Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 24.12.2019 N 33-25220/2019 по делу N 2-2087/2019
Требование: Об устранении нарушений федерального законодательства.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что на земельных участках сельскохозяйственного назначения ответчиком допущено зарастание лесом, что противоречит действующему законодательству.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 24.12.2019 N 33-25220/2019 по делу N 2-2087/2019
Требование: Об устранении нарушений федерального законодательства.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что на земельных участках сельскохозяйственного назначения ответчиком допущено зарастание лесом, что противоречит действующему законодательству.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2019 г. по делу N 33-25220/2019
Дело N 2-2087/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламовой Э.Р.
судей Гильмановой О.В., Ишбулатовой Е.И.
при секретаре Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах государства и неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения Кагинский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении нарушений федерального законодательства,
по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Кагинский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Ишбулатовой Е.И., судебная коллегия
установила:
Белорецкий межрайонный прокурор Республики Башкортостан, действующий в интересах государства и неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации сельского поселения Кагинский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении нарушений федерального законодательства.
В обоснование исковых требований указано, что 17 июля 2019 года Белорецкой межрайонной прокуратурой ответчику внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства N 44-2019, подлежащее безотлагательному рассмотрению, в силу статей 6, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 N 2202-01. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Вопреки данным нормам закона ответчиком требования, изложенные в представлении об устранении нарушений федерального законодательства, не исполнены. В ходе прокурорской проверки установлено, что вопреки нормам федерального законодательства, предусмотренным статьями 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьи 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 369-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 3 правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 N 417, на землях муниципального образования сельского поселения Кагинский сельсовет муниципального района Белорецкий район допущено зарастание лесом хвойных и мягколиственных пород участков земель различных категорий (сельскохозяйственного и иного назначения), которые непосредственно примыкают к территории лесного фонда. Указанные факты допущены на земельных участках со следующими кадастровыми номерами: N ... Меры к устранению выявленных нарушений ответчиком не приняты, нарушения не устранены. Вышеуказанные обстоятельства противоречат интересам государства в сфере охраны лесов от пожаров и угрожают безопасности неопределенного круга лиц. Просил обязать ответчика устранить зарастание лесом хвойных и мягколиственных пород участков земель различных категорий (сельскохозяйственного и иного назначения), которые непосредственно примыкают к территории лесного фонда, и именно на земельных участках со следующими кадастровыми номерами: N ...
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2019 года постановлено: исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах государства и неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения Кагинский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении нарушений федерального законодательства удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения Кагинский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан устранить зарастание лесом хвойных и мягколиственных пород участков земель различных категорий (сельскохозяйственного и иного назначения), которые непосредственно примыкают к территории лесного фонда, а именно на земельных участках со следующими кадастровыми номерами: N ...
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения и вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывая, что принятое решение суда является неисполнимым, поскольку в нем не приведены, какие конкретные способы по устранению зарастанием лесом земель различных категорий должны быть приняты ответчиком.
Представитель администрации сельского поселения Кагинский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав прокурора Крупнову А.И., полагавшую, что не имеется оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым отменить решения суда.
Согласно статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям.
Как следует из материалов дела, Белорецкий межрайонный прокурор Республики Башкортостан, обращаясь в суд с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований сослался на нормы материального права, регламентирующих правоотношения в сфере пожарной безопасности.
А именно статью 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации, статью 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статью 7 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также на правила пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 N 417.
При этом указав, что вопреки названным нормам федерального законодательства на землях ответчика допущено зарастание лесом хвойных и мягколиственных пород участков земель различных категорий (сельскохозяйственного и иного назначения), которые непосредственно примыкают к территории лесного фонда.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нашел подтверждение тот факт, что на земельных участках сельскохозяйственного назначения, относящихся к землям муниципального образования сельского поселения Кагинский сельсовет муниципального района Белорецкий район и примыкающих к участкам лесного фонда, допущено зарастание лесом хвойных и мягколиственных пород. А также установлена обязанность органов местного самоуправления по рациональному использованию находящихся во владении, пользовании и распоряжении земель сельскохозяйственного назначения, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Судебная коллегия считает, что с выводами суда первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрены меры пожарной безопасности в лесах, которые включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" также предусмотрены аналогичные меры пожарной безопасности в лесах.
Во втором разделе вышеназванного постановления указаны общие требования пожарной безопасности, в частности в пункте 8 предусмотрено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается: а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;
б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
е) выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.
Пунктом 9 запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
9(1). В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В пункте 10 указано, что сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что: а) места для сжигания мусора (котлованы или площадки) располагаются на расстоянии не менее: 100 метров от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка; 50 метров от лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев;
б) территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) должна быть очищена в радиусе 25 - 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена двумя противопожарными минерализованными полосами, шириной не менее 1,4 метра каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах - двумя противопожарными минерализованными полосами, шириной не менее 2,6 метра каждая, с расстоянием между ними 5 метров.
Пунктом 11 предусмотрено, что в период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц.
Пунктом 12 запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
В пункте 13 предусмотрено, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны: а) хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;
б) при корчевке пней с помощью взрывчатых веществ уведомлять о месте и времени проведения этих работ органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил, не менее чем за 10 дней до их начала; прекращать корчевку пней с помощью этих веществ при высокой пожарной опасности в лесу;
в) соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;
г) в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69 "О пожарной безопасности" в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Из анализа вышеприведенных норм материального права следует, что на органы местного самоуправления действительно возлагается обязанность по принятию мер пожарной безопасности в лесах. Однако заявленное исковое требование об устранении зарастания лесом хвойных и мягколиственных пород участков земель различных категорий (сельскохозяйственного и иного назначения), которые непосредственно примыкают к территории лесного фонда, не основано на законе, поскольку в действующем законодательстве, регламентирующих правоотношения по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечения, первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, такая мера предупреждения отсутствует.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, судебная коллегия находит несостоятельными.
При изложенных выше обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2019 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении требований Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан к администрации сельского поселения Кагинский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении нарушений федерального законодательства отказать.
Председательствующий
Э.Р.НУРИСЛАМОВА
Судьи
Е.И.ИШБУЛАТОВА
О.В.ГИЛЬМАНОВА