Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.01.2023 по делу N 88-113/2023, 2-2549/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 22.08.2022 по делу N 33-12887/2022 (УИД 16RS0046-01-2021-004994-13)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения жилищной комиссии в части определения размера единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Размер единовременной социальной выплаты рассчитан на состав семьи из двух человек.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 22.08.2022 по делу N 33-12887/2022 (УИД 16RS0046-01-2021-004994-13)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения жилищной комиссии в части определения размера единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Размер единовременной социальной выплаты рассчитан на состав семьи из двух человек.
Решение: Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2022 г. по делу N 33-12887/2022
Судья Сафин А.Р. УИД 16RS0046-01-2021-004994-13
| Дело N 2-2549/2022 УИД 16RS0046-01-2021-004994-13 |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Муртазина А.И., Новосельцева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФСИН России и УФСИН России по Республике Татарстан - Х.Г. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 17 июня 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Х.И. (паспорт) к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации удовлетворить.
Признать решение заседания комиссии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ОГРН <...>) от 26 ноября 2020 года в части определения норматива общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты Х.И. незаконным.
Признать приказ Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от N ... в части определения размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Х.И. незаконным.
Возложить на Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации обязанность при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений
пунктов 18 и
19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 не производить вычет общей площади жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику Х.И. и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Исковые требования к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Татарстан оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Х.И. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Татарстан, Федерльной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании решения жилищной комиссии в части определения размера единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным.
В обоснование заявленных требований указал, что состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 4 человек.
Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия ФСИН) от 26 ноября 2020 года (протокол N 19) в учетное дело заявителя внесены изменения в части уменьшения состава семьи до двух человек, исключены сыновья - Х.Б. и Х.Т. в связи с достижением возраста 23 лет, принято решение о ходатайстве перед директором ФСИН России о предоставлении единовременной социальной выплаты.
Размер единовременной социальной выплаты рассчитан на состав семьи из двух человек по следующей формуле:
Р=(42-33,1)х53919x1,26x1,2 = 725577,2 рублей, где 42 - норматив общей площади жилого помещения на семью из двух человек, кв. м;
33,10 - размер общей площади жилого помещения, принадлежащего на праве собственности сотруднику и членам его семьи, кв. м;
1,26 - поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья с учетом места службы сотрудника;
1,2 - поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности службы.
С учетом изложенного, приказом ФСИН России от N ... произведена единовременная социальная выплата в размере 725577,2 рублей.
С указанным решением Комиссии ФСИН и приказом ФСИН России от N ... в части размера единовременной социальной выплаты он не согласен.
Указывает, что в соответствии с
пунктом 20 Правил в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений
пунктов 18 и
19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, указанные в пунктах 3 - 5 и 7 части 3 статьи 4 Закона.
Согласно представленному в Комиссию ФСИН через Управление ФСИН по Республике Татарстан техническому плану здания, расположенного по адресу: нем имеются два помещения общей площадью 33,1 кв. м, которые являются смежными.
Также в Комиссию ФСИН были представлены сведения о том, что сыновья проживающие с заявителем: Х.А.И. и Х.Б. состоят в зарегистрированных браках.
Полагает, что решение Комиссии ФСИН о выплате единовременной социальной выплаты за вычетом жилого помещения, находящегося в собственности супруги - Х.Н.А. является незаконным и необоснованным. Следовательно, является незаконным и необоснованным приказ ФСИН России от N ...
На основании изложенного просил суд признать приказ ФСИН России от N ... и решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе ... от в части касающейся размера единовременной социальной выплаты незаконными и обязать ответчиков принять решение о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из 2-х человек без учета площади жилого помещения, принадлежащего на праве собственности Х.Н.А.
В судебном заседании истец Х.И. и его представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Татарстан, Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации с исковыми требованиями не согласился.
Суд иск удовлетворил, постановив решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков ставит вопрос об отмене решения, считая его незаконным и необоснованным, поскольку судом первой инстанции неправильно определены юридически значимые обстоятельства дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом дана неверная оценка представленным доказательствам. Указывает, что документов, подтверждающих, что истец проживает в смежной неизолированной комнате или в однокомнатной квартире ни в материалы учетного дела, ни в суд не представлены. Кроме того, жилой дом, площадью 33,1 кв. м, полученный в наследство супругой истца, может быть перепланирован.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФСИН России и УФСИН России по Республике Татарстан - К.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец Х.И. и его представитель - М. с жалобой не согласились, просили оставить ее без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с
частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Закона N 283-ФЗ).
В
пункте 3 части 2 статьи 1 указанного Федерального закона установлено, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального
закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального
закона, считаются несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно
пункту 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник проживает в смежной неизолированной комнате либо однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок выплаты единовременной социальной выплаты, а также порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, согласно
пункту 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Пунктом 3 Правил предоставления единовременной социальной выплаты определено, что она предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
В случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений
пунктов 18 и
19 Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Согласно
пункту 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений
пунктов 18 и
19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, указанные в
пунктах 3 -
5 и
7 части 3 статьи 4 Закона (
пункт 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Как установлено судом, заседанием комиссии ФСИН России от (протокол N ...) принято решение о постановке Х.И. составом семьи 4 человека (супруга Х.Н.А., сын Х.Б., сын Х.Т.) на учет для получения единовременной социальной выплаты с 20 февраля 2014 года в соответствии с решением суда.
