Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 17.02.2016 по делу N 33-1124/2016
Требование: Об устранении нарушений лесного законодательства.
Обстоятельства: На основании договора аренды ответчику были предоставлены во временное пользование лесные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта. По условиям договора ответчик обязан был осуществлять меры противопожарного обустройства лесов. По результатам прокурорской проверки было установлено, что противопожарные мероприятия ответчиком не проведены.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 17.02.2016 по делу N 33-1124/2016
Требование: Об устранении нарушений лесного законодательства.
Обстоятельства: На основании договора аренды ответчику были предоставлены во временное пользование лесные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта. По условиям договора ответчик обязан был осуществлять меры противопожарного обустройства лесов. По результатам прокурорской проверки было установлено, что противопожарные мероприятия ответчиком не проведены.
Решение: Требование удовлетворено.
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 февраля 2016 г. по делу N 33-1124/2016
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Султанова Р.А.,
судей областного суда Анненковой К.К., Ярыгиной Е.Н.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 13 октября 2015 года по делу по иску Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" об устранении нарушений лесного законодательства,
установила:
Истец Кувандыкский межрайонный прокурор Оренбургской области, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС"), указав, что на основании договора аренды лесных участков N от (дата) года, заключенного между ОАО "ФСК ЕЭС", изменившим впоследствии организационно-правовую форму на ПАО "ФСК ЕЭС", и Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, ПАО "ФСК ЕЭС", для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта предоставлены в аренду лесные участки, общей площадью *** га, имеющие местоположение: (адрес), в том числе, находящиеся в квартале N выделе N данного лесничества, площадью *** га. Ответчиком разработан проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы Министерства лесного и охотничьего хозяйства. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение требований статей 19, 51,
53.1 Лесного кодекса РФ,
п. 7 Правил использовании лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 года N 223, Проекта освоения лесов и условий договора аренды лесных участков в течение (дата) года ответчик не провел в квартале N выделе N *** ГКУ "Кувандыкское лесничество" противопожарные мероприятия по установке противопожарного аншлага, не создал дорогу противопожарного назначения, протяженностью *** и *** км и не произвел устройство минерализованной полосы; не создал и не обустроил пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, согласно действующим нормам. Не проведение ПАО "ФСК ЕЭС" указанных мероприятий нарушает интересы Российской Федерации, как собственника государственного лесного фонда, а также права неопределенного круга лиц, которые в соответствии со
ст. ст. 24,
25 Лесного кодекса РФ имеют одинаковые права на равный доступ к использованию лесов в соответствии с требованиями законодательства. С учетом уточнений, прокурор просил признать несоответствующим требованиям лесного законодательства бездействие ПАО "ФСК ЕЭС" по использованию лесного участка в квартале N выделе N *** ГКУ "Кувандыкское лесничество" и обязать ответчика в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести в квартале N выделе N *** ГКУ "Кувандыкское лесничество" следующие противопожарные мероприятия, предусмотренные проектом освоения лесов: изготовить и установить противопожарный аншлаг; создать дорогу противопожарного назначения и произвести ее реконструкцию, согласно проекту освоения лесов; создать и обустроить пункт сосредоточения противопожарного инвентаря (согласно действующим нормам); произвести устройство минерализованной полосы.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГКУ "Кувандыкское лесничество".
В судебном заседании старший помощник Кувандыкского межрайонного прокурора Кулагина Н.А. иск поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ПАО "ФСК ЕЭС" К., действующая на основании доверенности, возражала против иска.
Представители третьего лица ГКУ "Кувандыкское лесничество" Х. и Л., исковые требования поддержали.
Представитель третьего лица Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск не возражал против иска прокурора, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Решением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 13 октября 2015 года требования Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области удовлетворены частично. Суд признал не соответствующим требованиям лесного законодательства бездействие ПАО "ФСК ЕЭС" по неисполнению требований лесного законодательства при использовании лесного участка в квартале N выделе N *** ГКУ "Кувандыкское лесничество"; обязал ПАО "ФСК ЕЭС" в срок до (дата) провести следующие противопожарные мероприятия в квартале N выделе N *** Государственного казенного учреждения "Кувандыкское лесничество": изготовить и установить противопожарный аншлаг; создать дорогу противопожарного назначения, согласно проекту освоения лесов (дата) года; произвести устройство минерализованной полосы. В остальной части иска суд отказал. Также суд взыскал с ПАО "ФСК ЕЭС" в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
С решением суда не согласился ответчик ПАО "ФСК ЕЭС", в своей апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность, просит суд решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились: Кувандыкский межрайонный прокурор Оренбургской области, представители третьих лиц ГКУ "Кувандыкское лесничество", Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
С учетом изложенного и на основании
ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Султанова Р.А., пояснения представителя ответчика ПАО "ФСК ЕЭС" К., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Трофимова А.А., возражавшего против апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого решения суда.
