Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 26.09.2019 N 33-18801/2019 по делу N 2-416/2019
Требование: О признании недействительными результатов специальной оценки условий труда работника, возложении обязанности устранить нарушения закона, включении периодов службы в специальный стаж, взыскании денежных средств.
Обстоятельства: Истец указал, что состоял в трудовых отношениях с ответчиком. По его требованию работодателем предоставлена справка о специальной оценке условий труда по его рабочему месту, в которой указано, что вредных и (или) опасных условий труда не выявлено, класс условий труда 2. Считает, что ликвидация пожаров, стихийных бедствий (круг обязанностей боевых караулов пожарных частей) создает очевидную опасность.
Решение: Требование удовлетворено частично.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 26.09.2019 N 33-18801/2019 по делу N 2-416/2019
Требование: О признании недействительными результатов специальной оценки условий труда работника, возложении обязанности устранить нарушения закона, включении периодов службы в специальный стаж, взыскании денежных средств.
Обстоятельства: Истец указал, что состоял в трудовых отношениях с ответчиком. По его требованию работодателем предоставлена справка о специальной оценке условий труда по его рабочему месту, в которой указано, что вредных и (или) опасных условий труда не выявлено, класс условий труда 2. Считает, что ликвидация пожаров, стихийных бедствий (круг обязанностей боевых караулов пожарных частей) создает очевидную опасность.
Решение: Требование удовлетворено частично.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2019 г. N 33-18801/2019(2-416/2019)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Демяненко О.В.,
судей Железнова О.Ф. и Хамидуллиной Э.М.,
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усманова ФИО15 к Федеральному казенному учреждению "5 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Республике Башкортостан (договорной)" (далее - ФКУ "5 отряд ФПС ГПС по РБ (договорной)"), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нефтекамск Республики Башкортостан о признании недействительными результатов специальной оценки условий труда работника Государственной противопожарной службы, возложении обязанности провести внеплановую специальную оценку условий труда, о включении периодов службы в Вооруженных Силах СССР и Государственной противопожарной службе в специальный трудовой стаж, о включении периода обучения в среднем специальном учебном заведении в общий трудовой стаж работника, по иску Усманова ФИО16 к ФКУ "5 отряд ФПС ГПС по РБ (договорной)" об обязании предоставить документы по ведению индивидуального учета, обязании уплатить дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России на финансирование трудовой пенсии, по апелляционной жалобе У.М. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 июня 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Демяненко О.В., объяснения представителя У.М. - К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ "5 отряд ФПС ГПС по РБ (договорной)" Р., полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
У.М. обратился в суд с иском к ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорной)", Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан о признании недействительными результатов специальной оценки условий труда работника Государственной противопожарной службы, возложении обязанности провести внеплановую специальную оценку условий труда, о включении периодов работы в государственной противопожарной службе, службы в Вооруженных Силах СССР в специальный трудовой стаж, о включении периода обучения в среднем специальном учебном заведении в общий трудовой стаж работника.
Требования мотивированы тем, что истец состоит в трудовых отношениях с ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорной)" в должности начальника караула пожарной части N 121. Работодателем в 2015 г. проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой с 1 апреля 2015 г. работа по должности начальника караула пожарной части относится ко 2 классу условий труда, не предусматривающему досрочного назначения страховой пенсии.
В предыдущем периоде соответствующие аттестации рабочих мест не проводились, поскольку согласно приказу N... от 31 августа 2007 года Минздравсоцразвития России в отношении работников специальных подразделений вредный и опасный классы труда устанавливались автоматически.
Ликвидация пожаров, стихийных бедствий, создают очевидную опасность для сторонних лиц в любом случае. При указанных обстоятельствах, истец считает, что имеются нарушения, допущенные работодателем при специальной оценке условий труда названной категории лиц (пожарных), и это влечет недействительность результатов аттестации и необходимость проверки и проведения внеплановой оценки рабочих мест.
Ответчики необоснованно не включают периоды работы в государственной противопожарной службе, а также периоды службы в армии в стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии, и периоды учебы в среднем учебном заведении в общий трудовой стаж.
Истец просит признать недействительными результаты специальной оценки условий труда работника по должности "начальника караула пожарной части N 121 ФКУ N 37 отряд ФПС по РБ (договорной)", утвержденные комиссией по проведению периодом 3 по 31 марта 2015 года и обязать ФКУ "37 отряд ФПС по РБ (договорной)" провести внеплановую проверку специальной оценки условий труда рабочего места начальника караула пожарной части N 121.
