Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 07.11.2013 по делу N 33-4179
Иск об обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности удовлетворен, поскольку школа обязана устранить нарушения в области пожарной безопасности в здании школы в пределах доведенных школе лимитов бюджетных обязательств, а в случае недостаточности денежных средств у школы собственник имущества школы, являющийся исполнительно-распорядительным органом муниципального района, в порядке субсидиарной ответственности должен профинансировать выполнение работ по их устранению.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 07.11.2013 по делу N 33-4179
Иск об обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности удовлетворен, поскольку школа обязана устранить нарушения в области пожарной безопасности в здании школы в пределах доведенных школе лимитов бюджетных обязательств, а в случае недостаточности денежных средств у школы собственник имущества школы, являющийся исполнительно-распорядительным органом муниципального района, в порядке субсидиарной ответственности должен профинансировать выполнение работ по их устранению.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 ноября 2013 г. по делу N 33-4179
судья Арсланалиев А.Х.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Ахмедовой С.М.,
судей Абдуллаева М.К., Ибрагимовой А.М.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе главы администрации МО "Карабудахкентский район" - Г. гражданское дело по иску прокурора Карабудахкентского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц, воспитанников и работников муниципального и образовательного учреждения к администрации МО "Карабудахкентский район" и муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Аданакская СОШ" об обязании их устранить нарушения норм пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Абдуллаева М.К., судебная коллегия
установила:
Прокурор Карабудахкентского района РД обратился в суд с исковым заявлением о обязании МБОУ "Аданакская СОШ" устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте N 76 от 4 июля 2013 года Отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧ России по Республике Дагестан, в случае недостаточности средств у МБОУ "Аданакская СОШ" для их устранения, в порядке субсидиарной ответственности обязать устранить их за счет бюджета МО "Карабудахкентский район" в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Карабудахкентского района по поручению прокуратуры Республики Дагестана проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. Проверкой установлено, что школой нарушается законодательство о пожарной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности в здании школы создает угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении граждан, способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно ч. 1 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах финансовых средств. Согласно акта проверки от 04 июля 2013 г. Отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Республике Дагестан в МБОУ "Аданакская СОШ" выявлены следующие нарушения противопожарной безопасности:
1. Распорядительным документом не установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим в том числе: не установлен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончанию рабочего дня; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. п. 15, 25)
2. Не ведется учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения в специальном журнале произвольной формы (п. 15 прил. N 3 и п. 108 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г.)
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, пункт 7.1.13 отсутствует.
3. Не проведена проверка сопротивления изоляции осветительной и силовой электросети и контуров заземления (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 57. ПТЭЭП п. 7.1.13).
4. Соединение, оконцевание и ответвление жил электрических проводов выполнены в скрутку, без опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов в помещениях СОШ (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 3, 57; ПУЭ п. 2.1.21)
5. Допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередач по стенам СОШ (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 59)
6. Во всех помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 13)
7. В зданиях школы отсутствуют вторые эвакуационные выходы (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 51)
8. Не производится очистка вентиляционных каналов от горючей пыли (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 78)
9. Отсутствуют указатели путей эвакуации с коридоров и лестничных маршей к эвакуационным выходам (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 51, НПБ 104-03 таблица 1. СНиП 23-05 НПБ 160-97 п. 1.1)
10. Возле блоков приемно-контрольных приборов (ПКП) от систем АПС и СО не вывешены инструкции по их эксплуатации, а также о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности систем, отсутствуют схемы распределения шлейфов ПС с указанием наименования защищаемых помещений, (п. п. 97, 102 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г., п. 10.1 РД 78.145-93);
11. Не установлены соответствующие указатели у пожарного водоема и по направлению движения к нему (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), с указанием цифр, указывающих расстояние до водоисточника. (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 90).
12. На трубопроводах подводящие газ к бытовым и промышленным приборам для его сжигания не оборудованы термочувствительные запорные устройства (клапаны) (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 84)
13. На люке чердачного помещения закрыт на висячий замок
14. Не обеспечено запасом воды для целей наружного пожаротушения СНиП 2-04-02-84 п. 2.13 т 6.
15. В помещении кухни установлена газовая печь самодельного производства, на горючем основании, форсунки работающие открытым пламенем (ППБ 01-03 п. 66 п. 72 - 73) (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 66 п. 72 - 73).
