Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.02.2023 N 88-3731/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 26.09.2022 по делу N 33-14056/2022 (УИД 16RS0051-01-2022-002519-11)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О включении периода службы в выслугу лет, о признании недействительным отказа во включении периода службы в выслугу лет.
Обстоятельства: Ответчиком было отказано во включении истцу в выслугу лет периода службы в связи с наличием значительного периода между работой и службой (в период времени истец был зарегистрирован в качестве безработного и являлся получателем пособия по безработице).
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 26.09.2022 по делу N 33-14056/2022 (УИД 16RS0051-01-2022-002519-11)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О включении периода службы в выслугу лет, о признании недействительным отказа во включении периода службы в выслугу лет.
Обстоятельства: Ответчиком было отказано во включении истцу в выслугу лет периода службы в связи с наличием значительного периода между работой и службой (в период времени истец был зарегистрирован в качестве безработного и являлся получателем пособия по безработице).
Решение: Отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2022 г. по делу N 33-14056/2022
Судья Казакова К.Ю.
УИД 16RS0051-01-2022-002519-11
Дело N 2-2494/2022
УИД 16RS0051-01-2022-002519-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Мелихова А.В. и Субботиной Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Л. - С. на решение Советского районного суда города Казани от 24 марта 2022 года, которым исковое заявление Л. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий по Республике Татарстан, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в выслугу лет периодов службы, дающей права для назначения пенсии, оставлено без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Л. - С., в поддержку доводов жалобы, пояснения представителя ответчика Министерства внутренних дел по Республике Татарстан - Х., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Л. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий по Республике Татарстан, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в выслугу лет периодов службы, дающей права для назначения пенсии.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что истец после окончания Воронежского пожарного технического училища, получив специальность техника пожарной безопасности, и по направлению с 2001 года стал служить в ОГПС N 1 Отряд Государственной противопожарной службы N 1 по Республике Татарстан МВД РФ города Нижнекамска, которая Приказом МЧС РФ с 2 января 2007 года была преобразована в 1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан. В дальнейшем Приказом МЧС Российской Федерации от 1 января 2012 года Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан был преобразован в Федеральное Казенное учреждение "Первый Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан", где истец продолжал непрерывную службу на должности заместителя начальника в системе Федеральной противопожарной службы, и с 1 декабря 2012 года Приказом оставлен на должности заместителя начальника ФКУ "Первый Отряд Федеральной противопожарной службе по Республике Татарстан" ПЧ N 78, вследствие чего, период его службы с 1 декабря 2012 года по 2 октября 2019 года является непрерывным прохождением службы в системе Федеральной противопожарной службы с даты начала службы в ОГПС N 1 Отряд Государственной противопожарной службы N 1 по Республике Татарстан МВД РФ, то есть с августа 2001 года. Как указал истец, в октябре 2021 года он обратился в отдел кадров ГУ МЧС России по РТ с запросом о наличии права на досрочное назначение пенсии по выслуге. Однако, ответчиком было отказано истцу во включении в выслугу лет периода службы с 1 декабря 2012 года по 2 октября 2019 года в должности заместителя начальника ФКУ "Первый Отряд Федерале противопожарной службе по Республике Татарстан" в связи с наличием значительного периода между работой и службой и отсутствием уплаты в указанный период времени страховых взносов в пенсионный фонд. На основании изложенного истец просил суд признать незаконным решение об отказе включить в выслугу лет период службы с 1 декабря 2012 года по 2 октября 2019 года на должности заместителя начальника ФКУ "Первый Отряд федеральной противопожарной службе по Республике Татарстан" и возложить на ответчиков обязанность включить в выслугу лет период службы с 1 декабря 2012 года по 2 октября 2019 года в ФКУ "Первый Отряд федеральной противопожарной службе по Республике Татарстан", дающего право для назначения пенсии.
В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали.
