Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 29.07.2015 по делу N 33-4618/2015
Требование: Об оспаривании решения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец считает отказ незаконным, нарушающим его право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и его конституционное право на жилище, поскольку им представлены все необходимые документы для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, он своевременно снят с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Решение: Требования удовлетворены.
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 29.07.2015 по делу N 33-4618/2015
Требование: Об оспаривании решения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец считает отказ незаконным, нарушающим его право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и его конституционное право на жилище, поскольку им представлены все необходимые документы для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, он своевременно снят с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Решение: Требования удовлетворены.
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июля 2015 г. по делу N 33-4618/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Устьянцевой С.А.,
судей: Раковского В.В., Сенякина И.И.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. об оспаривании решения Федеральной службы исполнения наказаний России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты
по апелляционной жалобе П.
на решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 15 апреля 2015 года,
заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А., судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований, что он является сотрудником ФСИН России, в настоящее время проходит службу в ФКУ СИЗО-N УФСИН России по (адрес) и как сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не менее 10 лет, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты он предоставил в Территориальную подкомиссию УФСИН России по (адрес) по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты заявление с приложением всех необходимых документов. По результатам рассмотрения представленных документов Территориальная подкомиссия (дата) приняла решение ходатайствовать перед комиссией ФСИН России о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты. Из представленной ему (дата) выписки из протокола Комиссии ФСИН России от (дата) N он узнал об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием финансового лицевого счета и выписки из домовой книги с места пребывания, а также в связи со снятием с регистрационного учета с прежнего места жительства на основании
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283. Считает такой отказ незаконным, нарушающим его право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и его конституционное право на жилище, поскольку им представлены все необходимые документы для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, снят он с регистрационного учета с прежнего места жительства (дата), т.е. до принятия Федерального
закона от 30 декабря 2012 года N 283, что свидетельствует об отсутствии у него умысла на совершение намеренных действий в целях ухудшения жилищных условий. Просит суд признать вышеназванное решение незаконным и обязать ФСИН России устранить допущенное нарушение путем постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В судебном заседании П. заявление поддержал в полном объеме, указав, что срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения Комиссии ФСИН России от (дата) пропущен по уважительной причине, поскольку ему стало известно о данном решении (дата), просил его восстановить.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица О.А.С., действующий на основании доверенности N от (дата), заявленные требования не признал, указал на законность оспариваемого решения.
Решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 15 апреля 2015 года в удовлетворении заявления П. отказано.
Не согласившись с решением суда, П. подана апелляционная жалоба, в которой он просит судебный акт отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и принять новое решение, которым признать решение Комиссии ФСИН России незаконным и обязать ФСИН России устранить допущенное нарушение права путем постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты по дате подачи заявления.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения заявителя П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Д.А.А., действующего на основании доверенности от (дата), возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно них возражений, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно
части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со
статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно наложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что П. является сотрудником ФСИН России, в настоящее время проходит службу в ФКУ СИЗО-N УФСИН России по (адрес), имеет общую продолжительность службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не менее 10 лет.
(дата) П. обратился в Территориальную подкомиссию УФСИН России по (адрес) по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты с приложением всех необходимых документов.
(дата) Территориальной подкомиссией УФСИН России по (адрес) принято решение ходатайствовать перед комиссией ФСИН России о принятии П. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
(дата) Комиссия ФСИН России приняла решение об отказе П. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием финансового лицевого счета и выписки из домовой книги с места пребывания, а также в связи с совершением действия, повлекшего ухудшение жилищных условий путем снятия с регистрационного учета с прежнего места жительства, на основании
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283.
На основании пояснений заявителя и материалов дела судом первой инстанции установлено, что об оспариваемом решении от (дата) Комиссии ФСИН России П. узнал (дата), данный факт сторонами не оспаривается.
Из материалов дела следует, что П. с (дата) по (дата) был зарегистрирован по адресу: (адрес), (адрес), (адрес), в доме своей матери П.Л.М.. общей площадью *** кв. м (всего зарегистрировано 4 человека).
С (дата) и по настоящее время П. зарегистрирован в квартире по адресу: (адрес), общ. пл. *** кв. м, собственником которой является К.Ю.А., родственником заявителю не является. В квартире всего зарегистрировано 4 человека.
С (дата) по (дата) П. временно зарегистрирован по юридическому адресу ФКУ СИЗО-N УФСИН России по (адрес): (адрес), (адрес).
По сведениям ГУП ОЦИОН и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (адрес) от (дата) жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договору социального найма П. не имеет.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что П., осуществив добровольное снятие с регистрационного учета из жилого помещения по (адрес), (адрес), в которое он был вселен собственником в качестве члена своей семьи (сын собственника), самовольно отказался от права пользования данным жилым помещением, то есть совершил действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий, в результате которых он не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, а, следовательно, не имеет право на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилья.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Так, в силу
статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, действующего с 01 января 2013 года, настоящий Федеральный
закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Во исполнение данной
нормы Правительством Российской Федерации принято
Постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей (
часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Положениями
пункта 12 Правил предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Таким образом, исходя из системного анализа приведенных норм следует, что ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты должны считаться допустимыми лишь в том случае, если сотрудниками совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые привели к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем.
Отказывая П. в постановке на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты со ссылкой на
часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, Комиссия ФСИН России вменила заявителю совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий, выразившихся в снятии заявителя с регистрационного учета (дата) из дома своей матери П.Л.М. в (адрес).
Вместе с тем намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, отнесенных к таковым Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в
части 8 статьи 4, П. не совершал.
Кроме того, Федеральный
закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ вступил в законную силу 01 января 2013 года,
Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
По смыслу закона, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (
пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку Федеральный
закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ не содержит указание на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие, санкции положений
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и
пункта 12 Правил не подлежали применению при разрешении заявленных требований П. о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, так как не имеют обратной силы.
При таких обстоятельствах отказ Комиссии в постановке П. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным.
Поскольку указанные обстоятельства судом первой инстанции при вынесении решения учтены не были, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного решения в части, с принятием по делу в этой части нового решения, которым признать решение Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России от (дата) об отказе в постановке П. на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным.
В отношении требований П. в части возложения обязанности на Комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты по дате подачи заявления с (дата), судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены или изменения решения суда в данной части, поскольку рассмотрение данного вопроса относится исключительно к компетенции ФСИН России, и суды не вправе разрешать такого рода вопросы.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 15 апреля 2015 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании решения Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России об отказе в постановке П. на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, принять по делу в этой части новое решение, которым признать решение Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России от (дата) об отказе в постановке П. на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения