Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 14.11.2013 по делу N 33-4270
Иск об обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности удовлетворен, так как установлен факт нарушения ответчиком норм пожарной безопасности.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 14.11.2013 по делу N 33-4270
Иск об обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности удовлетворен, так как установлен факт нарушения ответчиком норм пожарной безопасности.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2013 г. по делу N 33-4270
Судья: Дашдимиров Д.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Абдуллаева М.К.,
судей Биремовой А.А. Ибрагимовой А.М.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе главы администрации МО "Карабудахкентский район" - Г. гражданское дело по иску прокурора Карабудахкентского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц, воспитанников и работников муниципального и образовательного учреждения к администрации МО "Карабудахкентский район" и МКДОУ "Детский сад N 13 "Родничок" об обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Абдуллаева М.К., судебная коллегия
установила:
Прокурор Карабудахкентского района обратился в суд с исковым заявлением о обязании МКДОУ "Детский сад N 13 "Родничок" устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте N 85 от 31 июля 2013 г. отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧ России по Республике Дагестан, а в случае недостаточности средств у МКДОУ "Детский сад N 13 "Родничок" для их устранения, в порядке субсидиарной ответственности обязать устранить их за счет бюджета МО "Карабудахкентский район" в 3-хмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Карабудахкентского района по поручению прокуратуры Республики Дагестана проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. Проверкой установлено, что школой нарушается законодательство о пожарной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности в здании школы создает угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении граждан, способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10 июля. 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно ч. 1 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах финансовых средств. Согласно акта проверки от 31 июля 2013 г. отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Республике Дагестан в МКДОУ "Детский сад N 13 "Родничок" выявлены следующие нарушения противопожарной безопасности:
Допускается прием количество детей здание детского сада нарушение нормативного количества приема детей ФЗ 123 от 22 июля 2008 г. ППР N 390 от 25 апреля 2012 г.
Не ведется учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения в специальном журнале произвольной формы (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 53).
Не проведена проверка сопротивления изоляции осветительной и силовой электросети и контуров заземления (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 13).
В помещении кухни установлена газовая печь, на горючем основании, форсунки, работающие открытым пламенем (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 66 п. 72 - 73).
Соединение, оконцевание и ответвление жил электрических проводов выполнены в скрутку, без опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов в помещениях детского сада (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 90).
Во всех помещениях на полу расстелена ковры и линолеум не закреплен к полу надежно (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 53).
Допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередач по стене, через коробку дверного проема, в помещении детского сада ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 21 (п. 36, СНиП 21-01-97* п. 7.1, 7.13).
Во всех помещениях на видных местах не вывешены таблички, с указанием номера телефона вызова пожарной охраны не везде установлены (п. 55 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. З8).
В спальных помещениях отсутствует вторые эвакуационные (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 51).
Не производится очистка вентиляционных каналов от горючей пыли (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 108 приложение 3).
Отсутствуют указатели путей эвакуации с коридоров к эвакуационным выходам (п. 42 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 25).
Возле блоков приемно-контрольных приборов (ПКП) от систем АПС и СО не вывешены инструкции по их эксплуатации, а также о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности систем, отсутствуют схемы распределения шлейфов ПС с указанием наименования защищаемых помещений, (п. 34, 98 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 61).
Не установлены соответствующие указатели к пожарному водоему и по направлению движения к нему (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), с указанием цифр, указывающих расстояние до водоисточника, (ст. 20 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69 "О пожарной безопасности"; п. 1.1 РД 78.145-93).
На трубопроводах подводящие газ к бытовым и промышленным приборам для его сжигания не оборудованы термочувствительные запорные устройства (клапаны) (п. 14 НПБ 88-2001 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г.).
15.Не обеспечены первичными средства пожаротушения по норме положенности ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 108.
Не обеспечено запасом воды для целей наружного пожаротушения СНИП 2-04-02-84 п. 2.13 т 6.
Электропроводка проложена по сгораемому основанию в помещениях детского сада ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 57.
Распорядительным документом не установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим в том числе: не установлен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончанию рабочего дня; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно - техническому минимуму (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 57, ПТЭЭП) п. 7.1.13).
Не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения. (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 15, 25).
Приемно-контрольные приборы от систем АПС и СО установленные в коридоре во всех этажах размещены на высоте менее чем 2,2 м, (РД 78.145-93 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г.).