Обязать ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорной)" включить период работы У.М. в качестве начальника караула N 121-й пожарной части федерального казенного учреждения "37 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Республике Башкортостан (договорной)" с 1 апреля 2015 года по 30 ноября 2017 года в специальный трудовой стаж (для назначения льготной пенсии).
Обязать ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорной)" включить период срочной службы в Вооруженных Силах СССР У.М. с 18 октября 1986 года по 6 декабря 1988 года включительно (2 года 1 месяц 19 дней) в специальный трудовой стаж (для назначения льготной пенсии).
Обязать ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорной)" включить период обучения на дневном отделении в Уфимском техникуме советской торговли в качестве техника-технолога с 1 сентября 1989 г. по 28 февраля 1992 г. в общий трудовой стаж и выдать Справку о трудовой занятости по льготной работе за весь период трудовой деятельности.
Обязать ГУ-УПФ РФ г. Н. засчитать период срочной службы в Вооруженных Силах СССР У.М. с 18 октября 1986 г. по 6 декабря 1988 года включительно (2 года 1 месяц 19 дней) в специальный стаж (для назначения льготной пенсии) и период с 1 апреля 2015 г. по 30 ноября 2017 г. в специальный трудовой стаж (для назначения льготной пенсии).
Обязать ГУ-УПФ РФ г. Н. засчитать У.М. период обучения на дневном отделении в Уфимском техникуме советской торговли в качестве техника-технолога с 1 сентября 1989 года по 28 февраля 1992 г. в общий трудовой стаж.
Также У.М. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Нефтекамске РБ, ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорной)" об отмене решения пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии, об обязании предоставить документы по ведению индивидуального учета, обязании уплатить дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный Фонд на финансирование трудовой пенсии.
Требования мотивированы тем, что 8 мая 2018 года истец в установленном порядке обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нефтекамске РБ с заявлением о для назначении досрочной страховой пенсии по старости при достижении пятидесятилетнего возраста 8 июня 2018 года. На момент обращения специальный (льготный) стаж работы в Государственной противопожарной службе составлял 26 лет 00 месяцев 29 дней.
Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нефтекамске РБ от 27 июля 2018 г. N 44 отказано в установлении пенсии в связи с тем, что продолжительность страхового стажа на соответствующих видах работ составляет 23 года 00 месяцев 24 дня, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствует. Указано также, по представленным документам не подтверждается постоянная занятость на льготной работе на должностях противопожарной службы в период работы с 1 апреля 2015 г. по 5 апреля 2018 г. - 3 года 00 месяцев 05 дней, а также отсутствует уплата дополнительного тарифа страховых взносов и не подтверждена эта занятость работодателем в представленных им сведениях о трудовом стаже и индивидуального (персонифицированного) учета. Истец указывает, что в оспариваемые периоды он работал с полной трудовой занятостью начальником караула ПЧ-121 ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)". Указанная должность согласно Постановления Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 г. была внесена в специальные Списки (код 24549) с правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Кроме того, в июле 2018 года истцу стало известно о наличии заключения Государственной экспертизы условий труда от 5 декабря 2017 г. N 08-879/25, где подтверждено, что Список Постановления Правительства РФ N 437 от 18 июня 2002 года в порядке Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 г. применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости, а в подпункте 6 строки 40 карты спецоценки N 94 не указано право работника на досрочное назначение трудовой пенсии. Вывод Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о том, что качество специальной оценки труда, проведенной на рабочем месте N 94 начальника караула ПЧ-121 ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда, был сокрыт работодателем, им не внесены изменения в служебных документах подразделения, не выполнено перечисление дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд за период с 1 апреля 2015 г. по 5 апреля 2018 г.
Специальная оценка труда по карте N 94 является незаконной и не подлежит применению при оценке условий труда, в связи с чем работодателю было предложено провести внеочередную специальную оценку условий труда. В то же время, проведенная ранее аттестация рабочего места по должности начальника караула ПЧ-121 за 2009 г. продолжает действовать и с учетом установленного класса 3.1 (вредный).
Истец просит признать решение ГУ - Управление Пенсионного Фонда в г. Нефтекамске N 44 от 27 июля 2018 года об отказе в установлении пенсии незаконным, включить период работы с 1 апреля 2015 года по 5 апреля 2018 года У.Ф.М. в качестве начальника караула пожарной части N 121 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда в г. Нефтекамске назначить У.М. досрочную страховую пенсию по старости с 9 июня 2018 г.
Обязать ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" предоставить в ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Нефтекамске документы по ведению индивидуального (персонифицированного) учета в отношении У.М., обязать уплатить дополнительный тариф страховых взносов в ПФР на финансирование трудовой пенсии У.М. за период работы начальника караула ПЧ-121 с 1 января 2015 г. по 5 апреля 2018 г. включительно.
