Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 23.12.2014 по делу N 33-7865/2014
Требование: О взыскании заработной платы.
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что был уволен со службы из органов внутренних дел, и за время нахождения на лечении оплата больничного листа ему не производилась, а также ему не был предоставлен отпуск.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как закон не содержит положений о выплате уволенному сотруднику денежного пособия за период временной нетрудоспособности после увольнения, и истец с заявлением о предоставлении отпуска не обращался.


Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 23.12.2014 по делу N 33-7865/2014
Требование: О взыскании заработной платы.
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что был уволен со службы из органов внутренних дел, и за время нахождения на лечении оплата больничного листа ему не производилась, а также ему не был предоставлен отпуск.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как закон не содержит положений о выплате уволенному сотруднику денежного пособия за период временной нетрудоспособности после увольнения, и истец с заявлением о предоставлении отпуска не обращался.

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 декабря 2014 г. по делу N 33-7865/2014
Судья: Расчупко Е.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.
судей Имамовой Р.А., Фединой Е.В.
при секретаре М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу С. на решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 07 октября 2014 года по делу по иску С. к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" о взыскании заработной платы, денежной компенсации за не предоставленный отпуск, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., пояснения представителя ответчика З., просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование, что служил в должности *** вневедомственной охраны по Переволоцкому району ФГКУ УВО УМВД России по Оренбургской области. Приказом начальника N л.с. от 30.05.2014 года был уволен по пункту 2 части 1 статьи 82 (по достижении сотрудником предельного возраста на службе в органах внутренних дел) Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ. На момент увольнения находился на амбулаторном лечении в связи с заболеванием согласно листу освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности N 79 от 28.05.2014 года и N 87 от 30.06.2014 года в период с 28 мая по 25 июля 2014 года. За время нахождения на амбулаторном лечении оплата больничного листа ему не производилась, тем самым были нарушены его трудовые права. Сумма невыплаты по листу нетрудоспособности составляет *** рубля. Согласно пункту 1 статьи 63 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику ОВД при стаже службы в ОВД в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в ОВД либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в ОВД предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах внутренних дел после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее, а также предоставляется один раз за период прохождения службы в органах внутренних дел. Данный отпуск ему предоставлен не был, компенсация в денежном выражении не выплачена. Сумма денежной компенсации за данный отпуск составляет ***. В результате неправомерных действий работодателя нарушены его трудовые права, в результате причинен моральный вред. Просил суд взыскать с ответчика заработную плату за время нахождения на амбулаторном лечении за период с (дата) по 25.07.2014 год в сумме *** рубля, денежную компенсацию за не предоставленный дополнительный отпуск в сумме *** рублей, компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.
В судебном заседании С. иск поддержал.
Представители ответчика З., Э., действующие на основании доверенностей, возражали против исковых требований, просили в иске отказать. В отзыве на иск указали о пропуске С. срока исковой давности.
Решением суда в удовлетворении исковых требований С. отказано.
В апелляционной жалобе С. просит решение суда отменить как незаконное.
В возражениях на жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с нормами ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Служба в органах внутренних дел Российской Федерации является особым видом государственной службы. Порядок прохождения службы урегулирован специальными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Специфика службы в органах внутренних дел Российской Федерации предусматривает особый правовой статус сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Определяя правовое положение сотрудников органов внутренних дел, порядок поступления на службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности, предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации может быть уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе, установленного статьей 88 указанного Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, С. с 22.07.1986 года (приказ УВД N 60 лс) по 30.05.2014 г. (приказ ФГКУ УВО МВД РФ по Оренбургской области N 73 лс) служил в органах внутренних дел.
Согласно выписке из приказа ФГКУ УВО МВД РФ по Оренбургской области N 73 лс от 30.05.2014 контракт с С. расторгнут. Он уволен по пункту 2 части 1 статьи 82 Федерального Закона N 342-ФЗ (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел). При увольнении истцу выплачено единовременное денежное пособие в размере семи окладов денежного содержания, компенсацию за неиспользованный отпуск за 2014 год на основании рапорта С. (л.д. 8-12).
Из контракта о прохождении службы в органах внутренних дел от 13.08.2013 г. следует, что он заключен на 1 год, С. обязуется выполнять обязанности по должности *** вневедомственной охраны по Переволоцкому району - филиал федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области", в том числе п. 4.5. - соблюдать внутренний служебный распорядок, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей (л.д. 39-42).