Представители ответчика исковые требования не признали, в удовлетворении иска просили отказать.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель истца Л. - С., выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска. Указывается на наличие оснований для включения в выслугу лет период службы истца с 1 декабря 2012 года по 2 октября 2019 года в ФКУ "Первый Отряд Федеральной противопожарной службе по республике Татарстан" ПЧ N 78, дающего право для назначения пенсии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Л. - С. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика Министерства внутренних дел по Республике Татарстан - Х. в удовлетворении апелляционной жалобы представителя истца просила отказать.
Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 12 части 2 статьи 38 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж работы (выслугу лет) в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы включается период работы гражданина в федеральной противопожарной службе (Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах, пожарной охране Министерства внутренних дел), непосредственно предшествующий назначению на должность, замещаемую сотрудником.
Согласно подпункту "т" пункта 2 Положения об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года N 43) в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы включается время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующей назначению на должности рядового и начальствующего состава либо военнослужащих органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, а также научных и образовательных организаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Судом установлено и из материалов дела следует, что Л. был принят на службу в органы внутренних дел в штат Государственной противопожарной службы 1 сентября 1998 года приказом Воронежского пожарно-технического училища МВД РФ N 209 л/с от 5 сентября 1998 года и по 30 ноября 2012 года проходил службу на должностях среднего и старшего начальствующего состава.
30 ноября 2012 года Л. уволен из Государственной противопожарной службы приказом N 201-НС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан от 27 ноября 2012 года по пункту "е" части первой статьи 58 (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Выслуга лет на момент увольнения составила 14 лет 02 месяца 29 дней.
1 декабря 2012 года Л. принят работником на должность заместителя начальника 78 пожарной части ФКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан" (договорной)" приказом N 298-к от 30 ноября 2012 года.
2 октября 2019 года Л. уволен по пункту 3 части первой статьи 77 (по собственному желанию) Трудового кодекса Российской Федерации приказом N 394-к от 1 октября 2019 года.
В период с 30 октября 2019 года по 29 апреля 2020 года Л. был зарегистрирован в качестве безработного в ГКУ "Центр занятости населения" города Нижнекамска и являлся получателем пособия по безработице.
6 мая 2020 года приказом от 30 апреля 2020 года N 135-НС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Л. вновь принят на службу и назначен на должность начальника караула 89 пожарно-спасательной части 15 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан.
В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 23 января 2003 N 43 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" и приказом МЧС России N 421 от 1 июля 2013 года "Об утверждении Порядка организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) сотрудникам ФПС ГПС" Л. установлена процентная надбавка за выслугу лет для выплаты процентной надбавки за стаж службы за периоды с1 сентября 1998 года по 30 ноября 2012 года и с 6 мая 2020 года.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец полагал незаконным отказ во включении в выслугу лет периода службы с 1 декабря 2012 года по 2 октября 2019 года в должности заместителя начальника ФКУ "Первый Отряд Федерале противопожарной службе по Республике Татарстан".
Разрешая спор и оценив собранные по делу доказательства, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными положениями Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы представителя истца несостоятельными, исходя из следующего.
Вопросы пенсионного обеспечения регулируются специальным федеральным законодательством - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе..." (далее по тексту - Закон Российской Федерации N 4468-1), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее по тексту - постановление N 941), Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 года N 7 (далее по тексту - Инструкция).
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации N 4468-1 пенсионное обеспечение в отношении уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий... осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В силу пункта 5 Инструкции, работа по пенсионному обеспечению вышеуказанных сотрудников осуществляется в системе МВД России пенсионными органами во взаимодействии с кадровыми подразделениями, и включает в себя, в частности своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию ее выплаты пенсионерам. Документы для назначения пенсий лицам, уволенным со службы, оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы. Для назначения пенсии кадровыми подразделениями представляются в пенсионные органы соответствующие документы, в частности заявление о назначении пенсии и расчет выслуги лет. На основании представленных документов пенсионным органом составляется заключение о назначении пенсии, которое утверждается уполномоченным должностным лицом МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Следовательно, МВД по Республике Татарстан осуществляющее пенсионное обеспечение не наделено правом расчета выслуги лет составленного кадровым подразделением, более того, иного самостоятельного юридического лица.
