Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15.12.2022 по делу N 88-26380/2022, 2-508/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 26.07.2022 N 33-12029/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В нарушение норм трудового законодательства ответчик не начислял истцу специальный коэффициент к должностным окладам, а районный коэффициент и надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера начислял не в полном объеме.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 26.07.2022 N 33-12029/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В нарушение норм трудового законодательства ответчик не начислял истцу специальный коэффициент к должностным окладам, а районный коэффициент и надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера начислял не в полном объеме.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2022 г. N 33-12029/2022
Справка: судья Нагимова К.П.
УИД 03RS0010-01-2022-000288-84
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Низамовой А.Р.
судей Оленичевой Е.А., Пономаревой Л.Х.
при ведении протокола секретарем М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р., судебная коллегия
установила:
Д. обратился с иском (с учетом уточнений) к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (далее - УФССП России по РБ) о взыскании задолженности по заработной плате в сумме 419 890,80 рублей, компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, возложении обязанности перерасчитать компенсацию за неиспользованный отпуск.
В обоснование иска указал, что он с 20 января 2003 года по 01 ноября 2021 года работал в Межгорьевском городском отделении судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан на должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Межгорьевское городское отделение судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан находится на территории ЗАТО Межгорье и на его работников распространяются льготы в сфере оплаты труда, установленные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08 июля 1974 года N 561 "О строительстве Байкало-амурской магистрали", Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года N 487-152, Указом Президента Российской Федерации от 08 июля 1995 года N 687, а именно: к заработной плате установлен коэффициент 1,7, специальный коэффициент 1,25 - к должностным окладам и тарифным ставкам, а также северная надбавка в размере от 10% до 50% в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также на предприятиях и организациях ЗАТО Межгорье.
В нарушение норм Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель не начислял истцу специальный коэффициент 1,25 к должностным окладам, а районный коэффициент и надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера начислял не в полном объеме.
Всего за указанный период Д. было недоплачено 419 890,80 рублей. Действиями работодателя истцу причинен моральный вред, который он оценивает, в размере 5 000 рублей.
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2022 года постановлено:
исковые требования Д. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан о защите трудовых прав, удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан в пользу Д. задолженность по заработной плате в сумме 419 890,80 рублей.
Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан перерасчитать Д. компенсацию за неиспользованный отпуск.
Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан в пользу Д. моральный ущерб в сумме 5 000 рублей.
Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 7 698, 91 рублей.
В апелляционной жалобе УФССП России по Республике Башкортостан просит отменить решение суда, отказать Д. удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что правоотношения, связанные с поступлением на службу в УФССП России по РБ, ее прохождением и прекращением регулируются Федеральным законом от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В случаях, не урегулированных указанным законом, применяются нормы трудового законодательства. Таким образом, в первую очередь подлежат применению специальные нормы, а в случаях не урегулированных специальными нормами - нормы трудового законодательства. Специальными нормами предусмотрено начисление коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия: должностной оклад, оклад по специальному званию, ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификации звание, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями составляющими государственную тайну. Судом не учтено, что перечень процентных надбавок, на которые необходимо начислять повышенные коэффициенты является закрытым (императивным) и не подлежит расширению независимо от воли ответчика. Таким образом, в силу системных толкований норм права надбавки подлежали начислению только на оклад по должности в размере 16 201 рублей, оклад по специальному званию в размере 10 615 рублей, надбавку за выслугу лет в 6 704 рублей и надбавку за особые условия службы в размере 3 240,20 рублей, то есть начисление повышенных коэффициентов могло производится только на сумму денежного содержания в размере 36 760,20 рублей. Квалификационного звания истец не имел, допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну у истца не имелось, в связи с чем указанные надбавки Д. не выплачивались. Необходимо отметить, что ответчиком ежемесячно выплачивалась северная надбавка к должностному окладу в размере 50% от денежных средств, перечисленных в части 15 статьи 2 Федерального закона N 283-ФЗ, а так же коэффициент 1,7 от денежных средств, перечисленных в части 15 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, ответчиком не допущено каких-либо нарушений норм права при начислении заработной платы истцу.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика С., участвующего посредством видеоконференцсвязи, представителя истца Ф. судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спор, суд первой инстанции указал, что согласно п. п. "а" п. 20 приложения N 2 к Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года N 487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецке-15 (ныне ЗАТО г. Межгорье), независимо от ведомственной принадлежности были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08 июля 1974 года N 561, в том числе: централизованно установлены районный коэффициент 1,7; специальный коэффициент к окладам и тарифным ставкам, равный 1,25; применяемая процентная надбавка за стаж работы в местностях, приравненный к районам Крайнего Севера (10% за каждый год работы, но не более 50%).