16. Не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения. ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 21 (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 36, СНиП 21-01-97* п. 7.1, 7.13)
17. Допускается в помещение одновременное пребывание людей более 50 чел с одним эвакуационным выходом ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 42 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 25
18. Электропроводка проложена по сгораемому основанию ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 57
19. Установленная автоматическая сигнализация находится в неисправном состоянии. ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 34, 98 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 61
20. Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) и систем оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в зданиях производится без утвержденной проектно-сметной документации, (ст. 20 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69 "О пожарной безопасности"; п. 1.1 РД 78.145-93);
21. От систем АПС здания отсутствует источник резервного питания (п. 14 НПБ 88-2001);
22. Шлейфы пожарной сигнализации в зданиях СОШ выполнены проводами диаметром жил менее чем 0,5 мм, (п. 12.64 НПБ 88-2001);
23. Приемно-контрольные приборы от систем АПС и СО установленные в коридоре во всех этажах размещены на высоте менее чем 2,2 м, (РД 78.145-93);
24. Эксплуатация систем АПС и СО в зданиях во всех этажах начаты без проведения комплексной наладки и апробирования, а также без оформления акта рабочей (приемочной) комиссии, назначенной приказом организации - заказчика, (п. п. 11.1 - 11.10 РД 78.145-93);
25. Автоматическая пожарная сигнализация установлена в нарушении законодательства, т.е. установлена организацией не имеющей лицензии на проведения монтажных работ ФЗ-123 от 22 июля 2008 г. "Технический регламент"
26. Имеющиеся первичные средства просрочены, перезарядить и в недостаточном количестве (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 108)
27. Имеется перегородка по сгораемому основанию в кладовке и главном корпусе медпункт и помещение психолога. (картона и пластика) (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 53)
28. Расстояние между стеллажами не соответствует требованиям пожарной безопасности (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 53)
29. В новом корпусе потолки обшиты сгораемыми материалами (ПВХ и МДФ) (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 53)
Согласно Уставу школы учреждение является юридическим лицом, которое обязано соблюдать законодательство Российской Федерации и иные действующие нормативные акты. В этой связи, обязанность по устранению нарушений пожарной безопасности возлагается на школу.
В связи с тем, что учредителем данной школы является администрация МО "Карабудахкентский район" и финансовое обеспечение осуществляется через районный бюджет, администрация привлечена в качестве ответчика.
Решением Карабудахкентского районного суда от 30 сентября 2013 г. постановлено:
"Исковое заявление прокурора Карабудахкентского района Республики Дагестан удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение "Аданакская средняя общеобразовательная школа" устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте инспектора отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД П. от 4 июля 2013 года, в случае недостаточности средств у школы для их устранения, обязать администрацию МО "Карабудахкентский район" Республики Дагестан в порядке субсидиарной ответственности устранить их за счет бюджета МО "Карабудахкентский район" в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения "Аданакская средняя общеобразовательная школа" государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей в бюджет МО "Карабудахкентский район"
В апелляционной жалобе глава администрации МО "Карабудахкентский район" - Г. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Карабудахкентского района.
В обоснование требований жалобы указано, что в бюджет района дотационный и в бюджете на 2014 год не заложены средства на устранение данных нарушений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе главы администрации МО "Карабудахкентский район" - Г.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право, в том числе на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ч. 1 ст. 38 того же Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Судом первой инстанции установлено и стороной ответчиков не оспаривается, что нарушения правил пожарной безопасности, указанные в акте инспектора отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД П. от 4 июля 2013 г. имеют место.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об образовании", содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно Уставу, школа является муниципальным казенным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Учредителем школы является муниципальное образование Карабудахкентский район. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Карабудахкентского муниципального района. Школа является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. Школа как юридическое лицо, вправе иметь расчетные и другие счета в органах казначейства и вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. п. 2.1 - 2.5).
Согласно пункту 2.7 Устава финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета МО "Карабудахкентский район" и на основании бюджетной сметы.
Школа отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам школы несет собственник имущества (п. 2.6. Устава).
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Руководствуясь вышеназванными нормами суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что школа обязана устранить нарушения в области пожарной безопасности в здании школы в пределах доведенных школе лимитов бюджетных обязательств, а в случае недостаточности денежных средств у школы, собственник имущества школы - муниципальный район в лице администрации МО "Карабудахкентский район", являющегося исполнительно-распорядительным органом муниципального района в порядке субсидиарной ответственности должен профинансировать выполнение работ по их устранению и принял законное и обоснованное решение об удовлетворении иска прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности средств в бюджете МО "Карабудахкентский район" на устранение выявленных нарушений норм противопожарной безопасности не могут служить основанием к отмене правильного решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Карабудахкентского районного суда от 30 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО "Карабудахкентский район" Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.М.АХМЕДОВА
Судьи
М.К.АБДУЛЛАЕВ
А.М.ИБРАГИМОВА