Таким образом, требования истца к МВД по Республике Татарстан, подразделение которого является пенсионным органом, о включении в выслугу лет период службы в подразделении Федеральной противопожарной службы, дающей право назначение пенсии, не основаны на нормах законодательства.
Согласно пункту "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации N 4468-1, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Пункт "б" статьи 13 Закона содержит условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет. При этом, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18 Закона Российской Федерации N 4468-1).
Согласно постановлению N 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы засчитывается время работы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах, пожарной охране Министерства внутренних дел), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, противопожарных и аварийно-спасательных служб, пожарной охраны).
В силу пункта 4 части 2 статьи 38 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в федеральной противопожарной службе включаются период работы гражданина в федеральной противопожарной службе непосредственно предшествующий назначению на должность, замещаемую сотрудником.
Из содержания приведенных положений законов следует, что период работы (не службы) Л. с 1 декабря 2012 года по 2 октября 2019 года в ФКУ "Первый Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан (договорной)" по вышеназванной должности работника засчитывается в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Пенсионным Фондом Российской Федерации.
Статья 38 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях обеспечения назначения и выплаты сотрудникам пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), единовременного пособия при увольнении и предоставления иных гарантий регламентирует исчисление стажа службы (выслуги лет) в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы.
Пункт 12 части 2 названной статьи устанавливает возможность включения в стаж службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы указанного в нем периода работы, непосредственно предшествующего назначению на должность, замещаемую сотрудником. Такое правовое регулирование носит льготный характер и направлено на защиту интересов сотрудников противопожарной службы.
Положение об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы принято, как следует из его содержания, во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который, предусматривая ежемесячную надбавку к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в качестве дополнительной выплаты, устанавливаемой к окладу денежного содержания, в том числе сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, в части 8 статьи 2 предоставил Правительству Российской Федерации полномочия по определению порядка исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты такой надбавки.
Подпункт "т" пункта 2 названного Положения, закрепляя возможность включения в указанный стаж службы (выслугу лет) соответствующего времени работы, содержит норму по своему содержанию аналогичную закрепленной в пункте 12 части 2 статьи 38 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и также носящую льготный характер.
В период с 30 октября 2019 года по 29 апреля 2020 года Л. был зарегистрирован в ГКУ Центр занятости населения города Нижнекамска в качестве безработного (в соответствии со справкой центра занятости населения города Нижнекамска N 3220012/2132), что истцом не оспаривалось.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стаж службы (выслуга лет) в федеральной противопожарной службе исчисляется в порядке, непосредственно предшествующем назначению на должность начальника караула 89 пожарно-спасательной части 15 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, поскольку прерывается нахождением истца на учете в ГКУ Центр занятости населения города Нижнекамска в качестве безработного.
При таких обстоятельствах, учитывая, что условием для включения в стаж работы (выслугу лет) в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы периода работы гражданина в федеральной противопожарной службе является ее непосредственно предшествование назначению на должность, замещаемую сотрудником, при этом в период, непосредственно предшествовавший поступлению истца с 6 мая 2020 года на службу Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, он с 30 октября 2019 года по 29 апреля 2020 года был зарегистрирован в качестве безработного в ГКУ ЦЗН города Нижнекамска, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований и включения в выслугу лет, дающей право назначение пенсии периода работы истца с 1 декабря 2012 года по 2 октября 2019 года в подразделении Федеральной противопожарной службы.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца не могут являться основанием для отмены решения, поскольку сводятся к несогласию с ним, основаны на переоценке доказательств по делу и установленных судом обстоятельств, оснований для чего не имеется. Эти доводы были предметом проверки суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
Руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Казани от 24 марта 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Л. - С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 28 сентября 2022 года.
Определение 21.10.2022