В соответствии с п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года N 687 "О преобразовании строящегося на территории Республики Башкортостан специального объекта в закрытое административно-территориальное образование - г. Межгорье" за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО г. Межгорье, были сохранены ранее предусмотренные льготы.
При этом удовлетворяя исковые требования Д., суд первой инстанции исходил из того, что к Д. вышеназванные нормы применимы, тогда как с января 2021 года и по 28 октября 2021 года (день его увольнения) ответчиком районный коэффициент 1,7 и надбавка начислялся только на оклад по должности в размере 16 201 рублей, оклад по специальному званию в размере 10 615 рублей, на надбавку за выслугу лет в размере 6 704 рублей, то есть на сумму денежного содержания в размере 33 520 рублей, а специальный коэффициент к окладу - 1,25 не начислялся вовсе, что является нарушением действующего законодательства.
Судебная коллегия с выводами суда согласится не может.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах принудительного исполнения, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283).
В силу пункта 15 статьи 2 названного Федерального закона к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки за службу в этих районах и местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Пунктом 16 статьи 2 указанного Федерального закона установлено, что порядок применения районных коэффициентов и выплаты процентных надбавок за стаж службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также их размеры определяются Правительством Российской Федерации.
30 декабря 2011 года Правительством Российской Федерации издано Постановление N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1237).
Положениями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 предусмотрено установить размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, согласно приложению.
В силу абзаца второго пункта 1 названного Постановления другие районные коэффициенты и процентные надбавки за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в отношении указанных военнослужащих и сотрудников, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных этим Постановлением, не применяются.
Пунктом 20 приложения к Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1237 к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в которых к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников выплачиваются процентные надбавки до 50% (III группа территорий) причислена Республика Башкортостан - г. Межгорье
В соответствии с пунктом 5 Правил применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, военнослужащим (сотрудникам) в зависимости от продолжительности стажа в районах (местностях), отнесенных к группам территорий, предусмотренным приложением к Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1237, устанавливаются следующие процентные надбавки: для районов (местностей), отнесенных к III группе территорий, - 10% за первый год стажа, с увеличением на 10% за каждый последующий год стажа, но не более 50%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 установлены размеры коэффициентов и процентных надбавок, а также порядок их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.
Пунктом 3 Приложения к названному Постановлению Республика Башкортостан - г. Межгорье отнесена к районам, в которых применяется коэффициент 1,7.
Из приведенных нормативных положений следует, что надбавка за службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для города Межгорье, где проходил службу истец, установлена в размере 10% за первый год стажа и увеличивается на 10% за каждый последующий год, но не более 50%, а также коэффициент 1,7.
Поскольку в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 прямо указано, что другие районные коэффициенты и процентные надбавки помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных этим Постановлением, не применяются, оснований для применения к должностному окладу истца специального коэффициента 1,25, предусмотренного Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08 июля 1974 года N 561, не имеется.
Что касается доводов истца о неверном начислении надбавки 50% и коэффициента 1,7.
В силу части 15 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки за службу в этих районах и местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются:
1) должностной оклад;
2) оклад по специальному званию;
3) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;
5) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;
6) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Из представленных расчетных листков видно, что районный коэффициент и надбавка 50% начислялись ответчиком на должностной оклад, оклад по специальному званию, ежемесячную надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), ежемесячную надбавка к должностному окладу за особые условия службы, что соответствует приведенной выше норме права.
Заступая на службу в 2020 году, Д. знал и не мог не знать те нормы права, которые регулируют порядок прохождения службы, ее оплаты.
Ссылка в письменных пояснениях ответчика на то, что нарушена подсудность, так как Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года N 687 имеет гриф "сс", несостоятельна. Спорные правоотношения регулируются иными нормативно-правовыми актами и оснований для исследования данного Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года N 687 не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2022 года отменить. Принять по делу новое решение, которым исковые требования Д. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан о перерасчете и взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 августа 2022 года.
Председательствующий
А.Р.НИЗАМОВА
Судьи
Е.А.ОЛЕНИЧЕВА
Л.Х.ПОНОМАРЕВА