Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 09.08.2016 N 33-3262/2016
Требование: Об обязании устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, противодействии терроризму и прекращении деятельности.
Обстоятельства: Установлено, что на АЗС индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации автомобильного топлива с нарушениями требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 09.08.2016 N 33-3262/2016
Требование: Об обязании устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, противодействии терроризму и прекращении деятельности.
Обстоятельства: Установлено, что на АЗС индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации автомобильного топлива с нарушениями требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2016 года
Судья: Онжолов М.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Абдуллаева М.К.
судей ФИО9, Ашурова А.И.
при секретаре К.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Д. по доверенности Ш. на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата>, которым постановлено:
"Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> г. Махачкалы К.К. к ИП Д. об обязании устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, противодействии терроризму и прекращении деятельности удовлетворить.
Признать деятельность индивидуального предпринимателя - Д. по эксплуатации АЗС "Ультра-Петролиум", расположенной на земельном участке с кадастровым номером <.> в микрорайоне Восточная промзона в г. Махачкале незаконной.
Обязать Д. привести осуществляемую им деятельность по эксплуатации АЗС "Ультра-Петролиум" в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, а именно устранить нарушения указанные в информации о противопожарном состоянии объекта N от <дата> и справке от <дата>г.
Деятельность указанной АЗС "Ультра-Петролиум", расположенной на земельном участке с кадастровым номером <.> в микрорайоне Восточная промзона в г. Махачкале, до приведения в соответствие с действующим законодательством, прекратить"
заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора <адрес> г. Махачкалы К.К. обратился в суд с иском к ИП Д. об обязании устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, противодействии терроризму и прекращении деятельности.
В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> г. Махачкалы совместно с отделом надзорной деятельности по <адрес> г. Махачкалы УПД и ПР ГУ МЧС по РД проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности на объекте автозаправочной станции "Ультра-Петролиум", расположенной на земельном участке с кадастровым номером <.> в микрорайоне Восточная промзона в г. Махачкале. Где установлено, что на АЗС "Ультра-Петролиум" индивидуальный предприниматель Д. осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации автомобильного топлива с нарушениями требований пожарной безопасности.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Д. по доверенности Ш. просит решение Ленинского районного суда г. Махачкалы отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указано, что вышеназванным решением суда деятельность индивидуального предпринимателя Д. по эксплуатации АЗС "Ультра-Петролиум", признана незаконной. Деятельность вышеуказанной АЗС прекращена.
Однако собственником вышеуказанной АЗС является М. М-М. который к участию в деле не был привлечен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, проверкой проведенной прокуратурой <адрес> г. Махачкалы совместно с отделом надзорной деятельности по <адрес> г. Махачкалы УНД и IIP ГУ МЧС по Республике Дагестан установлено, что на АЗС "Ультра-Петролиум" индивидуальный предприниматель Д. осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации автомобильного топлива с нарушениями требований пожарной безопасности, а именно:
- помещения АЗС. за исключением механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации <.>
- на объекте защиты не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями правил противопожарного режима (п. 2 ППР РФ ППРФ N);
- на установленные на объекте огнетушители не имеют паспорта и на них не нанесены порядковые номера, (п. 475 ППР РФ ППРФ N);
- руководитель организации не обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N и 2. (п. 70 ППР РФ ППРФ N);
- отсутствует журнал произвольной формы учета огнетушителей и периодичности их осмотра и проверки, а также своевременной их перезарядки (п. 475 ППР РФ ППРФ N);
- помещения АЗС не обеспечены табличками с номером телефона для вызова пожарной охраны (-01. Мегафон-М N. Билайн-001) (п. 6 ППР РФ ППРФ N);
- сотрудники АЗС допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 111 IP РФ 1111РФ N);
- между заправочными островками СУ Г и заправочными островками с другими видами топлива не устроены защитные экраны из не горючего материала например: металл, бетон, кирпич высотой не менее 2 м (приложение 6 и. 13 III IB l 1 1-98*);
- площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована: отбортовкой высотой не менее 150 мм: пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны: аварийным резервуаром (допускается использовать одно стенные резервуары) и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АН. При пом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10% вместимость используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0.1 м от дна укачанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в лом резервуаре не менее 0.3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками. Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка сливного трубопровода должны обеспечивать предо (вращение замерзания в них воды в холодный период года. Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т.п.). (НПЬ 1 1 1-98* п. 35*);
- для целей пожаротушения на территории АЗС не предусмотрена установка не менее двух пожарных гидратов или пожарного водоема емкостью не менее 100 куб. м 11е установлены указатели их местонахождения (1111b 1 1 1-98 п. 94);
- резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персонал) ЛЗС. а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение заполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме. то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95%-ного заполнения резервуара (НПЬ 111-98* п. 54);
- при въезде и выезде с территории ЛЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 м. Или дренажные лепки, отводящие, загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения ЛЗС (НПЬ 1 1 1-98 п. 9);
- площадка для автоцистерны с СУГ не оснащена таким образом, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива.
