Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 04.03.2016 по делу N 33а-2775/2016
Об оставлении без изменения решения Красноярского районного суда Самарской области от 29.12.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным приказа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 29.09.2015 N 399 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31 декабря 2008 года N 126/12".


Апелляционное определение Самарского областного суда от 04.03.2016 по делу N 33а-2775/2016
Об оставлении без изменения решения Красноярского районного суда Самарской области от 29.12.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным приказа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 29.09.2015 N 399 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31 декабря 2008 года N 126/12".

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2016 г. по делу N 33а-2775/2016
Судья: Тремасова Н.А.
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Шилова А.Е.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе К.И. на решение Красноярского районного суда Самарской области от 29 декабря 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска К.И. к министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным приказа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 29 сентября 2015 года N 399 в части утверждения отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя К.И. - К.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области П., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
К.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании недействительным приказа от 29 сентября 2015 года N 399 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31 декабря 2008 года N 126/12".
С учетом изменения в соответствии с ч. 1 ст. 46 КАС РФ основания административного иска, представитель административного истца ссылался на отсутствие у министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области полномочий на издание оспариваемого приказа.
Судом постановлено вышеуказанное решение (том 1 л.д. 244-255).
В апелляционной жалобе К.И. просит решение отменить, как постановленное с нарушение норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении ее административного искового заявления (том 2 л.д. 4-9).
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, не согласившись с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представило отзыв с обоснованием своей позиции, просило судебный акт оставить без изменения (том 2 л.д. 13-18).
Проверив законность принятого судом решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земельного фонда находятся в федеральной собственности. Право предоставления земельных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1, 2 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи.
Приказом Рослесхоза от 22.12.2011 года N 545 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, который применяется с 29.04.2012 года.
В пункте 3 Порядка указано, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.
Лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов (пункт 5).
Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9 Порядка).
Исходя из пункта 11 Порядка отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Согласно п. 2.1 Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 (далее - Положение), в ведении министерства находится нормативное правовое регулирование в сфере лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования на территории Самарской области, осуществление лесного планирования и организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В соответствии с п. п. 20 п. 2.2. Положения, в рамках закрепленных предметов ведения министерство осуществляет полномочия по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Как следует из материалов дела, между административным истцом и Самарским лесхозом был заключен договор N 126 от 9 октября 2001 года аренды лесного участка в квартале N 12 Пригородного лесничества площадью 0,06 га из состава земель лесного фонда для культурно-оздоровительных целей, указанный договор прошел государственную регистрацию (том 1 л.д. 59-66).
В связи с вступлением в силу нового Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) договор был переоформлен на договор N 126/12 от 31 декабря 2008 года аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности по адресу: <адрес> с категорией земель: "земли лесного фонда", который также прошел государственную регистрацию (том 1 л.д. 50-58).
К.И. был разработан проект освоения лесов на находящийся у нее в аренде лесной участок (л.д. том 1 л.д. 40-141).
29 сентября 2015 года Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области утвердило отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка N 126/12 от 31 декабря 2008 года (том 1 л.д. 19-22), о чем свидетельствует приказ N 399 (том 1 л.д. 16).
Как установлено судом и подтверждается содержанием заключения, основанием для составления экспертной комиссией отрицательного заключения явилось выявление несоответствия предусмотренных проектом мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Самарского лесничества, Лесному плану Самарской области, утвержденному постановлением Губернатора Самарской области от 31 декабря 2008 года N 149 с изменениями, утвержденными постановлениями Губернатора Самарской области от 9 апреля 2012 года N 36, от 4 апреля 2014 года N 78, законодательству Российской Федерации. Данный факт явился также основанием для издания вышеуказанного приказа министерства.
Так, экспертной комиссией министерства установлено:
- проектом предусматривается размещение на арендованном лесном участке таких объектов не связанных с созданием лесной инфраструктуры как "некапитальное нестационарное строение", некапитальное нестационарное строение для временного хранения автомобиля", которые не соответствуют перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защиты лесов, утвержденному распоряжением Правительства российской Федерации от 27 мая 2013 года N 849-р;
- выполненное на арендованном участке до 1998 года его ограждение из профилированного листа в нарушение требований пункта 8 статьи 11 Лесного кодекса препятствует доступу на него гражданам;
- согласно прилагаемой к проекту выписки из ГКН арендуемый лесной участок относится к категории земель "земли населенных пунктов", что противоречит условиям договора аренды земельного участка N 126/12 от 31 декабря 2008 года, пунктом 2 которого лесной участок отнесен к категории земель "земли лесного фонда".
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного К.И. требования, пришел к правильному выводу, что оспариваемый приказ издан министерством в рамках предоставленных ему полномочий.
При этом обоснованно исходил из того, что проведение и утверждение государственной экспертизы проектов освоения лесов относится к компетенции министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, наделенного полномочиями по изданию приказов об утверждении заключений экспертных комиссий, так и полномочиями на издание приказов о не утверждении заключений экспертных комиссий в случае выявления несоответствия проекта освоения лесов, экспертного заключения требованиям действующего законодательства.
В данном случае в соответствии с положениями пункта 11 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545, министерством выдано отрицательное заключение на проект освоения лесов, не соответствующее установленным требованиям, оспариваемый приказ соответствует требованиям статей 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 22.12.2011 N 528.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются судебной коллегией в связи со следующим.
В силу части 4 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления.
Вместе с тем, арендованный К.И. земельный участок критериям отнесения земельных участков к муниципальной собственности, установленных пунктом 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 3.1 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" не соответствует. Поскольку право муниципальной собственности на земельный участок в установленном законом порядке не зарегистрировано, экспертиза проекта освоения в отношении указанного земельного участка должна проводится уполномоченным органом государственной власти, то есть Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Учитывая отсутствие в рассматриваемом случае совокупности условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ и необходимых для признания недействительным оспариваемого приказа, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного К.И. требования, законных оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красноярского районного суда Самарской области от 29 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.И. - без удовлетворения.