Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2022 N 88А-11001/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 18.02.2022 по делу N 33а-3344/2022
Категория: Споры с МЧС России.
Требования товарищества собственников жилья: О признании недействительным в части предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Предписание выдано в адрес надлежащего лица; текст предписания не допускает двойственного толкования вопроса, об устранении каких именно нарушений идет речь, не создает неопределенности относительно характера действий, которое должно совершить ТСЖ, при этом оно вправе самостоятельно избрать способы устранения выявленных нарушений.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 18.02.2022 по делу N 33а-3344/2022
Категория: Споры с МЧС России.
Требования товарищества собственников жилья: О признании недействительным в части предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Предписание выдано в адрес надлежащего лица; текст предписания не допускает двойственного толкования вопроса, об устранении каких именно нарушений идет речь, не создает неопределенности относительно характера действий, которое должно совершить ТСЖ, при этом оно вправе самостоятельно избрать способы устранения выявленных нарушений.
Решение: Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 февраля 2022 г. по делу N 33а-3344/2022
судья Галяутдинова Д.И. УИД 16RS0050-01-2021-006436-34
| Дело N 2а-3570/2021 УИД 16RS0050-01-2021-006436-34 |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Шакуровой Н.К.,
судей Нуриахметова И.Ф., Шамсутдинова Б.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ханнановым Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Нуриахметова И.Ф. административное дело по апелляционной жалобе инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Приволжскому району города Казани "Горки" - государственного инспектора по пожарному надзору Г.И. на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 ноября 2021 года, которым постановлено:
административные исковые требования председателя правления товарищества собственников жилья "СОЮЗ" О.Д. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан, отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Приволжскому району города Казани Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан, Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан, инспектору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Приволжскому району города Казани Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан Г.И. о признании частично незаконным предписания и его отмене удовлетворить частично.
Признать незаконными пункты 3, 4, 5, 6, 7, 8 предписания N 201/1/201 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 12 января 2021 года, обязав должностных лиц отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Казани по Приволжскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения в полном объеме.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного ответчика инспектора отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Приволжскому району города Казани "Горки" Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан - Г.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца председателя правления товарищества собственников жилья "СОЮЗ" О.Д. и заинтересованного лица товарищества собственников жилья "СОЮЗ" - Ш., объяснения заинтересованного лица - управляющая товарищества собственников жилья "СОЮЗ" - О.В., возражавших доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
председатель правления товарищества собственников жилья "СОЮЗ" (далее - ТСЖ "СОЮЗ") О.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Приволжскому району города Казани Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (далее - ОНД и ПР по Приволжскому району города Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан) о признании частично незаконным и отмене пунктов 3, 4, 5, 6, 7, 8 предписания N 201/1/201 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 12 января 2021 года.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки административным ответчиком председателю правления ТСЖ "СОЮЗ" О.Д. выдано оспариваемое предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Административный истец не согласен с данным предписанием в части пунктов 3, 4, 5, 6, 7, 8, поскольку ТСЖ "СОЮЗ" представляет собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом, которое не вправе самостоятельно распоряжаться имуществом собственников, в частности, демонтировать металлические межэтажные двери и кладовые принадлежащие другим лицам, поскольку в противном случае такие действия будут признаны незаконными. За нарушения требований пожарной безопасности, изложенных в оспариваемых пунктах 3, 4, 5, 6, 7, 8 ответственными лицами являются жильцы дома (собственники квартир), допустившие нарушение требований пожарной безопасности. По вопросу установки металлических перегородок в ходе проверки административному органу (ответчику) был предоставлен протокол общего собрания собственников многоквартирного дома, согласно которому собственники большинством голосов проголосовали о передаче общего имущества дома в пользование собственникам дома (68,6% от всего количества собственников дома), который проигнорирован.
23 ноября 2021 года Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе инспектор ОНД и ПР по Приволжскому району города Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан Г.И. просит решение суда отменить по мотиву его необоснованности и незаконности, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены.
Учитывая требования
статьи 150 и
части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения
статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
На основании
части 1 статьи 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим
Кодексом.
Частью 1 статьи 308 КАС РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с
частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно
части 3 статьи 62 КАС РФ и
частью 8 статьи 226 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме (часть).
В силу
частей 9,
11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в
пунктах 1 и
2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в
пунктах 3 и
4 части 9 и в
части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, во исполнение распоряжения заместителя начальника ОНД и ПР по Приволжскому району города Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан Г.Д. N 201 от 17 декабря 2020 года инспектором ОНД и ПР по Приволжскому району города Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан Г.И. 28 декабря 2020 года и 12 января 2021 года проведена проверка в отношении ТСЖ "СОЮЗ" совместно с управляющей ТСЖ "СОЮЗ" О.В., по результатам которой составлены: акт проверки N 201 от 12 января 2021 года и предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 12 января 2021 года N 201/1/201.