Согласно рапорту от 28.05.2014 С. просит уволить его из ОВД на пенсию по ст. 82 ч. 1 п. 2 по достижении сотрудником предельного возраста на службе в ОВД с 30.05.2014 г. (л.д. 43)
Из представленных истцом листков освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности N 79 от 28.05.2014 года и N 87 от 30.06.2014 года следует, что в период с 28.05.2014 года по 25.07.2014 года С. находился на амбулаторном лечение в ГБУЗ "***" (л.д. 6-7).
Из информации ФГКУ УВО МВД РФ по Оренбургской области следует, что С. произведены начисления и выплаты: компенсация отпуска 30 дней, в размере *** (зачислено на карту согласно п/п от 09.07.2014 г. N N *** рубля *** копеек за минусом перерасчета за май 2014 г.); компенсация за обмундирование в сумме *** (зачислено на карту, согласно п/п N от г. ***); выходное пособие в размере *** (зачислено на карту согласно п/п *** от 22.08.2014, что истцом не оспаривается.
Истцом заявлены требования о взыскании заработной платы за время нахождения на амбулаторном лечении за период с 28.05.2014 г. по 25.07.2014 г.
Разрешая данные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что специальных выплат в период временной нетрудоспособности сотрудникам органов внутренних дел не производится, данным сотрудникам выплачивается денежное довольствие, истец 30.05.2014 г. уволен со службы и с этого времени он уже не являлся сотрудником органов внутренних дел, правом на получение денежного довольствия за период временной нетрудоспособности, имевшей место после увольнения, не обладает, поскольку действующее законодательство не содержит положений о выплате сотруднику, уволенному из органов внутренних дел, денежного пособия за период временной нетрудоспособности после увольнения, и УМВД России по Оренбургской области не является страхователем и плательщиком страховых взносов в отношении сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, не являющихся лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, поэтому в данном случае не применимы правовые нормы части 2 статьи 5, статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается.
Согласно ст. 65 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинского учреждения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такого медицинского учреждения по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника -иного медицинского учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Часть 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" устанавливает, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается при наступлении случаев, указанных в ч. 1 указанной статьи (в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы; необходимости осуществления ухода за больным членом семьи; карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным; осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении; долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях), как в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так и в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Вместе с тем, из положений ст. 1 указанного Закона о предмете его регулирования, следует, что настоящий Федеральный Закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, к которым в соответствии со ст. 2 Закона относятся лица, работающие по трудовым договорам (в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества); государственные гражданские служащие, муниципальные служащие; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе; члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности; священнослужители; лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством Российской Федерации, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
При таких обстоятельствах, истец, проходивший службу в органах внутренних дел, не относится к лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
В отношении сотрудников внутренних дел действует специальное законодательство.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусмотрено, что в случае освобождения сотрудника от выполнения должностных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью ему выплачивается денежное довольствие за весь период временной нетрудоспособности в полном размере.
Указанный Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31.01.2013 N 65, не предусматривает возможность выплаты сотруднику органов внутренних дел денежного довольствия после его увольнения.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в данной части является обоснованным.
Судом установлено, что при увольнении С. выплачена компенсация за неиспользованный основной отпуск в количестве 30 дней, в сумме ***.
В соответствии ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в органах внутренних дел предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему в соответствии с указанным Федеральным законом службу в органах внутренних дел после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее. Указанный отпуск предоставляется один раз за период прохождения службы в органах внутренних дел.
Из материалов дела усматривается, что С. до своего увольнения с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска, предусмотренного ст. 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к ответчику не обращался, то есть своим правом на указанный отпуск не воспользовался.
В этой связи у С. не возникло право на получение компенсации за неиспользованный отпуск по личным обстоятельствам, поскольку условием предоставления данного отпуска является желание сотрудника воспользоваться правом на указанный отпуск, мер для реализации которого он в период работы в органах внутренних дел не предпринял, поэтому суд правильно отказал истцу в иске о взыскании компенсации за не предоставленный дополнительный отпуск.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит принятое по делу решение суда законным и обоснованным. Доводов опровергающих выводы суда по делу в апелляционной жалобе С. не приведено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 07 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.