Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Кировского областного суда от 14.05.2014 по делу N 33-1590/2014
Исковые требований о понуждении устранить нарушения норм пожарной безопасности удовлетворены правомерно, поскольку в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.


Апелляционное определение Кировского областного суда от 14.05.2014 по делу N 33-1590/2014
Исковые требований о понуждении устранить нарушения норм пожарной безопасности удовлетворены правомерно, поскольку в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2014 г. по делу N 33-1590/2014
Судья: Исупова Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Ворончихина В.В.,
судей областного суда Лысовой Т.В., Ждановой Е.А.,
при секретаре К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 14 мая 2014 года гражданское дело по апелляционным жалобам администрации Нагорского района Кировской области, Муниципального казенного учреждения культуры "Районный центр народного творчества" п. Нагорск Кировской области на решение Слободского районного суда Кировской области от 11 марта 2014 года, которым постановлено: обязать МКУК "Районный центр народного творчества" п. Нагорск в срок до 20.12.2014 устранить нарушения норм пожарной безопасности: оборудовать дымовую трубу отопительного котла в здании котельной, отапливающего здание дома культуры <адрес>, искрогасителем; оборудовать двери лестничных клеток домов культуры в <адрес>, в <адрес> устройствами для самозакрывания дверей и уплотнениями в притворах; выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня с нижних этажей здания на кровлю домов культуры в <адрес>, в <адрес>; установить аварийное освещение в коридоре на втором этаже и на лестничной клетке в здании дома культуры в <адрес> выполнить в сплошном исполнении проступи ступеней металлической лестницы наружной 3 типа в здании <данные изъяты> дома культуры в <адрес>; обеспечить защиту системой пожарной автоматики помещения зрительных залов домов культуры в <адрес>, помещения зрительного зала кинобудки вентиляционной коридора перед выходом на наружную металлическую лестницу и тамбура перед помещениями туалета на первом этаже <данные изъяты> дома культуры в <адрес>; установить стандартные знаки пожарной безопасности в здании дома культуры в <адрес>; стены внутренних дверей основного выхода на первом этаже здания <данные изъяты> дома культуры в <адрес> выполнить из не горючих материалов. При недостаточности денежных средств у МКУК "Районный центр народного творчества" п. Нагорск для их устранения обязать МО Нагорский муниципальный район Кировской области в лице администрации муниципального образования Нагорский муниципальный район Кировской области в порядке субсидиарной ответственности устранить их за счет средств казны МО Нагорский муниципальный район Кировской области.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Лысовой Т.В., судебная коллегия
установила:
прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО <адрес>, МКУК "Районный центр народного творчества" <адрес> о понуждении устранить нарушения норм пожарной безопасности в срок до 01.09.2014. В обоснование заявления указал, что в декабре 2013 года начальником ОНД <адрес> проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МКУК "Районный центр народного творчества" <адрес>, по результатам которой был выявлен ряд нарушений пожарной безопасности, которые отражены в акте проверки от <дата> N. До настоящего времени в МКУК "Районный центр народного творчества" <адрес> остаются не устраненными некоторые из выявленных нарушений. Невыполнение требований закона о противопожарной безопасности может повлечь невозможность обеспечения безопасности работников учреждения, а также посетителей, в том числе несовершеннолетнего возраста, во время проведения культурно-массовых мероприятий, привести к причинению вреда их жизни и здоровью. С учетом уточнения прокурор просил обязать администрацию МО <адрес>, МКУК "Районный центр народного творчества" <адрес> оборудовать дымовую трубу отопительного котла в здании котельной, отапливающего здание дома культуры <адрес>, искрогасителем; оборудовать двери лестничных клеток домов культуры в <адрес> в д. Шевырталово, <адрес> устройствами для самозакрывания дверей и уплотнениями в притворах; выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня с нижних этажей здания на кровлю домов культуры в <адрес>, в д. Шевырталово, <адрес>; установить аварийное освещение в коридоре на втором этаже и на лестничной клетке в здании дома культуры в д. Шевырталово, <адрес>; выполнить в сплошном исполнении проступи ступеней металлической лестницы наружной 3 типа в здании Грехневского дома культуры в <адрес>; установить стандартные знаки пожарной безопасности в здании дома культуры в <адрес>; выполнить из негорючих материалов стены внутренних дверей основного выхода на первом этаже здания Грехневского дома культуры в <адрес>.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Администрация Нагорского района Кировской области с решением суда не согласна, обратилась с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы указывает, что проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в МКУК "Районный центр народного творчества" и его филиалов проводилась прокуратурой, однако ни администрация, ни представители управления культуры, ни директор МКУК "Районный центр народного творчества" в проверке не участвовали. Соблюдение требований закона при проведении прокуратурой проверки судом не исследовано. Заявитель жалобы указывает, что суд не учел требования ст. 399 ГК РФ. По мнению администрации, суд необоснованно возлагает на собственника обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности.
