Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 08.05.2019 по делу N 33-1923/2019
Требование: О признании незаконным решения постоянно действующей комиссии по принятию решения о выплате единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций, обязании произвести выплату единовременного пособия.
Обстоятельства: Истец, проходивший службу в органе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уволен со службы. В период прохождения службы истцом получена военная травма.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 08.05.2019 по делу N 33-1923/2019
Требование: О признании незаконным решения постоянно действующей комиссии по принятию решения о выплате единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций, обязании произвести выплату единовременного пособия.
Обстоятельства: Истец, проходивший службу в органе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уволен со службы. В период прохождения службы истцом получена военная травма.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 мая 2019 г. по делу N 33-1923/2019
Судья Сентякова Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Копотева И.Л.,
судей Батршиной Ф.Р., Нургалиева Э.В.,
при секретарях К., С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 08 мая 2019 года гражданское дело
по апелляционной жалобе истца М.Е.
на решение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 16 ноября 2018 года, которым
в исковых требованиях М.Е. к МВД по Удмуртской Республике о признании незаконным заключения УФСКН по Удмуртской Республике по материалам служебной проверки по факту обращения М.Е. за выплатой единовременного пособия от 06 июня 2014 года, признании незаконным решения постоянно действующей комиссии по принятию решения о выплатах единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций УФСКН по Удмуртской Республике, оформленного протоколом N 5/11/6269 от 22 июля 2014 года, взыскании единовременного пособия, установленного
частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом индексации в размере 2562112 рублей 32 копеек, взыскании процентов, начисленных за период с 24 мая 2014 года по 21 сентября 2018 года, в размере 2031755 рублей 07 копеек, взыскании процентов ежедневно в размере 1281 рублей 06 копеек, начиная с 22 сентября 2018 года до дня выплаты единовременного пособия, взыскании судебных расходов отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Копотева И.Л., объяснения истца М.Е. и его представителей И., Л., представителя ответчика Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике Б., представителя третьего лица ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД РФ по Удмуртской Республике" М.Г., судебная коллегия
установила:
истец М.Е. обратился в суд с иском к ответчику Управлению Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков по Удмуртской Республике (далее - УФСКН РФ по Удмуртской Республике) о признании незаконным решения постоянно действующей комиссии по принятию решения о выплате единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций УФСКН РФ по Удмуртской Республике, оформленного протоколом N 5/11/6259 от 22 июля 2014 года, обязании ответчика произвести выплату единовременного пособия, установленного
частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Требования мотивированы тем, что истец проходил службу в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Удмуртской Республике в период с 01 июля 2003 года по 23 мая 2014 года. В соответствии с Приказом N 78-лс от 23 мая 2014 года истец уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на основании
подпункта 9 (по состоянию здоровья на основании медицинского заключения военноврачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах наркоконтроля) пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003 года N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
В период прохождения службы истцом была получена военная травма (выставлен диагноз: <данные изъяты> (ушиб головного мозга легкой степени от 2000 года, сотрясение головного мозга от 2009 года) с формированием <данные изъяты>.
27 мая 2014 года истец обратился с заявлением о выплате единовременного пособия, установленного
частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
22 июля 2014 года решением постоянно действующей комиссии по принятию решения о выплатах единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Удмуртской Республики отказано истцу в выплате единовременного пособия.
09 сентября 2014 года копия протокола заседания комиссии получена истцом.
Истец считает, что приобрел право на выплату единовременного пособия, поскольку был уволен со службы по подпункту 9 пункта 142 Положения, на момент увольнения военно-врачебной комиссией он признан ограниченно годным и ему установлена причинная связь повреждения здоровья в формулировке "военная травма", им представлены все документы, установленные Приказом N 218.
Определением суда от 28 января 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено ФКУЗ "МСЧ МВД России по Удмуртской Республике".
Определением суда от 22 августа 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике.
Определением суда от 24 мая 2018 года ответчик УФСКН по Удмуртской Республике заменен на МВД по Удмуртской Республике в порядке
статьи 44 ГПК РФ.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно изменял предмет исковых требований, в окончательной виде просил:
признать незаконным заключение УФСКН РФ по Удмуртской Республике по материалам служебной проверки по факту обращения М.Е. за выплатой единовременного пособия от 06 июня 2014 года;
признать незаконным решение постоянно действующей комиссии по принятию решения о выплате единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций УФСКН РФ по Удмуртской Республике, оформленное протоколом N 5/11/6259 от 22 июля 2014 года;
взыскать с ответчика сумму единовременного пособия, установленного
частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом индексаций в размере 2562112,32 рублей; взыскать с МВД по Удмуртской Республике проценты за задержку единовременного пособия; судебные расходы.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержала позицию ответчика, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней истец просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В качестве доводов указано, что заключение УФСКН РФ по Удмуртской Республике по материалам служебной проверки по факту обращения М.Е. за выплатой единовременного пособия от 06 июня 2014 года является незаконным, проверка является проведенной с нарушением Инструкции о порядке проведения служебных проверок в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Проверка может проводиться только в случаях, предусмотренных законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации.
