Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 12.11.2013 по делу N 33-4185
Требования прокурора об обязании школы устранить нарушения норм пожарной безопасности, указанные в акте уполномоченного лица, обязании администрации муниципального образования в случае недостаточности средств у школы в порядке субсидиарной ответственности устранить недостатки за счет бюджета муниципального образования правомерно удовлетворены, поскольку указанные нарушения имеют место, собственник имущества школы - муниципальный район в лице администрации муниципального образования.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 12.11.2013 по делу N 33-4185
Требования прокурора об обязании школы устранить нарушения норм пожарной безопасности, указанные в акте уполномоченного лица, обязании администрации муниципального образования в случае недостаточности средств у школы в порядке субсидиарной ответственности устранить недостатки за счет бюджета муниципального образования правомерно удовлетворены, поскольку указанные нарушения имеют место, собственник имущества школы - муниципальный район в лице администрации муниципального образования.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 ноября 2013 г. по делу N 33-4185
судья Арсланалиев А.Х.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Ахмедовой С.М.,
судей Абдуллаева М.К., Ибрагимовой А.М.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе главы администрации МО "Карабудахкентский район" - ФИО7 гражданское дело по иску прокурора Карабудахкентского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц, воспитанников и работников муниципального и образовательного учреждения к МБОУ "Гурбукинская СОШ N 1" и администрации МО "Карабудахкентский район" об обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Ахмедовой С.М., выслушав объяснения начальника отделения Карабудахкентского района по пожарному надзору ФИО4, представителя прокуратуры РД ФИО5, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Карабудахкентского района обратился в суд с исковым заявлением о обязании МБОУ "Гурбукинская СОШ N 1" устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте N 79 от 10 июня 2013 г. Отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧ России по Республике Дагестан, а в случае недостаточности средств у МБОУ "Гурбукинская СОШ N 1" для их устранения, в порядке субсидиарной ответственности обязать устранить их за счет бюджета МО "Карабудахкентский район" в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Карабудахкентского района по поручению прокуратуры Республики Дагестана проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. Проверкой установлено, что школой нарушается законодательство о пожарной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности в здании школы создает угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении граждан, способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10 июля. 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно ч. 1 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах финансовых средств. Согласно акта проверки от 10 июня 2013 г. отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Республике Дагестан в МБОУ "Гурбукинская СОШ N 1" выявлены следующие нарушения противопожарной безопасности:
1. Распорядительным документом не установлен соответствующими пожарной опасности противопожарный режим в том числе: не установлен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончанию рабочего дня; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа, и занятий по пожарно-техническому минимуму (ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 15, 25).
2. Двери эвакуационного выхода открываются не по направлению выхода (ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 51).
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, пункт 7.1.13 отсутствует.
3. Не проведена проверка сопротивления изоляции осветительной и силовой электросети и контуров заземления (ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 57, ПТЭЭП п. 7.1.13).
4. В пищеблоке имеется шланговое соединение для подачи газа к печкам(ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 69).
5. Соединение, оконцевание и ответвление жил электрических проводов я выполнены в скрутку, без опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов в помещениях СОШ (ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 3, 57; ПУЭ п. 2.1.21).
6. Не заключены в стеклянные плафоны закрытого исполнения, предусмотренные конструкцией, электросветильники в помещениях СОШ (ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 60).
7. Допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередач по стене пищеблока и помещениях СОШ (ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 57).
8. Во всех помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 13).
9. Имеются пороги в пищеблоке и в учебном корпусе ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 51.
10. Не производится очистка вентиляционных каналов от горючей пыли (ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 78).
11. Отсутствуют указатели путей эвакуации к эвакуационным выходам (ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 51, НПБ 104-03 таблица 1, СНиП 23-05 НПБ 160-97 п. 1.1).
12. Возле блоков приемно-контрольных приборов (ПКП) от систем АПС и СО не вывешены инструкции по их эксплуатации, а также о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности систем, отсутствуют схемы распределения шлейфов ПС с указанием наименования защищаемых помещений, (п. п. 97, 102 ППР N 390 от 25.04.2012 г, п. 10.1 РД 78.145-93).
13. Не установлены соответствующие указатели к пожарному водоему и по направлению движения к нему (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), с указанием цифр, указывающих расстояние до водоисточника. (ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 90).
14. На трубопроводах подводящие газ к бытовым и промышленным приборам для его сжигания не оборудованы термочувствительные запорные устройства (клапаны) (ППР N 390 от. 25.04.2012 г п. 84)
15. На люке чердачного помещения не закрыты и отсутствуют таблички с надписью о месте хранения ключа и не закрыт на замок (2 люка) (ППР N 390 от 25.04.2012 г п 44).
16. Не соответствуют требованиям о пределах огнестойкости двери люков в чердачное помещение (не менее 1/4 часа) (СНиП 21-01-97 п. 5.14 таблица 2).
17. Расстояние между стилажами не соответствует требованием пожарной безопасности (в библиотеке) (ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 40 п. 53).
18. В помещении кухни установлена газовая печь кустарного производство, на горючем основании, форсунки работающие открытым пламенем (ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 66 п. 72 - 73).
19. Не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения. ППР N 390 от 25.04.2012 г. п. 21 (ППР N 390 от 25.04.2012г п 36, СНиП 21-01-97* п. 7.1, 7.13).
20. У обслуживающего персонала не имеется электрические фонари на случай возникновения пожара ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 55 ППР N 390 от 25.04.2012 г. п. 38.