Заседанием комиссии ФСИН России от (протокол N ...) принято решение о внесении изменений в части уменьшения состава семьи до двух человек с исключением сыновей Х.Б., Х.Т. в связи с достижением возраста 23 лет и принято решение о ходатайстве перед директором ФСИН России о предоставлении Х.И. единовременной социальной выплаты, исходя из норматива общей площади для расчета размера единовременной социальной выплаты 8,90 кв. м.
Приказом ФСИН России от N ... дано распоряжение предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения Х.И. в размере 725 577, 20 руб.
Установлено, что размер единовременной социальной выплаты рассчитан на состав семьи из двух человек по следующей формуле:
P = (42 - 33,l) x 53 919 x 1, 26 x 1,2 = 725 577, 2 руб., где 42 - норматив общей площади жилого помещения на семью из двух человек, кв. м;
33,10 - размер общей площади жилого помещения, принадлежащего на праве собственности сотруднику и членам его семьи, кв. м;
1,26 - поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья с учетом места службы сотрудника;
1,2 - поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности службы.
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец попадает под действие норм
пункта 7 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в соответствии с выпиской из протокола N 19 заседания комиссии ФСИН России от 26 ноября 2020 года дополнительно вх. ... от истцом представлена копия технического паспорта жилого дома от 13 мая 2008 года, расположенного по адресу:, согласно экспликации поэтажного плана жилое помещение (жилой дом) общей площадью 33,1 кв. м состоит из одной комнаты площадью 20.2 кв. м и кухни площадью 12,9 кв. м.
Заявлением от 24 сентября 2019 года (вх.-... от) Х.И. представил документы, подтверждающие, что он с семьей с 24 сентября 2010 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом помещении общей площадью 33,1 кв. м по адресу:, принадлежащем на праве собственности его супруге. Копия свидетельства о государственной регистрации права от 28 августа 2008 года представлена. По данному адресу представлены: финансово-лицевой счет, выписка из домовой книги, согласно которой всего в доме зарегистрировано 7 человек.
Из паспорта Х.Б. <...> года рождения - сына заявителя, усматривается, что 13 сентября 2018 года он заключил брак с К.Н., в браке родилась дочь - Х.П., <...> года рождения.
Копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи, удостоверены секретарем территориальной комиссии 27 сентября 2019 года.
Кроме того, судом в ходе рассмотрения дела был приобщен рапорт старшего инспектора Камско-Устьинского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Татарстан от 1 июня 2022 года из которого следует, что согласно запросу заместителя начальника УФСИН России по Республике Татарстан им был осуществлен выезд по адресу:, в ходе которого установлено, что по данному адресу располагается частный дом. Но момент проверки в доме находились: Х.И., Х.Н.А. (супруга), Х.Б. (сын), Х.Н.В. (супруга сына), Х.П. (внучка), Х.А.Б. (внучка), З.А. (дочь), З.Ж. (внучка). В доме имеются две жилые комнаты.
Согласно имеющемуся в материалах дела сообщению начальника МО МВД России "Верхнеуслонский" ОП "Камско-Устьинское" обращенному начальнику УФСИН России по Республике Татарстан в ходе проверки по адресу: установлено, что дом состоит из двух жилых комнат, в котором проживают Х.И., года рождения, Х.Н.А., года рождения., Х.Б., года рождения, Х.Н.В., года рождения, Х.П., <...> года рождения, Х.А.Б., <...> года рождения.
На основании представленных в деле доказательств и материалов учетного дела суд установил, что истец с семьей с зарегистрирован по месту жительства в жилом доме общей площадью 33,1 кв. м, расположенном по адресу:, принадлежавшем на праве собственности его супруге.
Представленные в жилищную комиссию сведения свидетельствуют о том, что сыновья истца, проживающие совместно с ним, состоят в зарегистрированных браках.
Согласно представленному техническому плану жилого дома, расположенного по адресу: в нем имеются два помещения общей площадью 33,1 кв. м, которые являются смежными.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности уменьшения состава семьи истца до двух человек при расчете единой социальной выплаты, правомерно удовлетворив заявленные истцом требования.
Доводы жалобы о том, что истец вводит суд в заблуждение относительно фактического состава проживающих в доме лиц, а также о возможной перепланировке дома являются лишь предположениями ответчика и никак не подтверждены.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств и выводов суда, а также иное толкование правовых норм, регулирующих спорные отношения. Данные доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления. Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела и дал надлежащую оценку представленным доказательствам по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права к спорным правоотношениям применены верно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, соответственно, оснований для изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь
статьями 199,
328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 17 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФСИН России и УФСИН России по Республике Татарстан - Х.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29 августа 2022 года.
Определение 31.08.2022