Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 28.04.2015 по делу N 33-4459/2015г.
Требование: О признании незаконной и приостановлении деятельности газовой автозаправочной станции.
Обстоятельства: Истец (прокурор) ссылается на то, что в ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации ответчиком автозаправочной станции, лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта в органах Ростехнадзора ответчиком не получена.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку именно ответчик является собственником земельного участка под автозаправочной станцией и осуществляет реализацию сжиженного газа без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, что угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 28.04.2015 по делу N 33-4459/2015г.
Требование: О признании незаконной и приостановлении деятельности газовой автозаправочной станции.
Обстоятельства: Истец (прокурор) ссылается на то, что в ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации ответчиком автозаправочной станции, лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта в органах Ростехнадзора ответчиком не получена.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку именно ответчик является собственником земельного участка под автозаправочной станцией и осуществляет реализацию сжиженного газа без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, что угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу N 33-4459/2015г.
Судья - Наников Г.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Гебековой Л.А.,
судей - Абдуллаева М.К. и Сатыбалова С.К.
при секретаре судебного заседания - О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Г.М. на решение Кизлярского городского суда от 11 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора г. Кизляра в интересах неопределенного круга лиц к Г.М. о признании незаконной и приостановлении деятельности АГЗС "ВР" до получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производства объекта и устранения нарушений пожарной безопасности - удовлетворить.
Признать незаконной и приостановить деятельность газовой автозаправочной станции "ВР", расположенной по <адрес>, до устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Гебековой Л.А., выслушав объяснения представителя Г.М. А. (по доверенности), просившей решение суда отменить, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Кизляра обратился в суд с иском к Г.М. о признании незаконной и приостановлении деятельности до получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производства объекта и устранения нарушений пожарной безопасности.
В обоснование требований указал, что в соответствии с заданием прокуратуры Республики Дагестан, с привлечением должностных лиц ОНД МЧС России по г. Кизляру, проведена проверка соблюдения пожарной безопасности на АГЗС "ВР", расположенной по <адрес>.
Проверкой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации АЕЗС:
- помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации п. 96 * СП "АЗС" (СП 8.13130.2009):
- установленные на объекте огнетушители, отсутствуют паспорта и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской
п. 475 ПП РФ N 390 (Правила противопожарного режима в РФ);
- руководитель не обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2 Первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты
п. 70 ПП РФ N 390 (Правила противопожарного режима в РФ);
- отсутствует специальный журнал учета огнетушителей и периодичности их осмотра и проверки, а также своевременной перезарядки огнетушителей
п. 475 ПП РФ N 390:
- на объекте не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями правил противопожарного режима
п. 2 ПП РФ N 390 (Правила противопожарного режима в РФ):
- сотрудники АЗС допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 ПИР РФ);
- между заправочными островками СУ 1 и заправочными островками с другими видами топлива не устроены защитные экраны из не горючего материала, например: металл, бетон, кирпич высотой не менее 2 м (приложение 6
п. 13 НПБ 111-98);
- не представлена декларация пожарной безопасности (
ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- не представлена сопроводительная документация с информацией о показателях пожарной опасности на реализуемые СУГ и жидкое моторное топливо (
ст. 13 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
- площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована: отбортовкой высотой не менее 150 мм; пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны; аварийным резервуаром (допускается использовать одностенные резервуары) и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ. При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10% вместимость используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м (НПБ 111-98* п. 35*) (НПБ 111-98*):
- для целей пожаротушения на территории АЗС не предусмотрена установка не менее двух пожарных гидрантов или пожарного водоема емкостью не менее 100 куб. м. не установлены указатели их местонахождения. НПБ 111-9811.94 П.3.13130.2009; п. 13.1.1 (НПБ 111-98*);
- не везде на АГЗС "ВР" размещены знаки пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено" (П. 14 ППР РФ) при въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 м или дренажные лотки, отводящие, загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС НПБ 111-98 п. 9 (НПБ 111-98*);
- на одном заправочном островке предусмотрена заправка 2-х автомобилей (должна предусматриваться единовременная заправка только одного автомобиля) п. 13 НПБ 111-98 (НПБЦ1-98);
- АГЗС "ВР" не оснащена телефонной или радиосвязью СП "АЗС" п. 43 СП 7.13130.2009;
- отсутствует жестко буксировочная штанга не менее 3-х метров, для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗС п. 455 ПНР РФ;
- помещения АГЗС" "ВР" не обеспечены табличками номеров телефонов для вызова пожарной охраны (Мегафон-01, МТС-010, Билайн-001) п. 6 ПП РФ N 390;
- в нарушение противопожарных требований, расстояние от резервуара для хранения газа до операторской составляет менее 20 м п. 5 таб. 6.2 НПБ 111-98; В отношении арендатора АГЗС "ВР" Г.Ю. 21.08.2014 г. прокурором г. Кизляра вынесено постановление о возбуждении административного производства по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, по меры к устранению нарушений закона арендатором не приняты.
