Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 07.02.2018 по делу N 33-1033/2018
Требование: О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец считает решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты необоснованным.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 07.02.2018 по делу N 33-1033/2018
Требование: О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец считает решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты необоснованным.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 февраля 2018 г. по делу N 33-1033/2018
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Раковского В.В.,
судей Ившиной Т.В., Устьянцевой С.А.
при секретаре М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу К. на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 27 октября 2017 года по иску К. к Федеральной службе исполнения наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Оренбургской области М.С., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Оренбургской области, указав, что он проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, является "Должность". 22 июля 2014 года он подал рапорт на имя начальника УФСИН России по Оренбургской области о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 07 декабря 2016 года комиссией ФСИН России было вынесено решение об отказе К. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с
п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, в связи с ухудшением жилищных условий в 2012 году, отсутствием сведений о его регистрации в период с (дата) по (дата), выписки из ЕГРП на дочь. Считает решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты необоснованным, поскольку ни одного из указанных в ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ действий, повлекших ухудшение жилищных условий, им совершено не было. В период с (дата) по (дата) истец был зарегистрирован по адресу (адрес) жилом помещении, принадлежащем брату. Снялся с регистрационного учета по требованию брата. В период с (дата) по (дата) проживал в жилом помещении по адресу: (адрес) по договору найма, зарегистрироваться по месту пребывания возможности не было. Его документы были приняты подкомиссией ФСИН России по Оренбургской области 12 августа 2014 года без каких-либо дополнительных требований. На членов семьи документы не предоставлялись, поскольку брак им расторгнут (дата), дочь ФИО10 с ним совместно не проживает. На основании изложенного, К. просил суд восстановить его право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать УФСИН России по Оренбургской области собрать пакет документов в полном объеме в соответствии с требованиями Федерального
закона РФ от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и направить в комиссию ФСИН России для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты; признать отказ комиссии ФСИН России о постановки его на учет незаконным, обязать ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Истец К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представитель истца С., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Оренбургской области М.С. просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 27 октября 2017 года в удовлетворении исковых требований К. отказано.
В апелляционной жалобе истец К. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со
статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее также - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил).
Из содержания положений
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ во взаимосвязи с
пунктами 11 Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Согласно
п. 12 Правил, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
В соответствии с
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Конституционный Суд РФ в своем
Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О указал, что намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия граждан, направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий, если указанные действия привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем по договору социального найма. То есть намеренное ухудшение жилищных условий - это злоупотребление правом, которое заключается в использовании гражданами субъективного права в противоречие с его социальным назначением.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что "Должность" К. проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности "Должность", выслуга в календарном исчислении составляет более 21 года.
22 июля 2014 года К. обратился с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Представлены документы на состав семьи 1 человек - заявитель, (дата) года рождения.
Комиссией установлено, что К. с (дата) по настоящее время постоянно зарегистрирован и проживает в жилом помещении общей площадью *** кв. м, по адресу: (адрес), принадлежащем на праве собственности тете заявителя (ФИО7), дата регистрации права (дата), всего постоянно зарегистрировано 4 человека. По данному адресу представлены: свидетельство о праве собственности, справка о составе семьи, копии финансового лицевого счета, справка о зарегистрированных лицах на основании похозяйственной книги с указанием степени родства.
Заявитель ранее с (дата) по (дата) был постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью *** кв. м, по адресу: (адрес), принадлежащем на праве собственности брату заявителя (ФИО8), дата регистрации права (дата), всего было постоянно зарегистрировано 4 человека. По данному адресу представлены: свидетельство о праве собственности, копии лицевого счета, справка о периоде регистрации заявителя, справка о зарегистрированных лицах на основании похозяйственней книги с указанием степени родства, копия домовой книги.
Не представлена информация о месте жительства заявителя с (дата) по (дата).
Согласно послужному списку у заявителя имеется дочь - ФИО10, (дата) года рождения.
Представлены на имя заявителя справка БТИ и выписка из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными Управлениями Росреестра.
Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерация К. не имеет.
Ранее К. социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.
