Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 03.03.2015
Требование: Об обязании создать условия для забора в любое время года воды для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения.
Обстоятельства: Органом местного самоуправления не исполнена указанная обязанность.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 03.03.2015
Требование: Об обязании создать условия для забора в любое время года воды для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения.
Обстоятельства: Органом местного самоуправления не исполнена указанная обязанность.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 года
судья Хайбулаев М.Р.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Хираева Ш.М. и Ашурова А.И., при секретаре М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации муниципального образования "сельсовет <адрес>" <адрес> Республики Дагестан ФИО8 на решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от <дата>, которым постановлено:
- "Удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> к администрации МО "сельсовет <адрес>" <адрес> Республики Дагестан.
Обязать администрацию муниципального образования "сельсовет <адрес>" <адрес> создать условия для забора в любое время года воды для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения и на прилегающих к ним территориях, в том числе путем оборудования наружных водопроводов хозяйственно-бытового назначения пожарными гидрантами и созданием условий для забора воды из наружных источников водоснабжения".
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., объяснения прокурора ФИО5, судебная коллегия
установила:
прокурор <адрес> РД обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать администрацию муниципального образования "сельсовет <адрес>" <адрес> Республики Дагестан (далее по тексту МО "сельсовет <адрес>") создать условия для забора в любое время года воды для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения и на прилегающих к ним территориях, в том числе путем оборудования наружных водопроводов хозяйственно-бытового назначения пожарными гидрантами и созданием условий для забора воды из наружных источников водоснабжения.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО6 иск поддержал.
Представитель администрации МО "сельсовет <адрес>" ФИО7 исковые требования прокурора признал и пояснил, что в настоящее время ими (администрацией МО) начата работа по созданию условий для забора в любое время года воды для целей пожаротушения. Данную работу планируют завершить в ближайшее время.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации МО "сельсовет <адрес>" ФИО8 просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указывается, что в бюджете МО "сельсовет <адрес>" на 2014 год не заложены достаточные средства по обеспечению мер пожарной безопасности в границах населенного пункта в объемах, указанных прокурором района. У администрации МО нет на балансе пожарных гидрантов и нет возможности самостоятельно за счет средств муниципального образования оборудовать ими наружные водопроводы. Суду следовало в резолютивной части решения обязать администрацию МО "<адрес>" перечислить в бюджет МО "сельсовет <адрес>" дотационные средства в размере, достаточном для обеспечения первичных мер пожарной безопасности, в том числе путем оборудования водопроводов с пожарными гидрантами.
В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы помощник прокурора <адрес> РД считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке, установленном
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В соответствии со
ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
В соответствии со
ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в
постановлении от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (
часть 1 статьи 1,
часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда отвечает указанным требованиям.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к правильному выводу о том, что иск прокурора <адрес> РД подлежит удовлетворению.
Данный вывод основан на материалах дела, соответствует требованиям закона и оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой <адрес> РД проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности сельскими поселениями <адрес> РД.
В ходе проверки установлено, что на территории населенных пунктов, входящих в состав МО "сельсовет <адрес>" имеются естественные водоемы и наружные водопроводы хозяйственно-питьевого назначения. Однако ответчиком не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения, также наружные водопроводы хозяйственно-бытового назначения пожарными гидрантами не оборудованы.
Установленные в ходе проверки нарушения законодательства о пожарной безопасности представителем МО "сельсовет <адрес>" не отрицались и подтверждаются материалами дела.
Согласно
статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с
частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одних из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу
части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 этого Закона.
Согласно
пунктам 3 и
9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В силу
ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным
законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно
статье 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В соответствии со
статьей 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5 000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Из
пункта 80 данных Правил следует, что органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со
статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Таким образом, приведенные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении на администрацию МО "сельсовет <адрес>" обязанности создания условий для забора в любое время года воды для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения и на прилегающих к ним территориях, в том числе путем оборудования наружных водопроводов хозяйственно-бытового назначения пожарными гидрантами.
Исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора. Такая обязанность на ответчика возложена приведенными выше нормами законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и является его публично-правовой обязанностью.
В то же время это не лишает ответчика возможности обратиться в администрацию МО "<адрес>" с ходатайством о возмещении расходов или их части, понесенных в связи с устранением выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.
На основании изложенного Судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований к отмене постановленного судом решения не имеется, оно соответствует нормам материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона.
определила:
решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО "сельсовет <адрес>" <адрес> Республики Дагестан ФИО8 - без удовлетворения.