Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 30.06.2016 по делу N 33-2719/2016
Требование: О понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности.
Обстоятельства: Непринятие ответчиком мер по устранению нарушений пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму угрожает жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 30.06.2016 по делу N 33-2719/2016
Требование: О понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности.
Обстоятельства: Непринятие ответчиком мер по устранению нарушений пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму угрожает жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
Решение: Требование удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июня 2016 г. по делу N 33-2719/2016
Судья: Магомедов Я.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагсетан в составе:
председательствующего - Абдуллаева М.К.,
судей - Гебековой Л.А. и Гасановой Д.Г.
при секретаре судебного заседания - Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министра труда и социального развития РД Г. на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 15 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования заместителя прокурора Кировского района гор. Махачкалы к ГКУ "Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства" и Министерства труда и социального развития РД - удовлетворить.
Обязать ГКУ "Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства" и Министерство труда и социального развития РД в течение 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законодательств о противодействии терроризму и пожарной безопасности, указанных в акте N от <дата> года".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Гебековой Л.А, выслушав объяснения представителей по доверенности ГКУ РФ "Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам безз определенного места жительства" Х. и Министерства труда и социального развития РД Д., просивших решение суда отменить, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Кировского района г. Махачкала обратился в суд с иском к ГКУ "Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства" и Министерства труда и социального развития РД о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности.
Прокуратурой Кировского района г. Махачкалы во исполнение поручения прокуратуры республики проведена проверка антитеррористического и противопожарного состояния в Государственном казенном учреждении Республики Дагестан "Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства", положенном по адресу г. Махачкала, <адрес>.
Установлено, что в ГКУ РД КСЦПЛ (БОМЖ) не в полной мере соблюдаются требования Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействию терроризму", решения антитеррористической миссии г. Махачкалы от 08 июня 2009 года "О неотложных исполнительных мерах по предупреждению террористических и экстремистских проявлений, обеспечению безопасности населения и антитеррористической защищенности критически важных, особо опасных объектов и объектов жизнеобеспечения защищенности учреждения".
Отделом надзорной деятельности по Кировскому району г. Махачкалы УНД и ПР ГУ МЧС России по РД в соответствии со ст. ст. 6, 6.1, 34, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 9 Федерального закона РФ от 26 декабря 2008 года N 294 "О защите прав юридический лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года "О федеральном государственном пожарном надзоре", проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на территории, в здании и помещениях ГКУ РД КСЦПЛ (БОМЖ). При этом установлено, что помещения эксплуатируются с нарушениями требований норм и правил пожарной безопасности.
В силу ст. 37 ФЗ РФ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. ГКУ РД КСЦПЛ (БОМЖ) является объектом массового пребывания людей, входящий в перечень объектов критической инфраструктуры.
В соответствии с уставом ГКУ РД КСЦПЛ (БОМЖ) находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) Министерству труда и социального развития Республики Дагестан.
В соответствии с пунктом 7 ст. 2 Федерального закона РФ от 6 марта 2006 года N 35 "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма. Указанные нарушения значительно снижают уровень антитеррористической защищенности учреждений социальной защиты, отрицательно сказываются на безопасности лиц их посещающих и могут способствовать совершению преступлений террористической направленности.
Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму, выявленных в ГКУ РД КСЦПЛ (БОМЖ) угрожает жизни и здоровью находящихся в нем детей, сотрудников, а также граждан.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министра труда и социального развития РД Г. ставится вопрос об отмене решения суда.
Указывается, что судом первой инстанции не было принято во внимание и не дана соответствующая оценка тому обстоятельству, что фактически прокуратурой Кировского района г. Махачкалы проверка в ГКУ РД КСЦПЛ (БОМЖ) не проводилась.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества.
ГКУ РД КСЦПЛ (БОМЖ) не обладая какими-либо правами в отношении занимаемого здания не вправе осуществлять расходование бюджетных средств на устранение выявленных нарушений.
В связи с тем, что объект недвижимости занимаемый ГКУ РД КСЦПЛ (БОМЖ) не находится в республиканском ведении либо в ведении государственных учреждений РД, а правоотношения сторон между собственником здания и учреждением в пользовании которого оно находится не оформлены гражданско-правовым соглашением, Министерством финансов Республики Дагестан не были предусмотрены в бюджетной смете соответствующие финансовые средства на текущий финансовый год, что также не позволяет Минтруду РД выделить бюджетные ассигнования для устранения указанных нарушений.
Суд первой инстанции, рассмотрев исковое заявление прокуратуры в порядке гражданского судопроизводства, допустил грубое нарушение процессуального законодательства, поскольку оно подлежало рассмотрению в рамках административного судопроизводства.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных Федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, что предусмотрено положениями ст. 39 КАС РФ.
Исходя из характера правоотношений и субъектного состава участников, судебная коллегия находит, что возникший спор подлежал рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 15 апреля 2016 года отменить, производство по делу прекратить.