Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 15.07.2019 N 33-13661/2019
Требование: О возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства, регулирующего безопасное пребывание несовершеннолетних в образовательных организациях, были выявлены нарушения учреждением требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 15.07.2019 N 33-13661/2019
Требование: О возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства, регулирующего безопасное пребывание несовершеннолетних в образовательных организациях, были выявлены нарушения учреждением требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2019 г. N 33-13661/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Ф.Т. Нурисламова
судей В.В. Минеевой
О.Р. Фархиуллиной
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального бюджетного образовательного учреждения Школа N... городского округа адрес Республики Башкортостан на решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Школа N... ГО адрес, расположенное по адресу: адрес ГО адрес устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности,
Установить срок устранения выявленных нарушений - 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Фархиуллиной О.Р., судебная коллегия
установила:
адрес в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Школа N... городского округа адрес Республики Башкортостан, адрес ГО адрес Республики Башкортостан о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой адрес во исполнение задания прокуратуры РБ, прокуратурой района совместно с отделом надзорной деятельности адрес УНД ГУ МЧС России по РБ в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Школа N... городского округа адрес Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего безопасное пребывание несовершеннолетних в образовательных организациях.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1. В нарушение
п. 14 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" зазор между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей менее 75 мм;
2. в нарушение
п. 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, ширина площадки лестничного марша менее ширины лестничного марша;
3. в нарушение
п. 6.18 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, двери лестничных клеток не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах;
4. в нарушение
п. 12.9 НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" на 3 и 4 этаже в кабинетах установлены тепловые пожарные извещатели;
5. в нарушение
п. 43 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме",
п. 6.22 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, не смонтировано аварийное эвакуационное освещение на путях эвакуации людей;
6. в нарушение
п. 24 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме",
п. 7.61 СНиП 23-05-95 не проводятся испытания ограждений на кровле;
7. в нарушение
п. 24 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" не проводятся испытания наружных лестниц.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района, дата в адрес руководителя муниципального бюджетного образовательного учреждения Школа N... городского округа адрес Республики Башкортостан внесено представление, на которое получен ответ, дата о невозможности устранить нарушения об аварийном эвакуационном освещении на путях эвакуации, в связи с отсутствием финансирования.
Поскольку нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу возникновения пожара и причинение вреда несовершеннолетним и неопределенному кругу лиц, прокурор адрес просит обязать адрес, муниципальное бюджетное образовательное учреждение Школа N... городского округа адрес Республики Башкортостан в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в МБОУ Школа N....
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе муниципальное бюджетное образовательное учреждение Школа N... городского округа адрес Республики Башкортостан просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование жалобы указывает, что школа построена в 2001 году, согласно технического паспорта N... от дата. Имеющиеся в здании общеобразовательной организации ширина площадки лестничного марша выполнены в соответствии с нормативно-технической документацией, действовавшей на момент строительства и принятия в эксплуатацию Учреждения. Устранение указанных нарушений связано с конструктивным изменением здания и его ремонтом. Учитывая, что функциональное назначение здания Учреждения не менялось, реконструкций его не производилось, следует сделать вывод об отсутствии оснований для приведения в соответствии с требованиями
СНиП 21-01-97*. Таким образом, при введении в действие
СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Школа N... городского округа адрес Республики Башкортостан является бюджетным учреждением, финансируемым за счет муниципального бюджета, находящиеся под подчинением отдела образования адрес городского округа адрес Республики Башкортостан (п. 1.6. У. N...). Для устранения выявленных нарушений требуется значительные финансовые средства и время, кроме того для проведения работ требует закрытия частично или полностью школу, это проведет к срыву образовательного процесса. Школа N... возражала на заявления и просила предоставить время для устранения выявленных нарушений со сроком до дата, чтобы устранить нарушения во время летних каникул адрес N... представила письменно с приложениями, суд не учел, не отклонял и не отразил в решение.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь
статьями 167,
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое судебное постановление в соответствии с
частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя администрации адрес городского округа адрес Республики Башкортостан ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, представителя ГУ МЧС по Республики Башкортостан ФИО3, прокурора ФИО4, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно
пп. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с
п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу
п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Установлено, что прокуратурой адрес во исполнение задания прокуратуры Республики Башкортостан, совместно с отделом надзорной деятельности адрес УНД ГУ МЧС России по РБ в МБОУ Школа N... проведена проверка соблюдения законодательства регулирующего безопасное пребывание несовершеннолетних в образовательных организациях.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
В нарушение п. 14 ст. 90 Федерального закона от дата N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" зазор между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей менее 75 мм;
в нарушение
п. 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, ширина площадки лестничного марша менее ширины лестничного марша;
в нарушение
п. 6.18 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, двери лестничных клеток не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах;
в нарушение
п. 12.9 НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" на 3 и 4 этаже в кабинетах установлены тепловые пожарные извещатели;
в нарушение
п. 43 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме",
п. 6.22 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, не смонтировано аварийное эвакуационное освещение на путях эвакуации людей;
в нарушение
п. 24 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме",
п. 7.61 СНиП 23-05-95 не проводятся испытания ограждений на кровле;
в нарушение
п. 24 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" не проводятся испытания наружных лестниц.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района, дата в адрес руководителя МБОУ Школа N... внесено представление, на которое получен ответ, дата о невозможности устранить нарушения об аварийном эвакуационном освещении на путях эвакуации, в связи с отсутствием финансирования.
Удовлетворяя исковые требования прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, суд первой инстанции исходил из того, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности в образовательном учреждении, нарушают права несовершеннолетних воспитанников данного учреждения, а также иных лиц находящихся в нем, создает угрозу безопасности их жизни и здоровью.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансирования, судебной коллегией отклоняются, поскольку недостаточность бюджетных средств и отсутствие финансирования для устранения выявленных нарушений, не является основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных законом обязанностей.
При отсутствии возможности исполнения решения суда после вступления его в законную силу ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке
ч. 1 ст. 203 ГПК РФ.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке
ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не установила оснований для отмены решения суда.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам в пределах доводов апелляционной жалобы, которое определяется характером спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений
статей 1,
2,
9 ГК РФ недопустимо.
Руководствуясь
статьями 327 -
330 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного образовательного учреждения Школа N... городского округа адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Т.НУРИСЛАМОВ
Судьи
В.В.МИНЕЕВА
О.Р.ФАРХИУЛЛИНА
Справка: Гималетдинов А.М.