Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 10.04.2018 по делу N 33-4345/2018
Требование: О признании решения незаконным и возложении обязанностей по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Решением комиссии истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Также в решении указано на непредоставление истцом выписки из реестра.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 10.04.2018 по делу N 33-4345/2018
Требование: О признании решения незаконным и возложении обязанностей по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Решением комиссии истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Также в решении указано на непредоставление истцом выписки из реестра.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2018 г. по делу N 33-4345/2018
Судья: Саломатин А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Акининой О.А.
судей Черкуновой Л.В., Хаировой А.Х.,
при секретаре: Б.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Б.А. на решение Самарского районного суда г. Самары от 25 января 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования Бикс А.И. к Управлению ФСИН России по Самарской области, ФСИН России о признании решения незаконным и возложении обязанностей по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Бикс А.И. обратился в суд с иском к Управлению ФСИН России по Самарской области, ФСИН России о признании решения незаконным и возложении обязанностей по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований Бикс А.И. указал, что проходит службу в органах ФСИН России по Самарской области. 21.07.2014 г. он обратился к ответчику с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Решением комиссии ФСИН России от 01.12.2016 г. ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м. Также в решении указано на не предоставление истцом выписки из ЕГРН на сына.
Данный отказ Бикс А.И. считает незаконным, нарушающим его право на получение единовременной социальной выплаты, право пользования жилым помещением у него не возникло, поскольку финансово-лицевой счет на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на его имя открыт формально, в связи с регистрацией по указанному адресу, на праве собственности ему не принадлежит.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Бикс А.И. просил признать решение комиссии ФСИН России незаконным, обязать ответчика устранить допущенные нарушения закона путем постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с составом семьи из одного человека с 01.11.2014 г.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Бикс А.И. по доводам апелляционной жалобы.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Бикс А.И. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель УФСИН России по Самарской области К. просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что истец Бикс А.И. состоял в зарегистрированном браке с ФИО1, который ДД.ММ.ГГГГ прекращен на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о расторжении брака серии N
По сведениям послужного списка и копии паспорта, Бикс А.И. имеет несовершеннолетнего ребенка (сына) ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Судом установлено, что с 05.08.2005 г. по настоящее время истец зарегистрирован в жилом доме общей площадью 35,8 кв. м по адресу: <адрес>, иных зарегистрированных лиц нет.
По сведениям Управления Росреестра по Самарской области по состоянию на 15.07.2014 г., информация о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости отсутствует.
Установлено также, что 21.07.2014 г. Бикс А.И., являясь сотрудником ФКУ <данные изъяты> ГУФСИН России по Самарской области (начальником <данные изъяты>), с общей выслугой в календарном исчислении более 25 лет, обратился с рапортом в ФСИН России по Самарской области о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации".
Территориальная подкомиссия ГУФСИН по Самарской области 08.08.2014 г. приняла решение о направлении документов истца Б.А. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке истца на учет.
01.12.2016 г. комиссией ФСИН России принято решение об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 N 283-ФЗ). Также комиссией установлено, что истцом не представлена выписка из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, предоставленные всеми территориальными Управлениями Росреестра на сына.
Истец Бикс А.И. утверждает, что фактически по месту регистрации по адресу: <адрес>, не проживает, его регистрация в данном жилом помещении носит формальный характер. Кроме того, в настоящее время сын совместно с ним не проживает, членом его семьи не является, в связи с чем требование о предоставлении выписки из ЕГРН на несовершеннолетнего ребенка является неправомерным.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который закрепляет как право указанных сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 данного закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ и пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с указанной нормой Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 Г. N 369) наряду с заявлением сотрудник должен предоставить также выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
В случае если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; копию договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма).
Как установлено судом и следует из материалов дела, к заявлению о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты истцом в отношении жилого помещения, в котором он зарегистрирован с 2005 года по адресу: <адрес>, приложены следующие документы: выписка из домой книги, выписки по лицевым счетам по оплате коммунальных услуг за 5 лет, которые оформлены на Б.А.