Указанное оснащение площадки для АЦ с СУГ допускается осуществлять следующим образом:
- оборудовать отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ;
- поверхность площадки (включая отбортовку выполнить из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров;
- оборудовать наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки в любой точке площадки не менее 2 м/ с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Совмещение указанной сбросной трубы со сбросной трубой для паров СУГ технологической системы АЗС определяется возможностью одновременного пожаро-безопасного аварийного сброса паров СУГ из технологического оборудования и с площадки для АЦ. Приемные устройства системы должны быть расположены на уровне верхнего края отбортовки и защищены от попадания в них посторонних предметов, способных привести к нарушению параметров работы системы. Оборудование системы должно иметь взрывобезопасное и искробезопасное исполнение. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка - от пожарных извещателей (прил.6 14* ПИН 111-98*);
- для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с (СУГ в случае пожара следует предусматривать устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования. Системы водяного орошения должны быть подключены к противопожарному водопроводу АЗС с дистанционным пуском из помещения операторной (прил. 6. п. 24*1 IIIH 1 1 1-98*);
- на одном заправочном островке СУГ предусмотрена заправка 2-х автомобилей (должна предусматриваться единовременная заправка только одного автомобиля) п. 13* ПИН И 1-98 (1 ШЬ 1 1 1-98*);
- резервуар для хранения СУГ не оснащен системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема), (прил. 6. п. 20.5* ППЬ 1 1 1-98*);
- общая вместимость резервуаров для СУГ превышает допустимое значение (приложение 6 п. 20.1 НИН 1 1 1-98*);
- противопожарное расстояние от СУГ до жилого сектора не соответствует нормативному (таб. 15.19. 20 Федерального закона от <дата> N -ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", таб. 11.6.1 НИН 111-98*).
Из материалов дела усматривается, что указанные выше нарушения отражены в справке прокуратуры <адрес> г. Махачкалы от <дата>г. информации о противопожарном состоянии объекта N от <дата>г. начальника ОПД по <адрес> г. Махачкалы.
Кроме того, опрошенный представитель Д. Г. пояснил, что собственником АЗС "Ультра Петролиум" является М. М-М., с которым индивидуальный предприниматель Д. заключил договор аренды.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" от <дата>г. N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.
Обеспечение и соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей являются одним из мероприятий по профилактике терроризма.
Приоритет мер предупреждения и профилактики терроризма согласно Федеральному закону Российской Федерации от <дата> N ФЗ "О противодействии терроризму" является одним из основных принципов борьбы с терроризмом.
Деятельность АЗС без обеспечения надлежащих мер безопасности и соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности создает реальные условия и возможность для совершения актов терроризма, что может повлечь тяжкие последствия в виде человеческих жертв и причинение существенного материального ущерба.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено полномочие прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально меняется.
Более того, выявленные нарушения предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению, так как дальнейшая эксплуатация указанного выше объекта с нарушениями норм и правил пожарной безопасности может повлечь за собой человеческие жертвы, ввиду того, что жизнь и здоровье людей, работающих и посещающих указанные объекты, подвергаются опасности.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При указанных обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том, что доводы истца, отраженные в исковом заявлении нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, и они признаны судом достоверными, и они ничем не опровергаются.
Принимая во внимание изложенное выше, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении, заявленных прокурором исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что он собственником АЗС не является, не может быть основанием для отмены решения суда, поскольку материалами дела установлено, что именно Д. занимается индивидуальной коммерческой деятельностью по реализации ГСМ на указанной АЗС.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Учитывая изложенное, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 7 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.