Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 19.11.2013 по делу N 33-4322
Исковое заявление об обязании устранить нарушения удовлетворено, так как при проведении проверки у ответчика выявлены нарушения норм и правил пожарного законодательства.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 19.11.2013 по делу N 33-4322
Исковое заявление об обязании устранить нарушения удовлетворено, так как при проведении проверки у ответчика выявлены нарушения норм и правил пожарного законодательства.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2013 г. по делу N 33-4322
Судья: Амирханов Р.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Абдуллаева М.К.,
судей Ибрагимовой А.М., Омарова Д.М.,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации ГО "<адрес>" В. по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N <адрес>" и Администрации МО "<адрес>" о понуждении к совершению действий, на решение Буйнакского городского суда РД от <дата>, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N <адрес>" и администрацию городского округа "<адрес>" в 3-хмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения правил противопожарной безопасности в зданиях МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N <адрес>", а именно:
оборудовать помещения школы автоматической пожарной сигнализацией;
пожарный рукав в пожарном шкафу присоединить к крану и стволу;
во всех пожарных шкафах установить поворотную кассету, которая должна поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол не менее 90 градусов;
организовать проведение проверок внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
в помещении актового зала установить второй эвакуационный выход;
организовать не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности системы оповещения людей о пожаре;
заключить договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией;
определить порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума".
Заслушав доклад судьи Ибрагимовой А.М., выслушав объяснения представителя МКОУ "СОШ N <адрес>" - И., просившего решение суда оставить без изменения, мнение прокурора Гасанова З.Г., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N <адрес> и администрации ГО "<адрес>" об обязании их устранить нарушения норм пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указывалось, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры Республики Дагестана проведена проверка исполнения законодательства по пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей.
Согласно информации ОНД ГУ МЧС РФ по РД в <адрес> при проведении проверки в МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N <адрес>" выявлены следующие нарушения норм и правил пожарного законодательства:
1. Не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией помещения школы (НПБ 110-03
п. 14 таблица 1 п. - 9 "Перечень зданий, помещений, подлежащих защите автоматической пожарной сигнализацией", СНиП 2.08.02-89 приложение 9
п. 1);
2. Пожарный рукав в пожарном шкафу не присоединен к крану и стволу (ППБ 101-89
п. 2.4.3);
3. Во всех пожарных шкафах отсутствует поворотная кассета, которая должна поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол не менее 90 градусов (НПБ 151-2000
п. 4.5);
4. Не организуется проведение проверок внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (ПНР в РФ
п. 55);
5. На дверцах шкафов пожарного крана не указаны - буквенный индекс ПК; порядковый номер пожарного крана и номер телефона ближайшей пожарной части (ППБ 101-89
п. 2.4.3);
6. В помещении актового зала отсутствует второй эвакуационный выход (ППР в РФ
п. 25);
7. В коридоре возле актового зала световые указатели с надписью "Выход" белого цвета на зеленом фоне, подключенные к сети аварийного или эвакуационного освещения находятся в неисправном состоянии (выключены) (ППР в РФ
п. 43);
8. Эвакуационные выходы школы и актового зала не обозначены световыми указателями надписью "Выход" белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания (ППБ 101-89
п. 5.12);
9. Не организуется не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности системы оповещения людей о пожаре (ППР в РФ
п. 61);
10. Не заключен договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией (
ст. 151 ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ, ППР в РФ
п. 61);
11. Не определен порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума (ППР в РФ
п. 3).
