Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 14.06.2016 по делу N 33-2379/2016
Требование: О признании бездействия органа местного самоуправления и образовательного учреждения незаконным, обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки, проведенной в отношении муниципального образовательного учреждения, были выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 14.06.2016 по делу N 33-2379/2016
Требование: О признании бездействия органа местного самоуправления и образовательного учреждения незаконным, обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки, проведенной в отношении муниципального образовательного учреждения, были выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены.
Решение: Требование удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июня 2016 г. по делу N 33а-2379
Ленинский районный суд г. Махачкалы
судья Онжолов М.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Ибрагимовой А.М.
судей Хаваева А.Г., Хираева Ш.М.
при секретаре А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заведующей МБДУ "детский сад N комбинированного типа" Г. по гражданскому делу по иску заместителя прокурора <адрес> г. Махачкала К. к Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" и муниципальному дошкольному учреждению "детский сад N комбинированного типа" об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,
на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 24 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> г. Махачкала К. к Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" и муниципальному дошкольному учреждению "детский сад N комбинированного типа" об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, удовлетворить.
Признать бездействия Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N комбинированного вида" незаконными.
Обязать их устранить нарушения противопожарной безопасности, изложенные в акте N от <дата> г., а именно:
- привести огнетушители в рабочее состояние;
- обработать деревянные конструкции чердачных помещений огнезащитным составом:
- помещения здания пищеблока оборудовать автоматической пожарной
сигнализацией;
- привести в исправное состояние пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре:
- вывести сигнал от автоматической пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны;
- произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации в соответствии с проектом".
Заслушав доклад судьи Ибрагимовой А.М., выслушав объяснения представителя администрации МО ГО "город Махачкала" по доверенности М., просившего решение суда отменить, мнение прокурора отдела Прокуратуры РД Алиевой Ф.Д., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
установила:
Заместитель прокурора <адрес> г. Махачкалы К. обратился в суд с иском к Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" и муниципальному дошкольному учреждению "детский сад N комбинированного типа" об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
В обосновании иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о противопожарной безопасности в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N комбинированного типа" (далее - МБДОУ N) выявлены нарушения требований федеральных законов N 69 от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" в редакции от 07 июля 2013 года Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 года. Кроме того, указал, что составлен акт, в котором содержится перечень целого ряда нарушений.
В связи с чем, просит признать бездействия Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N комбинированного типа" незаконными, обязать их устранить нарушения противопожарной безопасности, изложенные в акте N от <дата>г., а именно: привести огнетушители в рабочее состояние; обработать деревянные конструкции чердачных помещений огнезащитным составом; помещения здания пищеблока оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; привести в исправное состояние пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре: вывести сигнал от автоматической пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны: произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации в соответствии с проектом.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> г. Махачкала О. исковые требования заместителя прокурора <адрес> г. Махачкала поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
ОНД по <адрес> г. Махачкала УНД и ПР МЧС по РД надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, возражения по иску не представили, своих представителей не направили.
Третье лицо не заявляющие самостоятельные требования Управление образования г. Махачкала надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилось, возражения по иску не представили, своих представителей не направило.
Заведующая муниципального дошкольного учреждения "детский сад N комбинированного типа" Г. заявленные требования не признала и просила в удовлетворении иска заместителя прокурора отказать.
Представитель Администрации г. Махачкала Д., в судебном заседании, заявленные требования не признала и просила в удовлетворении иска заместителя прокурора отказать.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заведующая МБДУ "детский сад N комбинированного типа" Г. просит решение суда отменить, как незаконное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требовании, предоставив срок для устранения выявленных нарушений.
В обоснование доводов, автор апелляционной жалобы, признавая наличие выявленных нарушений требований пожарной безопасности, указывает на то, что для их устранения необходимы финансовые возможности, которых у детского сада нет. Вывяленные нарушения пожарной безопасности будут устранены по мере поступления финансов, но не сразу. Поэтому просит предоставить срок для устранения выявленных нарушений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В силу ст. 51 Закона "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о противопожарной безопасности в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N 90 комбинированного типа" были выявлены нарушения требований федеральных законов N 69 от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" в редакции от 07 июля 2013 года, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 года.
Так, отделом надзорной деятельности по <адрес> г. Махачкалы УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Дагестан составлен акт за N от <дата>, в котором содержится перечень выявленных нарушений, а именно:
- огнетушители находятся в нерабочем состоянии, деревянные конструкции чердачных помещений не обработаны огнезащитным составом, помещения здания пищеблока не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре находится в неисправном состоянии, не осуществлен вывод сигнала от автоматической пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны (ПАК "Стрелец-Мониторинг").
- монтаж автоматической пожарной сигнализации произведен без соответствующего проекта.
Как следует из содержания апелляционной жалобы, ее автор по существу не отрицает факт наличия выявленных прокуратурой нарушений и, признавая их, указывает лишь на отсутствие денежных средств для их устранения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
В соответствии с п. 1.6 устава МБДОУ N учредителем и собственником имущества МБДОУ является муниципальное образование городской округ с внутригородским деление "город Махачкала".
Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества МБДОУ является Администрация городского округа с внутригородским делением "город Махачкала". Соответственно суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора не только к МБДОУ N, но и к администрации ГО "город Махачкала".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что вышеуказанные нарушения пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью посетителей, работников и воспитанников МБДОУ N.
Деятельность образовательного учреждения без соблюдения требований названного законодательства может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, когда жизнь, здоровье граждан, неопределенного круга лиц будут поставлены под угрозу.
При таких обстоятельствах неисполнение и ненадлежащее исполнение образовательным учреждением требований законодательства о пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья.
Указанные нарушения законодательства стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения ответчиками своих обязанностей.
Довод жалобы о невозможности реализации решения суда ввиду отсутствия надлежащего финансирования, не может быть принят во внимание, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения данного вопроса.
При наличии указанных данных, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования заместителя прокурора <адрес> г. Махачкалы
Таким образом, решение суда основано на законе и фактических обстоятельствах дела, исследованных судом в установленном законом порядке и которым дана правильная оценка в их совокупности.
Каких-либо существенных нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заведующей МБДОУ "детский сад N комбинированного типа" Г. - без удовлетворения.