Согласно
пункту 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 данного Кодекса, или использующими леса в соответствии с данным
Кодексом лицами.
В соответствии с
пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи и других линейных объектов является видом использования лесов.
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (
п. 1 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации). В силу положений п. 3 этой же части этой же статьи предупреждение лесных пожаров включает в себя прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
В соответствии с
пунктом 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 года N 223, на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
Пунктом *** Устава ПАО "ФСК ЕЭС" (в редакции (дата) года) предусмотрено право Общества осуществлять, в том числе, такой вид деятельности, как развитие электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, включая проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, монтаж и наладку.
Судом установлено, что (дата) года между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области и ОАО "ФСК ЕЭС" заключен договор аренды лесных участков N, в соответствии с п. *** которого ОАО "ФСК ЕЭС" предоставлены во временное пользование лесные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта ("***") общей площадью *** га, имеющие местоположение: (адрес), включая участок в квартале N выделе N, площадью *** га. Договор прошел правовую регистрацию в Управлении Росреестра по Оренбургской области.
Согласно пункту *** договора аренды арендатор обязан осуществлять меры противопожарного обустройства лесов, а также в соответствии с п.*** договора выполнять другие обязанности, предусмотренные законами Российской Федерации, в том числе правилами пожарной безопасности в лесах и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Учитывая изложенное, ПАО "ФСК ЕЭС", как арендатор лесных участков обязано выполнять противопожарные мероприятия, предусмотренные проектом освоения лесов. Кроме того, являясь лицом, использующим соответствующие части лесных участков под строительство, реконструкцию и эксплуатацию линейных объектов, ПАО "ФСК ЕЭС" обязано соблюдать требования
ст. 53.1 Лесного кодекса РФ и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих правила пожарной безопасности в лесах.
Также установлено, что ПАО "ФСК ЕЭС" во исполнение договора аренды и указанных положений Лесного
кодекса РФ разработан проект освоения лесов, в соответствии с разделом 3.1 (таблица 7) которого ПАО "ФСК ЕЭС" приняло на себя обязательства провести в (дата) году в квартале N выделе N *** ГКУ "Кувандыкское лесничество" противопожарные мероприятия, в том числе, создать дорогу противопожарного назначения протяженностью *** км, обустроить минерализованные полосы, изготовить и установить противопожарный аншлаг.
Однако, как установлено судом, вышеуказанные противопожарные мероприятия ПАО "ФСК ЕЭС" не проведены, о чем составлен акт проверки от (дата), проведенной прокуратурой совместно с представителем Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области.
При таких обстоятельствах, частично удовлетворяя исковые требования Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области в защиту прав, свобод и интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, суд первой инстанции исходил из того, что невыполнение принятых на себя ответчиком обязательств, в данном случае приводит к нарушению интересов Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц, в связи с чем обязал ПАО "ФСК ЕЭС" изготовить и установить противопожарный аншлаг, создать дорогу противопожарного назначения, согласно проекту освоения лесов (дата) года, произвести устройство минерализованной полосы, отказав в удовлетворении остальной части требований прокурора.
При этом, поскольку в силу
п. 1 ст. 615 ГК РФ, с учетом положений
ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ, арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, то в соответствии с назначением имущества, суд правомерно отклонил доводы представителя ответчика о завышении мер противопожарного обустройства, предусмотренных договором аренды лесных участков и проектом освоения лесов по сравнению с установленными Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 года N 174
нормативами противопожарного обустройства лесов и лесохозяйственным регламентом Кувандыкского лесничества.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения сторон.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у прокурора отсутствовали полномочия для предъявления иска о понуждении исполнения условий гражданско-правового договора аренды лесных участков, отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на ином толковании закона.
Согласно
Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1; статья 76, часть 2).
Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 года N 1-П и от 7 июня 2000 года N 10-П; определения от 27 июня 2000 года
N 92-О и от 3 февраля 2010 года
N 238-О-О).
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле
Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (
статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
В связи с изложенным прокурор вправе обратиться в порядке
ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском, поскольку при невыполнении ответчиком мер пожарной безопасности в лесах существует реальная опасность причинения вреда.
Другие доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения и сводятся к переоценке выводов суда и несогласию с принятым решением, либо сводятся к иному толкованию закона, что не может являться основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены в соответствии с требованиями
статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь
статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 13 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - без удовлетворения.