Кроме этого, на АГЗС "ВР" установлена колонка и необходимое оборудование для реализации сжиженного углеводородного газа, осуществляется его реализация потребителям.
Федеральным законом "О промышленной безопасности промышленных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (далее - Закон N 116-ФЗ) установлено, что объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.
В связи с тем, что АГЗС "ВР" занимается хранением и реализацией горючего вещества - газа, который способен возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также используется (эксплуатируется) оборудование, работающее под давлением более 0.07 Мегапаскаля, указанная АГЗС относится к взрывопожароопасным производственным объектам.
Подпунктом 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ) к лицензируемому виду относится "эксплуатация взрывопожароопасного производственного объекта".
Проверкой установлено, что арендатором АГЗС "ВР" лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта в органах Ростехнадзора не получена, в нарушение требований законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере, осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с эксплуатацией взрывопожароопасного производственного объекта - АГЗС без специального разрешения (лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов).
Согласно пункта 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном Реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом требования к регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, в том числе к идентификации опасных производственных объектов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решетите задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установлено, что АГЗС "ВР" в государственном Реестре опасных производственных объектов не значится.
Настоящее заявление подано в интересах неопределенного круга лиц. поскольку эксплуатация АГЗС "ВР" без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, с нарушением правил и норм пожарной безопасности, может угрожать жизни и здоровью не только работающим на АГЗС лиц, но и неопределенного круга лиц, круг которых невозможно определить. Просит суд признать незаконной и приостановить деятельность АГЗС "ВР", расположенной по <адрес> до получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта и устранения нарушений) пожарной безопасности.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Г.М. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что он не является надлежащим ответчиком по делу, так как индивидуальным предпринимателем является Г.Ю., который осуществляет предпринимательскую деятельность на АГЗС "ВР".
В возражении на апелляционную жалобу старший помощник прокурора г. Кизляра Абдуллаев Г.З. просит решение суда оставить без изменения. Указывает, что из-за бездействия собственника АГЗС "ВР" Г.М., необходимые документы, подтверждающие пожарную и промышленную безопасность объекта, до начала его эксплуатации не получены. При отсутствии таких документов, эксплуатация АЗС является незаконной, независимо от того, эксплуатирует его предприниматель Г.Ю., собственник, физическое или юридическое лицо.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с
подпунктом 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 г. N 99-03 эксплуатация пожароопасного производственного объекта подлежит лицензированию.
Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ (
ст. 2) установлено, что объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества- газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения федеральных законов в области промышленной безопасности, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии. с законодательством Российской Федерации, обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требовании промышленной безопасности. обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
В силу
Закона N 99-ФЗ деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров чрезвычайных, ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может, повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Как следует из материалов дела, согласно справке о проведенной работе в рамках задания прокуратуры Республики Дагестан N 7/2-48-2014 от 12.08.2014 г., акта обследования инспектором ОНД по г. Кизляр и дознавателем ОНД по г. Кизляр от 18.08.2014 г., свидетельству о государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя и выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - установлено, что индивидуальный предприниматель Г.М. является собственником земельного участка, категории: земли населенных пунктов - автозаправочные, газонаполнительные станции, осуществляет реализацию сжиженного газа без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, за что был привлечен к административной ответственности.
Из материалов дела усматривается, что Г.М. признал заявленные требования и просил суд дать время для устранения выявленных нарушений.
Довод жалобы Г.М., что он не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не осуществляет предпринимательскую деятельность, является несостоятельным и не может быть принят во внимание, поскольку из материалов дела усматривается, что Г.М. на праве собственности принадлежит земельный участок автозаправочной, газонаполнительной станции.
При изложенных обстоятельствах, вывод суда о признании незаконной и приостановлении деятельности АГЗС "ВР" до получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производства объекта и устранении нарушений пожарной безопасности является обоснованным.
Оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кизлярского городского суда от 11 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.