Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Кировского областного суда от 03.03.2015 по делу N 33-701/2015
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче направления на оказание стоматологических услуг.
Обстоятельства: Истец являлся пенсионером органа наркоконтроля, и ему было отказано в выдаче направления на бесплатное оказание стоматологических услуг.
Решение: Требование частично удовлетворено, так как истец имел гарантированное право на бесплатное медицинское обслуживание, и у ответчика отсутствовала возможность предоставления стоматологических услуг в его учреждениях здравоохранения.


Апелляционное определение Кировского областного суда от 03.03.2015 по делу N 33-701/2015
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче направления на оказание стоматологических услуг.
Обстоятельства: Истец являлся пенсионером органа наркоконтроля, и ему было отказано в выдаче направления на бесплатное оказание стоматологических услуг.
Решение: Требование частично удовлетворено, так как истец имел гарантированное право на бесплатное медицинское обслуживание, и у ответчика отсутствовала возможность предоставления стоматологических услуг в его учреждениях здравоохранения.

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. по делу N 33-701/2015
Судья: Фокина Т.В.
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи
Стексова В.И.
судей
Моисеева К.В., Сметаниной О.Н.
при секретаре
С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя ФСКН России и Управления ФСКН России по Кировской области К.
на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 26 ноября 2014 года по заявлению З. к ФСКН России и Управлению ФСКН России по Кировской области о признании действий незаконными, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Управление ФСКН России по Кировской области выдать З. направление на оказание стоматологических услуг.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Сметаниной О.Н., судебная коллегия
установила:
З. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий УФСКН России по Кировской области. В обоснование требований указал, что он является пенсионером ФСКН России, пенсионное обеспечение возложено на УФСКН России по Кировской области. Приказом от <дата> N N <дата> он был уволен со службы и приказом УФСКН России по Кировской области от <дата> N N исключен из списков сотрудников наркоконтроля. 18.06.2014 г. обратился с заявлением на имя и.о. начальника УФСКН России по Кировской области М. с просьбой выдачи направления для посещения стоматологии для лечения зубов. 15.07.2014 г. истец получил ответ об отказе в выдаче соответствующего направления. Ответчик признает право истца на бесплатное медицинское обслуживание в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти, но отказывает в реализации данного права в связи с отсутствием порядка организации медицинского обслуживания пенсионеров ФСКН в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который должен определяться Правительством РФ. В настоящее время такой порядок не установлен. Заявитель считает такой отказ незаконным, поскольку пробел в законодательном регулировании не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан. Сотрудники УФСКН России по Кировской области получают бесплатную стоматологическую помощь в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения г. Кирова на договорной основе. Действиями Управления ФСКН России по Кировской области нарушено его право на бесплатную медицинскую помощь, гарантированное ст. 10 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". С учетом уточнения заявленных требований просил признать отказ УФСКН России по Кировской области от 11 июля 2014 года о выдаче направления для получения бесплатной стоматологической помощи незаконным, обязать УФСКН России по Кировской области заключить с организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения г. Кирова договор на предоставление истцу стоматологических услуг, обязать УФСКН России по Кировской области выдать истцу направление и оплатить оказание стоматологической помощи по лечению зубов согласно представленному запросу в организации государственной или муниципальной системы здравоохранения г. Кирова, с которой заключен соответствующий договор, взыскать с УФСКН России по Кировской области в свою пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб., в случае невозможности обеспечить оказание стоматологической помощи в г. Кирове обязать ответчика выдать истцу направление на оказание стоматологической помощи в Центральную поликлинику ФСКН России.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен представитель ФСКН России и Управления ФСКН России по Кировской области К. В апелляционной жалобе ставит требование о его отмене. В обоснование доводов указал, что часть 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает предоставление медицинских услуг пенсионерам органов наркоконтроля в государственных и муниципальных учреждениях за счет бюджетных средств ФСКН России. Согласно части 2 статьи 10 Закона такое право гарантировано только действующим сотрудникам. Нормы Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в таком же порядке регулируют правоотношения по медицинскому обеспечению пенсионеров указанных органов. Как и в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 10 Федерального закона N 283-ФЗ, нормы Федерального закона N 247-ФЗ не предусматривают предоставление медицинских услуг пенсионерам органов внутренних дел в иных государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет МВД России, кроме медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок медицинского обслуживания в медицинских организациях МВД России установлен постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1232. Данный нормативный правовой акт так же не предусматривает возможности оказания медицинских услуг пенсионерам органов внутренних дел в иных государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения. Правила оказания медицинской помощи... лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911, не предусматривают предоставление медицинских услуг сотрудникам, уволенным со службы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств государственных органов. Указанная позиция подтверждается письмом ФСКН России от 15.04.2014 N МК-2073. Вместе с тем, истец имеет право воспользоваться медицинскими услугами, которые оказываются, в том числе, пенсионерам органов наркоконтроля и членам их семей в медицинских организациях ФСКН России, в частности, поликлинике Управления ФСКН России по Кировской области. Однако оказать стоматологические медицинские услуги в медицинском подразделении Управления истцу не представляется возможным, так как в его штате отсутствует должность врача стоматолога. Кроме того, истец имеет гарантирование ему Конституцией РФ право воспользоваться бесплатной медицинской помощью за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. Учитывая изложенное, Управление ФСКН России по Кировской области не вправе выдать истцу направление для получения за счет бюджетных средств ФСКН России стоматологической помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФСКН России, Управления ФСКН России по Кировской области К. доводы жалобы поддержал.