Согласно выписки из протокола заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудниками учреждений органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N от 07 декабря 2016 года К. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании
п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, в связи с ухудшением жилищных условий в 2012 году, а также отсутствием выписки из ЕГРП на дочь (нет возможности установить факт ухудшения жилищных условий член семьи заявителя).
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований К., суд первой инстанции исходил из того, что комиссией ФСИН России правомерно было отказано истцу в постановке на учет для предоставления социальной выплаты, поскольку заявителем были совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, что является основанием для отказа в предоставлении социальных гарантий.
До снятия (дата) с регистрационного учета по месту жительства в квартире по адресу: (адрес), К. являлся членом семьи собственника данного жилого помещения - ФИО8 и имел право пользования этой квартирой, в которой был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв. м.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что К. не являлся членом семьи ФИО8, свидетельствуют о неправильном *** толковании и применении норм материального права, а именно положений
статей 30 и
31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу
ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным
кодексом Российской Федерации.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (
ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В
п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи.
Из представленных на рассмотрении комиссии свидетельства о праве собственности, копии лицевого счета, справки о зарегистрированных лицах на основании похозяйственней книги с указанием степени родства, копии домовой книги на жилое помещение по адресу: (адрес) усматривается, что истец был зарегистрирован по месту жительства постоянно в качестве члена семьи собственника, являющегося его братом.
Доказательств заключения соглашения об использовании указанного жилого помещения на иных условиях, чем это предусмотрено
ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, не представлено. Поэтому К. в силу закона приобрел равное с собственником право пользования данным жилым помещением.
В этой связи комиссия ФСИН России обоснованно посчитала действия истца по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором он как члены семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв. м на человека, его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и последующая регистрация по месту жительства в жилом помещении, где с учетом всех зарегистрированных лиц обеспеченность каждого составила *** кв. м, намеренными, которые повлекли ухудшение его жилищных условий, а также привели к созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доказательств того, что указанные действия носили вынужденный характер, истцом не было представлено ни в комиссию ФСИН России, ни в суд.
Довод жалобы о том, что регистрация истца по месту жительства не может служить основанием для определения его статуса как члена семьи собственника жилого помещения, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами
ст. ст. 12,
56 и
67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения суда.
Как установлено судом, основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке К. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило, в том числе непредставление полного перечня документов, предусмотренного пп. "и" п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в частности выписки из ЕГРП на дочь.
Вместе с тем, одним из обязательных условий постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является отсутствие в собственности этого сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы.
Отсутствие указанного документа лишило комиссию возможности оценить обеспеченность жильем члена семьи заявителя (дочери), право пользования которым при наличии определенных условий мог приобрести К., учитывая отсутствие информации о месте его жительства с (дата) по (дата).
Ссылка истца в апелляционной жалобе о том, что его дочь ФИО10 совместно с ним не проживает, следовательно, членом его семьи не является, выводов суда не опровергает, поскольку как следует из справки о принятых от истца документах при обращении с рапортом 22 июля 2014 года, соответствующие документы на рассмотрение комиссии ФСИН представлены не были.
Каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность получения указанных выше документов, предусмотренных
п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, К. на рассмотрение комиссии ФСИН не представил.
Доводы истца о том, что о необходимости предоставления недостающих документов ему не было известно, территориальная комиссия УФСИН России по Оренбургской области, комиссия ФСИН России не истребовала от него дополнительные документы являются несостоятельными, поскольку на комиссию не может быть возложена обязанность истребовать информацию, которая влияет на права лица, претендующего на получение единовременной социальной выплаты, поскольку обязанность по подаче документов возлагается на заявителя.
Несоблюдение сотрудником установленных
Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Доводы истца о том, что достаточность документов, предоставленных вместе с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, была проверена территориальной подкомиссией ФСИН России по Оренбургской области, подлежат отклонению.
Территориальная подкомиссия осуществляет лишь функции по принятию документов для получения единовременной социальной выплаты, подготовке для направления во ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, однако, полномочиями по их оценке не обладает.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не находит.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь
ст. ст. 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 27 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.