Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2023 N 88А-7422/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 21.11.2022 N 33-16278/2022
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что неустранение имеющихся нарушений создает угрозу для жизни и здоровья находящихся в здании исправительной колонии осужденных и сотрудников учреждения.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 21.11.2022 N 33-16278/2022
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что неустранение имеющихся нарушений создает угрозу для жизни и здоровья находящихся в здании исправительной колонии осужденных и сотрудников учреждения.
Решение: Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2022 г. N 33-16278/2022
Судья Лучинин А.Л. учет N 211г | дело N 2-2907/2022 УИД 16RS0043-01-2022-005550-72 |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Валиуллина А.Х.,
судей Рашитова И.З., Шафигуллина Ф.Р.,
при ведении протокола помощником судьи Башаровой Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФКУ "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (далее - Исправительная колония, ФКУ ИК-4 УФСИН по РТ) на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 12 июля 2022 года, которым удовлетворен иск Нижнекамского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-4 УФСИН по РТ, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее - УФСИН по РТ) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности. На ФКУ ИК-4 УФСИН по РТ возложена обязанность устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 26 декабря 2022 года, а именно: установить автоматическую систему противопожарной защиты и систему оповещения управления эвакуации в здании длительных свиданий на участке колонии-поселения, в столовой и в отряде со строгими условиями отбывания наказания в жилой зоне общего режима; обеспечить исправное, работоспособное состояние автоматической системы противопожарной защиты и системы оповещения управления эвакуации (в том числе устранить обрыв линии шлейфов) в помещениях ШИЗО, ПКТ, отрядах N....
Заслушав доклад по делу судьи Валиуллина А.Х., выслушав объяснения представителя ответчиков УФСИН по РТ и ФКУ ИК-4 УФСИН по РТ - С. в поддержку доводов жалобы, объяснения представителя Нижнекамской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан - Я., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Нижнекамский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц обратился к ФКУ ИК-4 УФСИН по РТ, УФСИН по РТ с иском о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, указывая в обоснование, что по результату проверки совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Нижнекамскому муниципальному району Республики Татарстан в Исправительной колонии выявлены следующие нарушения предписаний уголовно-исполнительного законодательства и пожарной безопасности: помещение здания длительных свиданий на участке колонии-поселения, помещения столовой и отряда со строгими условиями отбывания наказания в жилой зоне общего режима не защищены автоматической системой противопожарной защиты и системой оповещения управления эвакуации; в помещениях ШИЗО, ПКТ, отрядах N.... не обеспечено исправное, работоспособное состояние автоматической системы противопожарной защиты и системы оповещения управления эвакуации - имеется обрыв линии шлейфов; не проведено ежегодное техническое обслуживание первичных средств пожаротушения - огнетушителей, по одному на каждом объекте: в комнате длительных свиданий и общежитии для проживания спецконтингента на участке колонии-поселения, в столовой, пекарне, ШИЗО, ПКТ, СУОН, отрядах N 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8 на территории общего режима.
Указывая на то, что своевременное неустранение данных нарушений создает угрозу для жизни и здоровья находящихся в здании Исправительной колонии осужденных и сотрудников учреждения, Нижнекамский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан просил обязать ФКУ ИК-4 УФСИН по РТ устранить в срок до 26 декабря 2022 года нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- установить автоматическую систему противопожарной защиты и систему оповещения управления эвакуации в здании длительных свиданий на участке колонии-поселения, в столовой и в отряде со строгими условиями отбывания наказания в жилой зоне общего режима;
- обеспечить исправное, работоспособное состояние автоматической системы противопожарной защиты и системы оповещения управления эвакуации (в том числе устранить обрыв линии шлейфов) в помещениях ШИЗО, ПКТ, отрядах N....
- провести ежегодное техническое обслуживание первичных средств пожаротушения - огнетушителей по одному на каждом объекте: в комнате длительных свиданий и общежитии для проживания спецконтингента на участке колонии-поселения, в столовой, пекарне, ШИЗО, ПКТ, СУОН, отрядах N.... на территории общего режима.
В суде представитель Нижнекамского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан уменьшил исковые требования в связи с добровольным исполнением ответчиком требований о проведении ежегодного технического обслуживания первичных средств пожаротушения - огнетушителей в указанных помещениях Исправительной колонии. В остальной части требования поддержал.