Своевременно не очищена территория от сухой травы и горючих отходов ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 21.
В пищеблоке потолки обшиты сгораемым материалом "Пластиком"(ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 53).
Приемно-контрольные приборы от систем АПС и СО установленные в коридоре во всех этажах размещены на высоте менее чем 2,2 м, (РД 78.145-93 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г.).
Допускается в помещении одновременное пребывание людей более 50 чел с одним эвакуационным выходом п. 42 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 25.
Шлейфы пожарной сигнализации в зданиях детского сада выполнены проводами диаметром жил менее чем 0,5 мм, (п. 12.64 НПБ 88-2001) ППР N 390 от 25 апреля 2012 г.
Установленная автоматическая сигнализация находится в неисправном состоянии, п. 34, 98 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 61.
Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) и систем оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в зданиях производится без утвержденной проектно-сметной документации (ст. 20 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69 "О пожарной безопасности"; п. 1.1 РД 78.145-93).
От систем АПС здания отсутствует источник резервного питания (п. 14 НПБ 88-2001); ППР N 390 от 25 апреля 2012 г.
Отсутствует Акт испытания пожарной сигнализации п. 34, 98 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 61.
Отсутствует Акт испытания обработки чердачного помещения ППР N 390 от 08 апреля 2012 г. п. 21 (п. 36, СНиП 21-01-97 п. 7.1, 7.13).
Согласно Уставу школы учреждение является юридическим лицом, которое обязано соблюдать законодательство Российской Федерации и иные действующие нормативные акты. В этой связи, обязанность по устранению нарушений пожарной безопасности возлагается на школу.
В связи с тем, что учредителем данной школы является администрация МО "Карабудахкентский район" и финансовое обеспечение осуществляется через районный бюджет, администрация привлечена в качестве ответчика.
Решением Карабудахкентского районного суда от 2 октября 2013 г. постановлено:
"Исковое заявление прокурора Карабудахкентского района удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 13 "Родничок" устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте инспектора отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД П. от 31 июля 2013 г., в случае недостаточности средств у МКДОУ "Детский сад N 13 "Родничок" для их устранения, обязать администрацию МО "Карабудахкентский район" Республики Дагестан в порядке субсидиарной ответственности устранить их за счет бюджета МО "Карабудахкентский район" в 3-хмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 13 "Родничок" государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей в бюджет МО "Карабудахкентский район".
В апелляционной жалобе глава администрации МО "Карабудахкентский район" - Г. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Карабудахкентского района.
В обоснование требований жалобы указано, что в бюджет района дотационный и в бюджете на 2014 год не заложены средства на устранение данных нарушений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе главы администрации МО "Карабудахкентский район" - Г.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право, в том числе на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ч. 1 ст. 38 того же Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Судом первой инстанции установлено и стороной ответчиков не оспаривается, что нарушения правил пожарной безопасности, указанные в акте инспектора отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД П. от 31 июля 2013 г. имеют место.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об образовании", содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно Уставу, МКДОУ является муниципальным казенным дошкольным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Учредителем школы является муниципальное образование Карабудахкентский район. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Карабудахкентского муниципального района. МКДОУ является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. МКДОУ как юридическое лицо, вправе иметь расчетные и другие счета в органах казначейства и вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. п. 2.1 - 2.5).
Согласно пункту 2.7 Устава финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета МО "Карабудахкентский район" и на основании бюджетной сметы.
Школа отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам школы несет собственник имущества (п. 2.6. Устава).
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Руководствуясь вышеназванными нормами суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что школа обязана устранить нарушения в области пожарной безопасности в здании МКДОУ в пределах доведенных МКДОУ лимитов бюджетных обязательств, а в случае недостаточности денежных средств у МКДОУ, собственник имущества МКДОУ - муниципальный район в лице администрации МО "Карабудахкентский район", являющегося исполнительно-распорядительным органом муниципального района в порядке субсидиарной ответственности должен профинансировать выполнение работ по их устранению и принял законное и обоснованное решение об удовлетворении иска прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности средств в бюджете МО "Карабудахкентский район" на устранение выявленных нарушений норм противопожарной безопасности не могут служить основанием к отмене правильного решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Карабудахкентского районного суда от 2 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО "Карабудахкентский район" Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
М.К.АБДУЛЛАЕВ
Судьи
А.А.БИРЕМОВА
А.М.ИБРАГИМОВА