Также из материалов дела усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежал деду истца - ФИО3, умершему ДД.ММ.ГГГГ
Единственным наследником ФИО3 являлся отец истца Б.А. - ФИО4, умерший ДД.ММ.ГГГГ., о чем указывал в судебном заседании истец. При жизни ФИО4 не оформил наследственное имущество (жилой дом по вышеуказанному адресу) в свою собственность.
Наследником последнего является его супруга ФИО5, вступившая в права наследования в установленном законом порядке, что следует из справки нотариуса ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом первой инстанции верно указано, что отсутствие регистрации права собственности за наследниками в соответствии со ст. 1111, 1112, 1153 Гражданского кодекса РФ не свидетельствует об отсутствии у них права на наследственное имущество. Истец Бикс А.И. постоянно по месту жительства зарегистрирован в жилом доме, являющимся наследственным имуществом, оформил на себя лицевой счет по оплате коммунальных услуг, несет бремя его содержания, что указывает на возникновение у него права пользования данным жилым помещением.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции верно указал, что на момент подачи заявления (рапорта) у истца отсутствовали основания для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м на человека, и сделал правильный вывод, что установленные комиссией ФСИН России обстоятельства не являются формальными, свидетельствует о наличии у комиссии ФСИН России достаточных оснований к отказу в удовлетворении заявления истца о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Доводы истца о том, что его сын, проживающий с матерью - бывшей его супругой, членом семьи истца не является, не указан им в рапорте на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем отсутствует необходимость предоставления на него документов, обоснованно не приняты судом во внимание.
В соответствии со ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
В пункте 3 части 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ указано, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Документы о лишении либо ограничении истца родительских прав в отношении сына, об определении места жительства ребенка с бывшей супругой истца материалы дела не содержат. Следует также отметить, что рождение сына имело место после расторжения брака с ФИО1
Непредставление истцом информации на сына исключило возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности истца жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены постановленного решения.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении комиссией ФСИН России сроков рассмотрения заявления истца, не могут быть приняты во внимание, поскольку само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности принятого решения комиссией ФСИН России. Несвоевременное получение выписки из протокола истцом не явилось препятствием для реализации его права на оспаривание решения комиссии ФСИН России. При этом, истцом не предпринимались действия по обжалованию действий (бездействия) комиссии в связи с длительным не рассмотрением его заявления (рапорта) о предоставлении единовременной социальной выплаты.
Доводы жалобы о том, что единственным наследником деда истца ФИО3 (умер в ДД.ММ.ГГГГ г.) является его родная сестра ФИО7, которая имеет намерение вступить в права наследования, в т.ч. жилого дома и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес>, что подтверждается нотариально заверенным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть учтены, поскольку с таким заявлением ФИО7 обратилась к нотариусу после принятия оспариваемого решения комиссии ФСИН России и судебного решения, что расценивается судебной коллегией как желание сформировать в интересах истца доказательственную базу. Данных, свидетельствующих о том, что отец истца фактически в права наследства после смерти своего отца ФИО3 не вступил, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец после смерти отца ФИО4 отказался от принятия наследства, о чем свидетельствует приложенное к апелляционной жалобе нотариально удостоверенное заявление от ДД.ММ.ГГГГ, основанием к отмене решения суда первой инстанции являться не могут, поскольку указанные документы комиссии ФСИН России представлены не были, им оценка не давалась. К тому же, в права наследования после смерти супруга вступила ФИО5 - мать истца, членом семьи которой в силу закона является истец.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец фактически в доме по адресу: <адрес>, не проживал, правового значения для разрешения спора не имеют, поскольку по указанному адресу истец имеет регистрацию по постоянному месту жительства, следовательно, сохраняет за собой право пользования указанным помещением. С 2005 г. право пользования истца жилым домом никем не оспаривалось.
Другие доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку с изложением соответствующих мотивов. Основания для переоценки выводов суда отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 25 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.А. - без удовлетворения.
Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.