Представители ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН по РТ иск не признали, мотивируя возражения тем, что на данный момент из федерального бюджета не выделено достаточного финансирования для обеспечения Исправительной колонии всеми необходимыми средствами противопожарной безопасности. Указали на частичное устранение выявленных нарушений, что подтверждается заключенными с профильными организациями договорами и актами выполненных работ о проведении техобслуживания и перезарядки огнетушителей, планово-предупредительного ремонта автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре. Также представители ссылались на несоблюдение проверяющими установленного порядка устранения выявленных нарушений ввиду отсутствия соответствующих предписаний.
Ответчиком УФСИН по РТ представлены возражения на исковое заявление прокурора, из которых следует, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку его действиями какие-либо права и интересы неопределенного круга лиц, содержащихся в колонии и посещающих ее, не затрагиваются. ФКУ ИК-4 УФСИН по РТ как самостоятельное юридическое лицо несет ответственность за выявленные нарушения. Исправительной колонией предпринимаются необходимые действия для устранения выявленных недостатков в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.
Суд иск прокурора удовлетворил, приняв решение в приведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-4 УФСИН по РТ ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности. В обоснование указывается, что судом не дано надлежащей правовой оценки представленным доказательствам и доводам ответной стороны относительно частичного устранения выявленных недостатков путем установления противопожарной сигнализации в отряде со строгими условиями пребывания, что подтверждается предъявленным Исправительной колонией судебным иском к одному из осужденных, которым подтверждается частичный демонтаж элементов противопожарной сигнализации. Прокурором не представлено доказательств предварительного уведомления ответчиков о выявленных нарушениях в виде актов контрольных мероприятий и предписаний в адрес учреждения об их устранении, что противоречит закону. Судом не учтено, что учредителем и собственником имущества Исправительной колонии является УФСИН по РТ, которое осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности колонии и является главным распорядителем средств бюджета для расходов на заявленные прокурором противопожарные мероприятия, в связи с чем возложение на ответчиков обязанностей по выделению дополнительного финансирования является вмешательством в деятельность самостоятельного административного органа.
Представитель ответчиков УФСИН по РТ и ФКУ ИК-4 УФСИН по РТ в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал.
Представитель Нижнекамской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан полагал решение городского суда подлежащим оставлению без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции по извещению не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявили. Судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
На основании
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения в силу следующего.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон об учреждениях, исполняющих уголовные наказания) учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
В силу положений
статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством, а также граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно
абзацу второму части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители федеральных органов исполнительной власти.
В
пункте 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, указано, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
На основании
статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности
(часть 1).
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
(часть 3).
Частью 3 статьи 52 названного Технического регламента установлено, что защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов - устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта (часть 1 статьи 54 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
В силу
части 1 статьи 9 Закона об учреждениях, исполняющих уголовные наказания финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудников в соответствии с настоящим
Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с Уставом ФКУ ИК-4 УФСИН по РТ является исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации исправительного учреждения, а также по оказанию реабилитационной помощи осужденным, выполняет обязанности и пользуется правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации.
Исправительная колония находится в ведении ФСИН России, являющееся собственником его имущества, а также выполняющим полномочия учредителя (пункт 1.2 и 1.3 Устава).
Пунктом 2.1 Устава закреплено, что предметом и целями деятельности Исправительной колонии являются, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение безопасности содержания в учреждении осужденных, а также обеспечение безопасности работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения.
Согласно пункту 2.5.1 Устава Исправительная колония обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения.
Управление учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН по РТ и руководство учреждения.
В соответствии с пунктом 4.3. Устава УФСИН по РТ осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.
Пунктом 5.12 Устава установлено, что при недостаточности денежных средств учреждения ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН по РТ в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно информации Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нижнекамскому муниципальному району Республики Татарстан от 7 июля 2022 года в результате проверки совместно с прокуратурой по факту соблюдения обязательных требований пожарной безопасности зданий и сооружений в Исправительной колонии выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: помещение здания длительных свиданий на участке колонии-поселения, помещения столовой и отряда со строгими условиями отбывания наказания в жилой зоне общего режима не защищены автоматической системой противопожарной защиты и системой оповещения управления эвакуации; в помещениях ШИЗО, ПКТ, отрядах N.... не обеспечено исправное, работоспособное состояние автоматической системы противопожарной защиты и системы оповещения управления эвакуации - имеется обрыв линии шлейфов.
