Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 05.10.2023 по делу N 88-23184/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 27.06.2023 по делу N 2-1215/2023 (УИД 03RS0007-01-2022-007143-48)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Установлено отсутствие оснований для снятия истца и членов его семьи с указанного учета.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 27.06.2023 по делу N 2-1215/2023 (УИД 03RS0007-01-2022-007143-48)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Установлено отсутствие оснований для снятия истца и членов его семьи с указанного учета.
Решение: Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2023 г. по делу N 2-1215/2023(33-11978/2023)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Вахитовой Г.Д.,
судей Ибрагимовой И.Р.,
Низамовой А.Р.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С.Р. к Башкортостанской таможне о признании незаконным решения комиссии в части снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе Башкортостанской таможни на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 апреля 2023 года
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
установила:
С.Р. обратился в суд с иском к Башкортостанской таможне о признании незаконным решения комиссии в части снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование предъявленных требований С.Р. указал, что он состоял на учете на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения согласно заявлению от 10 ноября 2013 года (протокол от 14 марта 2014 N 1) по
пункту 1 части 3 статьи 4 ФЗ от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", как сотрудник, не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях установленных законодательством, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 12 августа 2022 года он снят с учета на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Считает, что оспариваемое решение нарушает его права как сотрудника федерального органа исполнительной власти на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как влечет за собой такие негативные последствия, как нарушение права на обеспечение жильем. Из протокола N 3 от 12 августа 2022 года следует, что он снят с учета на основании
п. п. г п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 N 369. Между тем,
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 N 369 не содержит
пункта 15 и оснований для снятия с такого учета. Жилищные условия у него не изменились с момента его постановки на учет. Каких-либо сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет), не выявлено.
Просил признать незаконным решение комиссии Башкортостанской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях установленных законодательством, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, от 12 августа 2022 года в части снятия его с учета.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 апреля 2023 года исковые требования С.Р. удовлетворены, постановлено признать незаконным решение комиссии Башкортостанской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях установленных законодательством, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, от 12 августа 2022 года в части снятия с учета С.Р.
Обязать Башкортостанскую таможню восстановить С.Р. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со дня постановки на данный учет.
В апелляционной жалобе Башкортостанской таможни ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывают, что поскольку сведения из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся у его объекты недвижимости в отношении истца и членов его семьи не соответствуют обстоятельствам, установленным решениями Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 сентября 2014 по делу N 2-7892/2014 и от 8 декабря 2020 года по делу N 2-6793/2020 (факт выдела в натуре квартиры N адрес в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества), в связи с чем не представляется возможным определить площадь, исходя из которой необходимо осуществлять расчет единовременной социальной выплаты и поэтому на заседании комиссии было принято решение о снятии С.Р. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном
статьями 167,
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с
частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Учитывая приведенные положения
части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В порядке
статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального
закона от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 N 369, пришел к выводу, что С.Р. и члены его семьи на момент постановки на учет и на момент снятия с учета являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку С.Р. как проживал на момент постановки на учет по адресу: <...>, так и проживает по настоящее время, состав семьи у него также не изменялся.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, согласуются с представленными доказательствами и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что С.Р. проходит службу в Башкортостанской таможне.
10 декабря 2013 года С.Р. претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, обратился с заявлением начальнику Башкортостанской таможни о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной
статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов о постановке или отказе в постановке на учет для предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом N 1 от 4 марта 2014 года, С.Р. и члены его семьи: дочь С.В., приняты на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из выписки из протокола комиссии по рассмотрению вопросов о постановке или отказе в постановке на учет для предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, за N 3 от 12 августа 2022 года видно, что С.Р. с членами семьи снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
пп. "г" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, "в связи с тем, что в настоящее время, расхождения в правоустанавливающие не внесены".
Будучи не согласным с приведенным выше решением комиссии N 3 от 12 августа 2022 года и полагая, что оснований для снятия его с учета на получение единовременной социальной выплаты не было, С.Р. обратился в суд с настоящими требованиями.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ
(часть 1 статьи 1).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее также - единовременная социальная выплата).
Согласно
пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Пунктом 5 указанных Правил, предусмотрен перечень документов предоставляемых сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
Из приведенных нормативных положений следует, что сотрудник имеет право один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, получить единовременную социальную выплату, предоставленную ему в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, и при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты должен информировать о непредоставлении ему ранее во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременных выплат (субсидий) в целях приобретения (строительства) жилого помещения.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по данному спору являются, в том числе, наличие либо отсутствие необходимого стажа службы, обеспеченность истца и членов его семьи жилым помещением или отсутствие таковой.
Подпунктом "г" пункта 15 указанных выше Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Из решения комиссии о снятии С.Р. с учета для получения единовременной социальной выплаты не усматривается, какие конкретно сведения, представленные истцом, не соответствуют сведениям, указанным в заявлении и в представленных документах, послужившим основанием для постановки его на учет.
Ответчиком не представлено доказательств сообщения истцом сведений, не соответствующих действительности, послуживших основанием принятия его на учет.
Анализ представленных в материалы дела доказательств позволяет сделать вывод о том, что при первоначальной постановке С.Р. на учет, сведения, не соответствующие тем, что указаны заявителем, комиссией выявлены не были, а потому его право стоять на учете на получение единовременной социальной выплаты с 2014 года не опровергнуто, поскольку ответчиком не представлено доказательств сообщения С.Р. сведений, не соответствующих действительности, послуживших основанием принятия его на учет.
Обстоятельств, указывающих на наличие правового основания для снятия истца с соответствующего учета, предусмотренного
подпунктом "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 N 369, жилищной комиссией при принятии оспариваемого решения установлено не было.
Кроме того, по смыслу
подпункта "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты возможность снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты связывается с отсутствием у сотрудника права быть принятым на учет, что предполагает необходимость определения данного права, как на момент принятия первоначального решения, так и на момент выявления неправильных сведений.
Как следует из материалов дела, к моменту принятия ответчиком решения о снятии С.Р. с учета (12 августа 2022 года) доказательств тому, что обеспеченность истца и членов его семьи жилым помещением более учетной нормы материалы дела не содержат, то есть он в соответствии с приведенными выше нормами имел право состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для снятия С.Р. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Фактически как следует из оспариваемого решения комиссии и доводов апелляционной жалобы основанием для снятия истца с учета на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, послужили произошедшие изменения в представленных С.Р. правоустанавливающих документах с учетом состоявшихся судебных постановлений по жилому помещению, где он зарегистрирован и проживает с членами семьи с момента постановки на соответствующий учет (в том числе с учетом выдела в натуре квартиры адрес), и отсутствие данных о внесении соответствующих изменений в ЕГРН, в связи с чем ответчик указывает на невозможность определить обеспеченность С.Р. общей площадью жилых помещений на основании имеющихся у таможенного органа сведений.
Между тем, такого основания для снятия с учета на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не содержат
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 N 369.
Доводы ответчика основаны на неверном толковании вышеприведенных положений Федерального
закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и
Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, согласуются с представленными доказательствами и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие сторон с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в апелляционной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильного решения суда.
Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из содержания обжалуемого решения следует, что правила оценки доказательств судом первой инстанции соблюдены.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесено на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и предусмотренных
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
Руководствуясь
статьями 328 -
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Башкортостанской таможни без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Д.ВАХИТОВА
Судьи
И.Р.ИБРАГИМОВА
А.Р.НИЗАМОВА
мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 июля 2023 года
Справка:
судья Турьянова Т.М.