Положение о службе и Инструкция не содержали процедурных правил относительно сроков подачи письменных уведомлений, не могут быть приняты во внимание, поскольку уволен истец приказом N от 21.05.2018 г., основанием увольнения указан п. 11 ч. 3 ст. 83 приведенного Закона, а потому судебная коллегия соглашается с применением судом при разрешении спора требований Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ.
Кроме того, на момент прекращения полномочий главы сельского поселения <данные изъяты> в соответствии с п. 88 Инструкции, утвержденной Приказом МЧС РФ от 03.11.2011 г. N 668, И. также должен был своевременно проинформировать руководителя соответствующей организации МЧС России об освобождении от указанной должности, а также о своем намерении продолжить службу либо уволиться. Материалами дела подтверждается, что такая обязанность истцом своевременно не исполнена. Необходимые документы истец направил в адрес ответчика лишь 19.02.2018 г. Отсутствие указания в Инструкции на конкретный срок подачи письменных уведомлений, не свидетельствует о незаконности увольнения истца, поскольку речь идет о своевременном информировании работодателя о наступлении юридически значимых обстоятельствах, т.е. соблюдении разумных сроков.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком неверно исчислена выслуга лет на дату увольнения, также являются несостоятельными. Из материалов дела следует, что приказом ГУ МЧС России по Самарской области N от 20.10.2010 г. приостановлена служба истца на срок исполнения полномочий по конкретной должности - главы сельского поселения <данные изъяты>, после прекращения которых - 02.12.2013 г. истец к ответчику с рапортом о продолжении службы не обращался, приказ о продолжении службы истца не издавался, так же как не принимался приказ о приостановлении службы И. в связи с повторным избранием на выборную должность. При таких обстоятельствах включать в выслугу лет истца период его деятельности после 02.12.2013 г. у ответчика оснований не имелось даже с учетом того, что занимаемые истцом после указанной даты должности давали ему право на приостановление государственной противопожарной службы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что уже в 2015 и 2016 г.г. ответчик достоверно знал о прекращении его полномочий в должности главы сельского поселения со 02.12.2013 г., основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку имело место обращение И. к работодателю по иным вопросам, в частности по вопросу назначения пенсии. Однако, как указывалось ранее, в установленный законом срок рапортом истец не доводил до сведения ответчика о своем намерении продолжить службу либо уволиться, а потому оснований полагать, что приостановление его службы автоматически было продлено на новый срок, вплоть до настоящего времени, не имеется. Закон не предусматривает возможность продления приостановления федеральной противопожарной службы.
Следует также принять во внимание, что в данном случае п. 11 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ устанавливает императивную обязанность работодателя по расторжению контракта и увольнению сотрудника федеральной противопожарной службы, вне зависимости от воли сторон, в связи с чем доводы истца об осведомленности ответчика о смене И. работы в 2015 - 2016 г.г., правового значения не имеют. К тому же, обязанность истца уведомить работодателя наступила в 2013 г., уважительных причин неисполнения такой обязанности, И. не приведено.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана, надлежащая правовая оценка, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 18 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И. - без удовлетворения.
Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.