З. выразил свое несогласие с доводами жалобы.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из выписки из приказа директора ФСКН России N N от N г. следует, что З. уволен с правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (УФСКН России по Кировской области) с <дата> на основании подп. 22 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 г. N 613. Выслуга лет в календарном исчислении составляет <данные изъяты>.
17.06.2014 г. истец обратился в Управление ФСКН России по Кировской области с заявлением о выдаче направления для получения стоматологических услуг.
11.07.2014 г. истцу был дан ответ, согласно которому порядок организации медицинского обслуживания пенсионеров органов наркоконтроля в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти постановлением Правительства РФ не установлен. Предоставление медицинских услуг пенсионерам органов наркоконтроля в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств ФСКН России не предусмотрено.
Не согласившись с указанным ответом З. обжаловал действия УФСКН России по Кировской области в Первомайском районном суде г. Кирова.
Разрешая вопрос по существу, суд первой инстанции установил, что с учетом имеющихся документов ответчик должен был выдать истцу направление на лечение, в связи с чем его действия по отказу являются незаконными.
Судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции правильным на основании следующего.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе, в учреждениях и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы, в том числе, в учреждениях и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу п. 1 ст. 10 данного Федерального закона сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сотрудник ежегодно проходит диспансеризацию.
Пунктом 5 статьи 10 Федерального закона гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющим стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, гарантировано право на медицинское обслуживание, предусмотренное частью 1 настоящей статьи. Порядок организации медицинского обслуживания указанных граждан в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации.
С учетом того, что З. является пенсионером ФСКН России со стажем службы <данные изъяты>, он имеет гарантированное право на бесплатное медицинское обслуживание.
Как установлено, стоматологические услуги, о предоставлении которых просил З., поликлиника УФСКН России по Кировской области не оказывает.
В то же время приказом ФСКН России от 12.05.2008 N 162 утверждена Инструкция по организации медицинского обеспечения в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В пункте 7 Инструкции определено, что в пределах бюджетного финансирования право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), в медицинских учреждениях (медицинских подразделениях) имеют сотрудники и пенсионеры.
Кроме того в пункте 9 Инструкции установлено, что при отсутствии по месту службы или месту жительства сотрудников и пенсионеров медицинских учреждений (медицинских подразделений), а также отсутствии в них необходимых врачей-специалистов и (или) специального диагностического оборудования медицинская помощь оказывается в учреждениях здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы таким учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи сотрудникам и пенсионерам возмещаются соответствующим органом наркоконтроля.
В пунктах 45, 48 Инструкции указано, что право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) имеют сотрудники и пенсионеры. Возмещение расходов за стоматологическую помощь и зубопротезирование осуществляется органами наркоконтроля только учреждениям здравоохранения, оказавшим такую помощь, на основании заключенных договоров.
10.12.2013 г. между УФСКН России по Кировской области и КОГБУЗ "Кировская клиническая стоматологическая поликлиника" был заключен договор N 226 на оказание стоматологических услуг.
В соответствии с п. 1.1 договора исполнитель обязуется оказывать стоматологические услуги сотрудникам и пенсионерам заказчика в учреждении здравоохранения исполнителя. Заказчик берет на себя обязательство оплачивать затраты, связанные с оказанием стоматологической помощи сотрудникам и пенсионерам, а исполнитель - обеспечивать оказание сотрудникам и пенсионерам стоматологической помощи надлежащего качества из материалов исполнителя, его силами и средствами.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что для приема сотрудников и пенсионеров в учреждении здравоохранения исполнителя на плановое лечение или обследование предоставляется документ, удостоверяющий личность (служебное или пенсионное удостоверение), и направление, выданное поликлиникой Управления ФСКН России по Кировской области. В силу п. 5.1 договора он действует до 31.12.2014 г. или до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору.
Таким образом, при наличии заключенного договора с медицинским учреждением, не относящимся к медицинским учреждениям системы ФСКН России, а также при отсутствии у ответчика возможности предоставления стоматологических услуг в его учреждениях здравоохранения, с учетом вышеназванных нормативных правовых актов, у З. имеется право на получение бесплатного медицинского обслуживания выраженного в предоставлении направления на оказание стоматологических услуг в КОГБУЗ "Кировская клиническая стоматологическая поликлиника".
Доводы жалобы о том, что положения части 5 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривают предоставление медицинских услуг пенсионерам органов наркоконтроля в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения основан на неверном толковании норм материального права, поскольку положения данной статьи прямо указывают на гарантию бесплатного медицинского обслуживания пенсионеров наравне с действующими сотрудниками.
При этом довод о том, что поскольку Правительством РФ в настоящее время, не определен порядок организации медицинского обслуживания пенсионеров органов наркоконтроля в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а значит, З. не имеет право на получение бесплатной медицинской помощи в иных медицинских учреждениях, кроме учреждений здравоохранения ФСКН России не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований З., поскольку непринятие указанного Порядка не должно ограничивать или делать невозможным реализацию права, гарантированного истцу Федеральным законом.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Выводы суда основаны на материалах дела и оценке доказательств с учетом правил ст. 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, так как выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального закона соблюдены и правильно применены, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Кирова от 26 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФСКН России и Управления ФСКН России по Кировской области К. - без удовлетворения.