МКУК "Районный центр народного творчества" п. Нагорск с решением суда не согласно, обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы указывает, что исковое заявление написано прокуратурой по результатам проверки, проведенной государственным инспектором Нагорского района по пожарному надзору в декабре 2013 года. Вмешательства, подмены, дублирования надзорных органов государственного пожарного надзора органами прокуратуры не требовалось. Суд фактически отменил предписание пожарного надзора, обязывая устранить нарушения пожарной безопасности к 20.12.2014, а не к 01.11.2014. В результате действий прокуратуры по итогам одной проверки в результате одного правонарушения надзорными органами возбуждены два различных дела в рамках публичного права, влекущих наказания МКУК "Районный центр народного творчества" п. Нагорск, не имеющего возможности устранить нарушения в полном объеме из-за отсутствия финансирования.
Прокурор Нагорского района Кировской области представил возражения на апелляционные жалобы администрации Нагорского района Кировской области, МКУК "Районный центр народного творчества" п. Нагорск. Прокурор не согласен с доводами жалоб об отсутствии у прокуратуры полномочий на обращение в суд с соответствующим иском. В подтверждение своей позиции прокурор ссылается на ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре РФ". Обращаясь в суд с иском о понуждении к устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму, прокурор Нагорского района Кировской области действовал в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью граждан. Прокурор считает необоснованными доводы администрации Нагорского района о том, что обязанность по выполнению указанных судом действий должна быть возложена только на МКУК "Районный центр народного творчества". Предписания, вынесенные в адрес учреждения ранее, не исполнялись, администрация денежных средств не выделяла. Прокурор Нагорского района просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав в судебном заседании представителя ответчика МКУК "Районный центр народного творчества" г. Нагорск К.Н., пояснения прокурора Блиновой А.В., поддержавших соответственно доводы жалобы и отзыва, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, отделением надзорной деятельности Нагорского района УНД Главного управления МЧС России по Кировской области с <дата> по <дата> проведена проверка МКУК "Районный центр народного творчества" п. Нагорск.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности: дымовая труба отопительного котла в здании котельной, отапливающего здание дома культуры <адрес>, не оборудована искрогасителем (п. 83 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"); двери лестничных клеток домов культуры в <адрес>, <адрес> не оборудованы устройствами для самозакрывания дверей и уплотнениями в притворах (п. 2 ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.18 СНиП 21-01-97*); не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня с нижних этажей здания на кровлю домов культуры в <адрес>, в <адрес> (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 7.1 СНиП 21-01-97*); в коридоре на втором этаже и на лестничной клетке в здании дома культуры в <адрес> отсутствует аварийное освещение (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. п. 7.104, 7.105 СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*, утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 783); проступи ступеней металлической лестницы наружной 3 типа в здании <данные изъяты> дома культуры в <адрес> выполнены не в сплошном исполнении (п. 2 ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 6.12 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10); помещения зрительных залов домов культуры в <адрес>, в <адрес>, помещения зрительного зала кинобудки вентиляционной коридора перед выходом на наружную металлическую лестницу и тамбура перед помещениями туалета на первом этаже <данные изъяты> дома культуры в <адрес> не защищены системой пожарной автоматики (п. 3 ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф, п. 9 НПБ 110-03. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, п. п. 12.15, 12.16 НПБ 88-2001. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 N 31); нет стандартных знаков пожарной безопасности в здании дома культуры в <адрес> (п. 33 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390); стены внутренних дверей основного выхода на первом этаже здания <данные изъяты> дома культуры в <адрес> выполнены из горючих материалов (п. 2 ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 6.25 СНиП 21-01-97*).
27.12.2013 главный государственный инспектор Нагорского района по пожарному надзору вынес в адрес МКУК "Районный центр народного творчества" п. Нагорск предписание N по устранению нарушений требований пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы пожара до 01.11.2014.
Удовлетворяя требования прокурора в части возложения на ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности, суд первой инстанции исходил из обоснованности и правомерности указанных требований прокурора, поскольку данные нарушения нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Согласно статье 37 данного Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Суд первой инстанции установил, материалами дела подтверждается, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что в МКУК "Районный центр народного творчества" п. Нагорск и его филиалах имеют место нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Судебная коллегия не принимает доводы апелляционных жалоб об отсутствии у прокурора права на предъявление в суд соответствующего иска и неправомерном дублировании полномочий органов пожарного надзора.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Обращаясь в данном случае в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью граждан, прокурор действовал в рамках полномочий, представленных ему законодательством.
Наличие предписания главного государственного инспектора Нагорского района по пожарному надзору в адрес МКУК "Районный центр народного творчества" п. Нагорск по устранению нарушений требований пожарной безопасности само по себе не ограничивает право прокурора на обращение в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц.
Аргументы МКУК "Районный центр народного творчества" п. Нагорск о привлечении учреждения к ответственности за одно правонарушение дважды не основаны на материалах дела.
Доводы апелляционной жалобы администрации Нагорского района Кировской области об отсутствии оснований для привлечения ее к субсидиарной ответственности не состоятельны. Согласно уставу МКУК "Районный центр народного творчества" п. Нагорск учредителем учреждения и собственником имущества является МО Нагорский муниципальный район Кировской области.
В силу статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Возложенная судом субсидиарная ответственность на МО Нагорский муниципальный район в лице администрации не противоречит понятию обязательства, определенному в ст. 307 ГК РФ.
С учетом изложенного суд обоснованно указал на необходимость администрации Нагорского района Кировской области устранить нарушения требований пожарной безопасности в случае недостаточности денежных средств у МКУК "Районный центр народного творчества" п. Нагорск.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Слободского районного суда Кировской области от 11 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.