Согласно оспариваемым пунктам предписания в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, находящемся под управлением ТСЖ "СОЮЗ" при проведении проверки ТСЖ "СОЮЗ" были выявлены нарушения, которые выразились в следующем:
- в 1 подъезде на 1, 2, 4-м этаже, а также на лестничной клетке между техническим и 10-м этажом допускается загромождение эвакуационных путей и выходов различными бытовыми предметами (пункт 3 предписания;
подпункт "б" пункта 27,
подпункт "ж" пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
- в 1 подъезде на 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 этажах дома установлены металлические перегородки (двери) в отступлении от проекта дома за данными перегородками хранятся различные предметы (пункт 4 предписания;
статья 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ;
пункт 4.3 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
подпункты "в,
ж,
к" пункта 16,
пункт 23,
подпункт "б" пункта 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
- в 1 подъезде на 10, 9, 7, 6, 4, 2, 1 этажах допускается устройство в общих лестничных клетках и поэтажных коридорах встроенные помещения (кладовые) в отступлении от проекта, где осуществляется хранение различных предметов (пункт 5 предписания;
статья 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ;
пункт 4.3 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
подпункты "в,
ж,
к" пункта 16,
пункт 23,
подпункт "б" пункта 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
- во 2 подъезде жилого дома на 10, 9, 8, 7, 5, 4, 3, 2 этажах допускается устройство в общих лестничных клетках и поэтажных коридорах встроенные помещения (кладовые) в отступлении от проекта, где осуществляется хранение различных предметов (пункт 6 предписания;
статья 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ;
пункт 4.3 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
подпункты "в,
ж,
к" пункта 16,
пункт 23,
подпункт "б" пункта 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
- во 2 подъезде жилого дома на 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 этажах дома установлены металлические перегородки (двери) в отступлении от проекта дома, за данными перегородками хранятся различные предметы (пункт 7 предписания;
статья 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ;
пункт 4.3 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений;
подпункты "в,
ж,
к" пункта 16,
пункт 23,
подпункт "б" пункта 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
- во 2 подъезде жилого дома на 10, 9, 6, 5, 2 этажах дома допускается загромождение эвакуационных путей и выходов различными бытовыми предметами (пункт 8 предписания;
подпункт "б" пункта 27,
подпункт "ж" пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе проведения проверки при вынесении оспариваемых пунктов предписания административным ответчиком не установлено, что нарушения обязательных требований пожарной безопасности, изложенные в пунктах 3, 4, 5, 6, 7, 8 предписания N 201/1/201 от 12 января 2021 года, допущены именно в результате деятельности ТСЖ "СОЮЗ", а не в результате действий физических лиц - жильцов данного дома. Связь между установкой металлических перегородок (дверей) и встроенных помещений (кладовых), складированием различных бытовых предметов (мебели) на этажах и действиями ТСЖ "СОЮЗ" административным органом не доказана.
Рассматривая настоящее дело и давая оценку оспариваемому предписанию, суд первой инстанции пришел к выводу, что имеются законные основания для частичного удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку оспариваемые пункты предписания не содержат указаний на конкретные действия по устранению ТСЖ "СОЮЗ" допущенных нарушений, что исключает возможность установления соответствия изложенных в них требований положениям действующего законодательства, и свидетельствует о несоответствии оспариваемых пунктов предписания критерию исполнимости.
По мнению суда первой инстанции, в сложившейся ситуации административный орган не лишен возможности выдать соответствующие предписания гражданам - жильцам дома (собственникам квартир), являющимися ответственными за нарушения требований пожарной безопасности, изложенных в пунктах 3, 4, 5, 6, 7, 8 предписания и допустившими их, с целью исключить со стороны ТСЖ "СОЮЗ" действий по ограничению имущественных прав собственников жилых помещений многоквартирного дома.
С указанными выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии с
частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных
статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (
часть 2.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с положениями
части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно пункту 1.1 Устава, ТСЖ "СОЮЗ" создано решением учредительного собрания дольщиков помещений жилого дома для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений многоквартирного дома.
Целью создания товарищества является совместное управление общим имуществом в многоквартирном дома, обеспечение владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2.1 Устава ТСЖ "СОЮЗ").
Настоящий спор заявлен не о праве собственности на самовольные металлические перегородки (дверей) и встроенных помещений (кладовых) и защите их как объекта собственности, поскольку обстоятельство принадлежности указанных объектов конкретным правообладателям не отменяет обязанность административного истца как управляющего лица соблюдать требования противопожарной безопасности. Наличие самовольно установленных металлических перегородок (дверей) и встроенных помещений (кладовых) свидетельствует о непринятии ТСЖ "СОЮЗ" своевременных мер по обеспечению жителям данного дома благоприятных и безопасных условий проживания, по соблюдению обязательных условий содержания дома. ТСЖ "СОЮЗ" обладает рядом прав, в том числе по выявлению собственников незаконно возведенных сооружений и принятию к ним соответствующих мер.
Доводы административного истца о неисполнимости оспариваемого предписания отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку текст предписания не допускает двойственного толкования вопроса об устранении каких именно нарушений идет речь, не создает правовой неопределенности относительно характера действий, которое должен совершить административный истец для устранения выявленных нарушений и исполнимо в установленные в нем сроки. При этом ТСЖ "СОЮЗ" вправе самостоятельно избрать способы устранения выявленных нарушений.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том что, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований административного истца.
Согласно
статье 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с нормами
части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
- неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
- несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Тем самым состоявшееся по данному делу решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
определила:
решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 ноября 2021 года по данному административному делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления председателя правления товарищества собственников жилья "СОЮЗ" О.Д. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан, отделу надзорной деятельности и профилактической работы г. Казани по Приволжскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан, Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан, инспектору отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Приволжскому району города Казани "Горки" Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан Г.И. о признании частично незаконным и отмене предписания от 12 января 2021 года N 201/1/201 отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 марта 2022 года.