Определением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2018 г. разъединены исковые требования У.М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нефтекамске РБ, ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" об отмене решения пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии, уплате дополнительных взносов в пенсионный фонд, назначении досрочной пенсии в отдельные производства в отношении каждого ответчика, выделив в отдельное производство исковое заявление У.М. к ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)".
Определением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2018 г. гражданское дело по исковому заявлению У.М. к ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" об обязании ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" предоставить в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нефтекамске РБ документы по ведению индивидуального (персонифицированного) учета в отношении У.М., обязать уплатить дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России на финансирование трудовой пенсии У.М. за период работы начальником караула ПЧ-121 с 1 января 2015 года по 5 апреля 2018 г. передано по подсудности для рассмотрения дела в Уфимский районный суд Республики Башкортостан.
Уфимским районным судом Республики Башкортостан произведена замена ответчика ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" его правопреемником ФГБУ "5 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)".
Определением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 17 апреля 2019 г. дело по иску У.М. к ФКУ "5 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)", ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Нефтекамске РБ о признании недействительными результатов специальной оценки условий труда работника, возложение обязанности устранить нарушения закона о включении периодов службы в ВС СССР в специальный трудовой стаж, о включении периода обучения в среднем специальном заведении в общий трудовой стаж работника и гражданское дело по иску У.М. к ФКУ "5 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" об обязании предоставить документы по ведению индивидуального учета, обязании уплатить дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный Фонд финансирование трудовой пенсии объединены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела представитель истца в судебном заседании суда первой инстанции уточнил требования, просил признать недействительными результаты специальной оценки условий труда работника по должности "начальника караула пожарной части N 121 ФКУ N 37 отряд ФПС по РБ (договорной)", утвержденные комиссией по проведению периодом с 3 по 31 марта 2015 г. и обязать ФГБУ "5 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" провести внеплановую проверку специальной оценки условий труда рабочего места начальника караула пожарной части N 121. Обязать ФГБУ "5 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" включить период работы У.М. в качестве начальника караула N 121-й пожарной части федерального казенного учреждения "37 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Республике Башкортостан (договорной)" с 1 апреля 2015 года по 30 ноября 2017 г. в специальный трудовой стаж (для назначения льготной пенсии). Обязать ФГБУ "5 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" включить период срочной службы в Вооруженных Силах СССР У.М. с 18 октября 1986 года по 6 декабря 1988 г. включительно (2 года 1 месяц 19 дней) в специальный трудовой стаж (для назначения льготной пенсии). Обязать ГУ-УПФ РФ г. Нефтекамске РБ засчитать период срочной службы в Вооруженных Силах СССР У.М. с 18 октября 1986 г. по 6 декабря 1988 г. включительно (2 года 1 месяц 19 дней) в специальный стаж (для назначения льготной пенсии) и период с 1 апреля 2015 года по 30 ноября 2017 г. в специальный трудовой стаж (для назначения льготной пенсии). Обязать ФГБУ "5 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" предоставить в ГУ-Пенсионного Фонда в г. Нефтекамске документы по ведению индивидуального (персонифицированного) учета в отношении У.М., обязать уплатить дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России на финансирование трудовой пенсии У.М. за период работы начальника караула ПЧ-121 с 1 января 2015 г. по 5 апреля 2018 г. включительно.
Требования об обязании ФГБУ "5 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" включить период обучения на дневном отделении в Уфимском техникуме советской торговли в качестве техника-технолога с 1 сентября 1989 г. по 28 февраля 1992 г. в общий трудовой стаж и выдать Справку о трудовой занятости по льготной работе за весь период трудовой деятельности; обязании ГУ-УПФ РФ г. Н. засчитать Усманову ФИО17 период обучения на дневном отделении в Уфимском техникуме советской торговли в качестве техника-технолога с 01 сентября 1989 г. по 28 февраля 1992 г. в общий трудовой стаж сторона истца не поддержала.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 июня 2019 г. удовлетворены частично исковые требования удовлетворены.
Признаны недействительными результаты специальной оценки условий труда работника по должности "начальника караула" пожарной части N 121 ФКУ "N 37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)", утвержденные комиссией по проведению периодом с 3 марта 2015 г. по 31 марта 2015 г.
На ФГБУ "5 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" возложена обязанность включить период работы Усманова ФИО18 в качестве "начальника караула" N 121 пожарной части ФКУ "37 отряд ФПС государственной противопожарной службы по РБ (договорный)" с 1 апреля 2015 г. по 27 февраля 2018 г. в специальный трудовой стаж (для назначения льготной пенсии).
На ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ г. Нефтекамске РБ возложена обязанность засчитать У.М. период работы в качестве начальника караула N 121 пожарной части ФКУ "37 отряд ФПС государственной противопожарной службы по РБ (договорный)" с 1 апреля 2015 г. по 27 февраля 2018 г. в специальный трудовой стаж (для назначения льготной пенсии).
На ФГБУ "5 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" возложена обязанность предоставить в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Нефтекамске РБ документы по ведению индивидуального (персонифицированного) учета в отношении У.М.
На ФГБУ "5 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" возложена обязанность уплатить дополнительный тариф страховых взносов в ПФР на финансирование трудовой пенсии У.Ф.Ф. за период работы начальником караула ПЧ N 121 с 1 января 2015 г. по 5 апреля 2018 г. включительно.
С ФГБУ "5 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" в пользу У.М. взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере 35 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований У.М. отказано.
В апелляционной жалобе У.М. просит решение отменить в части отказа в удовлетворении требований по включению в специальный трудовой стаж периода срочной службы в Вооруженных Силах СССР с 18 октября 1986 г. по 6 декабря 1988 г.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив решение в соответствии с нормами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, У.М. состоял в трудовых отношениях с ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)", занимал должность начальника караула пожарной части N 121.
Согласно справке ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ "договорный" от 15 августа 2017 г. N 93-37/3 работодателем проведена проверка специальной оценки условий труда с 3 марта 2015 г. по 31 марта 2015 г., по результатам которой вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах не выявлены, итоговый класс условий труда 2.
Из справки от 15 августа 2017 г. N 92-37/3 следует, что должности занимаемые истцом командира отделения (23450) и начальника караула (24549) определенные позициями Общероссийского классификатора занятий, соответствует трудовому периоду с 1992 г. по настоящее время.
Не согласившись с результатами проведенной работодателем специальной оценки условий труда, У.М. обратился в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан.
Предписанием Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан от 3 ноября 2017 г. N 7-4343-17-ОБ/2131/49/3 в связи с выявленными нарушениями порядка проведения специальной оценки условий труда на начальника отряда ГПС ФИО9 ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечить проведение внеплановой специальной оценки условий труда на рабочем месте начальника караула на основании п. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценки условий труда", абзаца 11 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, в срок до 31 января 2018 г.
Согласно заключению государственной экспертизы условий труда от 5 декабря 2017 г. N 08-879/24, составленного Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, оценка условий труда, проведенная на рабочем месте N 94 начальника караула ПЧ-121 "ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)", не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.
Из акта проверки от 6 марта 2018 г. N 7-4343-17-ОБ/2131/49/5 Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан, следует, что в ходе проведения проверки в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан поступило письмо от 12 февраля 2018 г. N 3 7/1, в котором указано, что проведение внеплановой специальной оценки условий труда невозможно из-за отсутствия рабочего места начальника караула и работника. Согласно письму от 14 марта 2018 г. N 15-1/ООГ-1041 Минтруда России, специальная оценка условий труда при отсутствии работника на рабочем месте не может быть проведена, так как производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются. В связи с изложенным, предписание от 3 ноября 2017 г. N 7-4343-17-ОБ/2131/49/3 не может быть исполнено. Административное производство не возбуждено.
В целях определения оценки условий труда по ходатайство стороны судом первой инстанции назначена экспертиза, производство которой поручено Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Согласно заключению государственной экспертизы условий труда от 10 июня 2019 г. N 08-879/32, выполненного Министерством семьи, труда и социальной защиты населении Республики Башкортостан, работа У.М. с 1 апреля 2015 г. по 5 апреля 2018 г. в качестве начальника караула пожарной части N 121 в составе ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" по рабочему месту по штатному замещению, относится к работе в условиях труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные фактора, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника. Решение об отнесении условии труда к опасному классу в соответствии с частями 9 - 11 статьи 12 Федерального закона N 426-ФЗ вправе принять комиссия, созданная работодателем для организации и проведения специальной оценки условий труда.