Между тем, проверка, по результатам которой было принято заключение УФСКН от 06 июня 2014 года, проводилась не в отношении сотрудника, а в отношении ранее проводимой служебной проверки от 05 марта 2009 года.
Проверка не могла проводиться с целью ревизии ранее проведенной служебной проверки.
Военная травма подтверждается письменными доказательствами, представленными в материалы дела.
Заключением военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) МСЧ РФ по Удмуртской Республике от 20 мая 2014 года также установлена военная травма.
Данное заключение вынесено в период службы в органах наркоконтроля.
Работодатель не вправе совершать какие-либо юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника, без его предварительного согласия и после того, как трудовые отношения между сторонами уже прекращены.
Заключение ВВК МСЧ МВД по Удмуртской Республике N 1753 от 14 июля 2014 года, как основанное только на заключение УФСКН от ДД.ММ.ГГГГ, является недопустимым доказательством, вынесено при отсутствии у данной ВВК компетенции на это.
В исключительной компетенции Центральной ВВК находятся вопросы о пересмотре заключений ВВК.
Данное заключение о том, что у М.Е. нет военной травмы, вынесено без исследования медицинских документов и после увольнения истца, без его согласия.
Заключение N от 20 декабря 2015 года комиссии судебно-медицинских экспертов БУЗ Удмуртской Республики "<данные изъяты>" и заключение N от 12 февраля 2018 года комиссии судебно-медицинских экспертов БУЗ Удмуртской Республики "<данные изъяты>" являются недопустимыми доказательствами, как вынесенными за пределами полномочий.
В силу
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) - суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца, его представителей, представителей ответчика и третьего лица, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Истец М.Е. проходил службу в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Удмуртской Республике в период с 01 июля 2003 года по 23 мая 2014 года.
Факт участия истца в феврале 2009 года в показательных выступлениях по рукопашному бою в период исполнения служебных обязанностей, факт падения истца, в ходе которого он ударился головой, подтвердили в ходе судебного заседания истец и свидетели Ш.А.Д., Н.А.Г., Р.Н.Н., С.Д.А., Ф.М.А., С.К.В., З.С.А., П.В.А.
Приказом N от 23 мая 2014 года М.Е. уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на основании
подпункта 9 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003 года N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (по состоянию здоровья на основании медицинского заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах наркоконтроля).
Согласно заключению ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД по Удмуртской Республике" от 20 мая 2014 года по результатам медицинского освидетельствования, с учетом представленных медицинских документов вынесено заключение о категории годности к службе и о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний со службой в ФСКН России, оформленное свидетельством о болезни N 1291. У истца установлен диагноз: <данные изъяты> (ушиб головного могла легкой степени от 2000 года, сотрясение головного мозга от 2009 года) с формированием локальных <данные изъяты>. Комиссия пришла к выводу об относимости заболевания к военной травме, полученной в период военной службы.
27 мая 2014 года истец обратился с заявлением о выплате единовременного пособия, установленного
частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
30 мая 2014 года на имя начальника УФСКН по Удмуртской Республике подан рапорт ведущего юрисконсульта правовой группы Б.А.К. с просьбой рассмотреть вопрос о возможности проведения дополнительной служебной проверки по факту обращения истца за выплатой единовременного пособия, поскольку ранее принятое заключение с правовой группой Управления не согласовывалось, содержит противоречивые сведения об обстоятельствах получения травмы сотрудником М.Е.
30 мая 2014 года руководителем УФСКН по Удмуртской Республике на данный рапорт наложена виза о проведении служебной проверки.
06 июня 2014 года начальником УФСКН по Удмуртской Республике утверждено заключение по результатам служебной проверки по факту обращения М.Е. за выплатой единовременного пособия, согласно которого выводы, изложенные в служебной проверке от 05 марта 2009 года, признаны не соответствующими действительности; факт получения М.Е. травмы головы при исполнении служебных обязанностей в 2009 году считать не подтвердившимся; настоящее заключение решено направить для заочного пересмотра заключения ВВК о причинной связи увечья (заболевания) N 1291 в соответствии с
пунктом 21.4 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от 09 января 2008 года N 1.
14 июля 2014 года заключением N 1753 ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Удмуртской Республике" заключение ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Удмуртской Республике" N 1291 от 20 мая 2014 года отменено, дано заключение о том, что на момент исключения из списков сотрудников ФСКН России от 25 мая 2014 года истец имел общие заболевания, полученные в период военной службы, признан ограниченно годным к военной службе, причинная связь травмы головы, полученной в 2009 году, в редакции "военная травма" не установлена.