Нарушение в виде отсутствия ежегодного технического обслуживания первичных средств пожаротушения - огнетушителей по одному на каждом объекте: в комнате длительных свиданий и общежитии для проживания спецконтингента на участке колонии-поселения, в столовой, пекарне, ШИЗО, ПКТ, СУОН, отрядах N.... на территории общего режима Исправительной колонией устранено в полном объеме.
В ходе производства по делу ответной стороной представлены: договор безвозмездного оказания услуг от 30 марта 2022 года, заключенный между Исправительной колонией и ФКУ "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения УФСИН по Республике Татарстан", на техническое обслуживание и планово-распорядительный ремонт автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, а также договор от 25 марта 2022 года между ФКУ ИК-4 УФСИН по РТ и ООО "Лайкком", в соответствии с которым произведена перезарядка огнетушителей на территории учреждения, что подтверждается универсальным передаточным актом от 11 мая 2022 года.
Также ответной стороной признаны имеющееся нарушения противопожарной безопасности в столовой учреждения и СУОН, мотивированные отсутствием финансирования на указанные нужды.
Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и установив факт допущенных нарушений в Исправительной колонии в виде необеспечения помещений столовой, отряда со строгими условиями отбывания наказаний в жилой зоне и помещения для длительных свиданий надлежаще функционирующей автоматической системой противопожарной защиты, что создает угрозу жизни и безопасности находящихся в колонии лиц, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ФКУ ИК-4 УФСИН по РТ обязанности по устранению выявленных недостатков. При этом суд посчитал несостоятельными доводы ответчиков о недостаточном финансировании учреждения для возможности устранения нарушений в заявленный прокурором срок, указав, что на УФСИН по РТ как на главного распорядителя денежных средств возложена обязанность разрешения вопросов увеличения объемов финансирования при наличии определенных оснований.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами городского суда, поскольку факт допущенных нарушений закона устанавливается из материалов дела и не опровергался ответчиком в ходе разбирательства данного спора.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансирования на устранение перечисленных недостатков, а также недопустимости возложения на УФСИН по РТ дополнительных обязательств с целью получения дополнительного финансирования на устранение нарушений в сфере пожарной безопасности в помещениях Исправительной колонии, основываются на произвольном толковании приведенных норм материального права и не указывают на незаконность оспариваемого решения суда.
Судебным актом возложена обязанность по устранению выявленных недостатков, связанных с обеспечением пожарной безопасности как ответственного административного органа, именно на ФКУ ИК-4 УФСИН по РТ. Обязанности по надлежащему содержанию помещений учреждения возложена на Исправительную колонию нормами действующего законодательства, а потому в рассматриваемом случае каких-либо нарушений прав и интересов УФСИН по РТ и ФСИН России как контролирующих деятельность учреждения лиц и распорядителей денежных средств вынесением оспариваемого решения не допущено.
Указание в жалобе на отсутствие возможности проведения всех мероприятий по устранению выявленных недостатков в ФКУ ИК-4 УФСИН по РТ ввиду недостаточности финансирования не влекут отмену состоявшегося решения суда, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей.
В силу приведенных норм закона на ФСИН России и на ее территориальное Управление, как главного распорядителя бюджетных средств, возложена обязанность по решению вопросов увеличения и сокращения объемов финансирования, их распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования.
Как правильно указано в обжалуемом решении суда, для правильного разрешения настоящего спора не имеет какого-либо значения обращение Исправительной колонии с исковыми требованиями к находящемуся под стражей лицу с целью возмещения убытков, причиненных имуществу учреждения, поскольку доказательств разрешения таких требований, вступления в законную силу судебного решения и реального его исполнения в суд ответчиком не представлено.
Доводы жалобы о нарушении порядка проведения совместной проверки прокуратуры и специализированного исполнительного органа ввиду отсутствия административных предписаний в адрес ответчиков, также не могут являться достаточным основанием для отмены решения, поскольку заявленные прокурором нарушения противопожарной безопасности со стороны Исправительной колонии, наличие которых не оспаривалось в ходе разбирательства дела, установлены представленными допустимыми и относимыми доказательствами. Данные доводы являлись бы значимыми при рассмотрении жалобы на привлечение ответчиков к административной ответственности, а не в ходе разбирательства гражданского дела.
Иных доводов, указывающих на ошибочность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции постановлено законно, обоснованно, с учетом всех юридически значимых по делу обстоятельств. Оснований для пересмотра оспариваемого судебного акта в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь
статьями 199,
327 -
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 12 июля 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 28 ноября 2022 года.
Определение 12.12.2022