Также установлено, что согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета представленным страхователем ФКУ "37 отряд ФПС ГПС по РБ (договорной)" индивидуальные сведения на У.М. за период с 1 апреля 2015 г. представлены без указания кода особых условий труда, т.е. занятость в этих условиях за данные периоды работы документально не подтверждена, более того работодателем за указанный период не оплачены страховые взносы по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Причиной представления сведения на У.М. за период с 1 апреля 2015 г. по 27 февраля 2018 г. без указания кода особых условий труда и отсутствие платежей по дополнительным тарифам послужила проведенная работодателем специальная оценки условий труда, согласно которой класс опасности труда не предоставляет право на досрочную страховую пенсию.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 3, 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", статей 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон "О страховых пенсиях"), Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, проанализировав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе результаты судебной экспертизы, проведенной Министерством семьи, труда и социальной защиты населении Республики Башкортостан, пришел к выводу, что оценка специальных условий труда, проведенная ФКУ "37 отряд ФПС по РБ (договорной)", в период с 3 по 31 марта 2015 г., по результатам которой с 1 апреля 2015 г. работа по должности начальника караула пожарной части относится ко 2 классу условий труда и не предусматривает оснований для досрочного назначения страховой пенсии, проведена с нарушениями законодательства, нарушает права истца на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с чем исковые требования У.М. о признании недействительными результаты специальной оценки условий труда и производные от них требования о возложении обязании на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ г. Нефтекамске РБ засчитать У.М. период работы в качестве начальника караула N 121 пожарной части ФКУ "37 отряд ФПС государственной противопожарной службы по РБ (договорный)" с 1 апреля 2015 г. по 27 февраля 2018 г. в специальный трудовой стаж (для назначения льготной пенсии), возложении обязании на ФГБУ "5 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный) предоставить в ГУ-Управление пенсионного фонда в г. Нефтекамске документы по ведению индивидуального (персонифицированного) учета в отношении У.М., возложении обязании на ФГБУ "5 отряд ФПС ГПС по РБ (договорный)" уплатить дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России на финансирование трудовой пенсии У.Ф.Ф. за период работы начальником караула ПЧ 121 с 1 января 2015 г. по 5 апреля 2018 г. включительно подлежат удовлетворению.
При этом суд отказал в удовлетворении требования У.М. о возложении обязанности по проведению внеплановой проверки специальной оценки условий труда рабочего места начальника караула пожарной части N 121, поскольку ФКУ "37 отряд ФПС по РБ (договорный)" ликвидировано и проведение внеплановой специальной оценки условий труда рабочего места невозможно из-за отсутствия рабочего места начальника караула и работника.
Выводы суда первой инстанции в указанной части, а также в части возмещения расходов на оплату услуг представителя сторонами не обжалуются, предметом апелляционной проверки не являются.
Отказывая в удовлетворении исковых требований У.М. о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР в период с 18 октября 1986 г. по 6 декабря 1988 г., суд первой инстанции, исходил из того, что до прохождения военной службы в рядах Советской Армии истец не работал о специальности, после окончания службы последовала учеба в Уфимском техникуме советской торговли с 01 сентября 1989 г. по 28 февраля 1992 г., правовых оснований для включения периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж истца суд первой инстанции не усмотрел.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку является правильным.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон "О страховых пенсиях") о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее Постановление 665).
В соответствии с пунктом 3 Постановление 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. 516, установлены условия для включения периодов в соответствующий стаж, согласно которым в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 4)
При этом действующим законодательством зачет периодов прохождения военной службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии не предусмотрен.
У.М. в качестве основания для включения в специальный стаж, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии периода службы в Вооруженных Силах СССР в исковом заявлении ссылался на положения абз. 5 п. 109 "Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (далее Правила N 590).
Согласно пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, в общий стаж работы засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к").
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
При этом, абзацем 3 п. 109 Положения установлено, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы при одновременном наличии следующих условий: возможность включения службы в армии предусмотрено только при назначении пенсии рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16) - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР.
Данные Списки были утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173. Согласно которым, лицам проработавшим не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы право на досрочную трудовую пенсию предусмотрено не было.
Право на досрочное назначение пенсии у данной категории работников возникло согласно абз. 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Таким образом, данный вид пенсии в Списках N 1 и N 2 от 1956 г. не существовал, а был введен после 1 января 1992 г., т.е. стали применяться в рамках действия Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которым приравнивание армии к тяжелым работам не предусматривалось.
Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для включения в специальный трудовой стаж периода срочной службы в Вооруженных Силах СССР с 18 октября 1986 г. по 6 декабря 1988 г. является правильным, а доводы апелляционной жалобы истца в указанной части являются необоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы истца повторяют позицию, доведенную до суда первой инстанции в исковом заявлении, не опровергают правильных выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути они фактически направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности, в силу чего не могут являться основанием для отмены решения суда.
Судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального закона не допущено, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 198, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу У.М. - без удовлетворения.
Справка: судья Моисеева Г.Л.