21. Своевременно не очищена территория сада от сухой травы и горючих отходов ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 21.
22. Не ведется учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения в специальном журнале произвольной формы (п. 15 прил. N 3 и п. 108 ППР N 390 от 25.04.2012 г).
23. На первом этаже имеется перегородка с ДВП и под лестницей (ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 51).
24. Электропроводка проложена по сгораемому основанию по дверному проему на втором этаже ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 57.
25. Установленная автоматическая сигнализация находится в неисправном состоянии. ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 34, 98 ППР N 390 от 25.04.2012 г. п. 61.
26. Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) и систем оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в зданиях производится без утвержденной проектно-сметной документации (ст. 20 ФЗ от 21.12.1994 г. N 69 "О пожарной безопасности"; п. 1.1 РД 78.145-93).
27. От систем АПС здания отсутствует источник резервного питания (п. 14 НТО 88-2001).
28. Шлейфы пожарной сигнализации в зданиях выполнены проводами диаметром жил менее чем 0,5 мм, (п. 12.64 НПБ 88-2001).
29. Приемно-контрольные приборы от систем АПС и СО установленные в коридоре во всех этажах размещены на высоте менее чем 2,2 м, (РД 78.145-93).
30. Эксплуатация систем АПС и СО в зданиях во всех этажах начаты без проведения комплексной наладки и апробирования, а также без оформления акта рабочей (приемочной) комиссии, назначенной приказом организации - заказчика, (п. п. 11.1 - 11.10 РД 78.145-93).
31. Автоматическая пожарная сигнализация установлена в нарушении законодательства, т.е. установлена организацией не имеющей лицензии на проведения монтажных работ ФЗ-123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент"
32. Имеющиеся первичные средства просрочены перезарядить (ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 108)
33. В помещении щитовой через распределительный щит установлены некалиброванные ставки, типа "жучки" (ППР N 390 от 25.04.2012 г п. 57, 60).
34. Имеющиеся пожарный водоем находится не исправном состоянии, нет доступа для набирания воды СНиП 02-04-84-02-13 тб.
35. В котельной включатели, розетки установлены на балке по сгораемому основанию ППР N 390 от 25.04.2012 г. п. 57
36. В помещениях школы проход к пищеблоку имеется перепланировка освещение окна, закрыли освещение и забили ДВП на окнах, нарушение проектно сметной документации ППР N 390 от 25.04.2012 г п 38 ППР N 390, от 25.04.2012 г. п. 23.
Согласно Уставу школы учреждение является юридическим лицом, которое обязано соблюдать законодательство Российской Федерации и иные действующие нормативные акты. В этой связи, обязанность по устранению нарушений пожарной безопасности возлагается на школу.
В связи с тем, что учредителем данной школы является администрация МО "Карабудахкентский район" и финансовое обеспечение осуществляется через районный бюджет, администрация привлечена в качестве ответчика.
Решением Карабудахкентского районного суда от 1 октября 2013 г. постановлено:
"Иск прокурора Карабудахкентского района РД удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение "Гурбукинская средняя общеобразовательная школа N 1" устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте инспектора отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД ФИО6 от 10.06.2013 года, в случае недостаточности средств у школы для их устранения, обязать администрацию МО "Карабудахкентский район" Республики Дагестан в порядке субсидиарной ответственности устранить их за счет бюджета МО "Карабудахкентский район" в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения "Гурбукинская средняя общеобразовательная школа N 1" государственную пошлину в сумме <.> рублей в бюджет МО "Карабудахкентский район".
В апелляционной жалобе глава администрации МО "Карабудахкентский район" - ФИО7 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Карабудахкентского района.
В обоснование требований жалобы указано, что бюджет района дотационный и в бюджете района нет средств на устранение данных нарушений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе главы администрации МО "Карабудахкентский район" - ФИО7
В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право, в том числе на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ч. 1 ст. 38 того же Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Судом первой инстанции установлено и стороной ответчиков не оспаривается, что нарушения правил пожарной безопасности, указанные в акте инспектора отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД ФИО6 от 10 июня 2013 г. имеют место.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об образовании", содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно Уставу, школа является муниципальным казенным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Учредителем школы является муниципальное образование Карабудахкентский район. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Карабудахкентского муниципального района. Школа является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. Школа как юридическое лицо, вправе иметь расчетные и другие счета в органах казначейства и вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. п. 2.1 - 2.5).
Согласно пункту 2.7 Устава финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета МО "Карабудахкентский район" и на основании бюджетной сметы.
Школа отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам школы несет собственник имущества (п. 2.6. Устава).
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Руководствуясь вышеназванными нормами суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что школа обязана устранить нарушения в области пожарной безопасности в здании школы в пределах доведенных школе лимитов бюджетных обязательств, а в случае недостаточности денежных средств у школы, собственник имущества школы - муниципальный район в лице администрации МО "Карабудахкентский район", являющегося исполнительно-распорядительным органом муниципального района в порядке субсидиарной ответственности должен профинансировать выполнение работ по их устранению и принял законное и обоснованное решение об удовлетворении иска прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности средств в бюджете МО "Карабудахкентский район" на устранение выявленных нарушений норм противопожарной безопасности не могут служить основанием к отмене правильного решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Карабудахкентского районного суда от 1 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО "Карабудахкентский район" ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
С.М.АХМЕДОВА
Судьи
М.К.АБДУЛЛАЕВ
А.М.ИБРАГИМОВА