22 июля 2014 года решением постоянно действующей комиссии по принятию решения о выплатах компенсации Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Удмуртской Республике N 5/11/6259 истцу отказано в выплате М.Е. единовременного пособия. Из содержания протокола усматривается, что причинная связь между заболеваниями, полученными М.Е. в период прохождения службы, в виде формулировки "военная травма" отсутствует.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
Согласно
пункту 10 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ правила выплаты единовременных пособий, указанных в
частях 2 и
4 статьи 12 указанного закона, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
В период спорных правоотношений действовал приказ ФСКН Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 22 мая 2013 года N 218 "Об утверждении Правил выплаты в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, установленных
частями 2,
4 и
5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Правила).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что заключение служебной проверки от 06 июня 2014 года является законным, основанным на исполнении приказа ФСКН РФ от 09 июня 2006 года N 194, которым утверждена
Инструкция о порядке проведения служебных проверок в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Судом первой инстанции установлено отсутствие материалов служебной проверки по факту получения травмы истцом в 2009 году в УФСКН по Удмуртской Республике.
Основанием для проведения проверки послужило то, что в заключении служебной проверки N 5/6-1531 от 05 марта 2009 года имелись неточности относительно предполагаемой даты получения истцом травмы, отсутствовала информация о проведенных мероприятиях, в ходе которых были получены сведения, изложенные в заключении, а в свидетельстве о болезни истца имелись сведения о получении аналогичной травмы не при исполнении служебных обязанностей.
При таких обстоятельствах руководителем УФСНК по Удмуртской Республике принято обоснованное решение о проведении дополнительной служебной проверки по фактам, изложенным в заключении от 2009 года.
Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней о том, что работодатель не вправе совершать какие-либо юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника, без его предварительного согласия и после того, как трудовые отношения между сторонами уже прекращены, судебная коллегия находит ошибочными.
В данном случае судом рассматривается не индивидуально-трудовой спор, понятие которого определено в
статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации, а спор о возмещении вреда здоровью, поэтому ограничения по совершению юридически значимых действий работодателя, на которые ссылается истец, не подлежат применению.
Служебная проверка проведена по факту обращения М.Е. за выплатой единовременного пособия, что прямо следует из заключения служебной проверки (л. д. 49-52, т. 1), а результатом этой проверки явилось решение, в том числе и о признании выводов, изложенных в служебной проверке от 05 марта 2009 года, не соответствующим действительности.
Служебная проверка проводилась на основании нормативно-правовых актов.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что заключение служебной проверки соответствует требованиям Инструкции N 1, не нарушает права и законные интересы истца, проведена полномочным лицом, в сроки, установленные нормативными актами, выводы заключения не противоречат фактическим обстоятельствам, установленным при рассмотрении дела судом.
Вместе с тем, данное заключение не имеет правового значения для установления права истца на выплату единовременного пособия, поскольку данное заключение не было основанием для отказа в выплате единовременного пособия комиссии по принятию решений о выплате единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Удмуртской Республике от 22 июля 2014 года (л. д. 13-14, т. 1).
Заключение ВВК N 1753 от 14 июля 2014 года об отмене заключения ВВК МСЧ МВД РФ по Удмуртской Республике N 1291 от 20 мая 2014 года не являлось самостоятельным предметом спора.
Законность указанного заключения ВВК не входила в предмет доказывания ни по одному из заявленных истцом требований.
Суд первой инстанции не распределял бремя доказывания законности данного заключения ВВК между сторонами.
Законность заключения ВВК МСЧ МВД РФ по Удмуртской Республике N 1753 от 14 июля 2014 года может быть проверена судом при наличии самостоятельного предмета спора и надлежащего ответчика.
ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Удмуртской Республике" не являлось по настоящему делу надлежащим ответчиком.
Не входило в полномочия комиссии по принятию решений о выплате единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Удмуртской Республике давать оценку законности заключения ВВК МСЧ МВД РФ по Удмуртской Республике N 1753 от 14 июля 2014 года.
Заключение ВВК МСЧ МВД РФ по Удмуртской Республике N 1753 от 14 июля 2014 года не относится к юридически значимым действиям работодателя, не затрагивает трудовые права уволенного сотрудника, поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части нельзя признать обоснованными.
При отказе в удовлетворении требований о выплате единовременного пособия на вышеуказанное заключение суд не ссылается.
Доводы жалобы о недопустимости заключений судебных экспертиз не имеют правового значения, они не являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска о выплате единовременного пособия.
Апелляционная жалоба и дополнения к ней не содержат доводов о несогласии с решением суда в части законности решения комиссии по принятию решений о выплате единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Удмуртской Республике от 22 июля 2014 года (л. д. 13-14, т. 1).
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
определила:
решение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 16 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.КОПОТЕВ
Судьи
Ф.Р.БАТРШИНА
Э.В.НУРГАЛИЕВ