В соответствии со
ст. 37 Федерального закона РФ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Руководители организации осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно
ст. 32 закона РФ "Об образовании" N от <дата> к компетенции образовательного учреждения, в частности, относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Кроме того, образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со
ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Учредителем МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N <адрес>"является администрация МО "<адрес>". При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник ее имущества Администрация МО "<адрес>". При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени муниципального образования отвечает Администрация МО "<адрес>". Нарушения требований противопожарной безопасности в здании МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N <адрес>" угрожает жизни и здоровью учеников, состав которых меняется регулярно, преподавателей, других работников и иных лиц, посещающих школу. Предъявление настоящего искового заявления обусловлено необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, установленных
ст. 2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
В судебном заседании ст. помощник прокурора <адрес> Девлетов К.З. уточнил исковые требования прокурора <адрес> и пояснил, что с учетом проведенной проверки, в настоящее время в МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N <адрес>" остаются не выполненными 8 пунктов нарушения правил пожарной безопасности, указанных в акте проверки N от 24.06.2013 г, составленном начальником ОНД по <адрес> Г., а именно: 1) Не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией помещения школы (НПБ 110-03
п. 14 таблица 1 п.- 9 "Перечень зданий, помещений, подлежащих защите автоматической пожарной сигнализацией", СНиП 2.08.02-89 приложение 9
п. 1); 2) Пожарный рукав в пожарном шкафу не присоединен к крану и стволу (ИНЬ 101-89
п. 2.4.3); 3) Во всех пожарных шкафах отсутствует поворотная кассета, которая должна поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол не менее 90 градусов (НПБ 151-2000
п. 4.5); 4) Не организуется проведение проверок внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (ПНР в РФ
п. 55); 5) В помещении актового зала отсутствует второй эвакуационный выход (НИР в РФ п. 25); 6) Не организуется не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности системы оповещения людей о пожаре (ППР в РФ
п. 61); 7) Не заключен договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией (
ст. 151 ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ, ППР в РФ
п. 61); 8) Не определен порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума (ППР в РФ
п. З). В связи с изложенным, просит суд обязать директора МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N <адрес>" и администрацию МО ГО "<адрес>" в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить вышеуказанные нарушения правил противопожарной безопасности в зданиях МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N <адрес>".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации ГО "<адрес>" В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления прокурора района.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывается, что большая часть отмеченных в Акте нарушений не требуют дополнительных финансовых затрат, и их устранение возможно силами самого образовательного учреждения. Необходимые финансовые средства Администрация ГО выделены, и большая часть нарушений уже устранена.
В своих возражениях старший помощник прокурора <адрес> К.З.Девлетов просит решение Буйнакского городского суда РД от <дата> оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - главы администрации ГО "<адрес>" В. - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от <дата> N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со
ст. 3 этого же Федерального закона система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности наряду с органами государственной власти, органами местного самоуправления, являются также организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.
Как видно из протокола судебного заседания, ответчики не оспаривали допущенные нарушения требований пожарной безопасности.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о том, что обязанность по устранению выявленных нарушений норм пожарной безопасности лежит на ответчиках.
Руководство МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N <адрес>" обязано было выполнить все требования и предписания начальника Буйнакского отделения ГУ МЧС РФ по РД Г., изложенные в акте N от 24.06.2013 г.
Доводы жалобы о том, что большая часть отмеченных в Акте нарушений устранена, а оставшиеся не требуют дополнительных финансовых затрат, и их устранение возможно силами самого образовательного учреждения, являются несостоятельными.
Как видно из материалов дела, МКОУ "СОШ N <адрес> устранены только 3 (три) пункта, указанные в Акте проверки N от 24.06.2013 г., 8 пунктов нарушений правил пожарной безопасности остаются неустраненными.
Судом правильно установлено и это не оспаривалось представителем администрации ГО "<адрес>", что у МКОУ "СОШ N <адрес>" не имеется финансовых средств на устранение оставшихся нарушений правил пожарной безопасности. Соответственно Представитель администрации ГО "<адрес>" обязался устранить их (л.д. 24,25).
Согласно
п. 2 ст. 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, решение суда основано на законе и фактических обстоятельствах дела, исследованных судом в установленном законом порядке и которым дана правильная оценка в их совокупности.
Каких-либо существенных нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта в соответствии со
ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Буйнакского городского суда РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации ГО "<адрес>" В. - без удовлетворения.