Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2022 N 88-5069/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29.11.2021 по делу N 33-15095/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Оспариваемое решение истец полагает незаконным, так как у него и членов его семьи не имеется в собственности жилья, в доме, находящемся на земельном участке, он и его семья никогда не проживали в связи с его ветхостью. По его мнению, ответчики должны были провести комиссионное обследование дома и предоставить достоверные сведения о его состоянии в Центральную жилищную комиссию, однако этого не сделали.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29.11.2021 по делу N 33-15095/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Оспариваемое решение истец полагает незаконным, так как у него и членов его семьи не имеется в собственности жилья, в доме, находящемся на земельном участке, он и его семья никогда не проживали в связи с его ветхостью. По его мнению, ответчики должны были провести комиссионное обследование дома и предоставить достоверные сведения о его состоянии в Центральную жилищную комиссию, однако этого не сделали.
Решение: Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 ноября 2021 г. по делу N 33-15095/2021
Судья Саитов М.И. | УИД 16RS0009-01-2021-001246-26 |
Дело N 2-382/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Никулиной О.В. и Фахрутдиновой Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сабитовой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференцсвязи по докладу судьи Никулиной О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Министерства внутренних дел по Республике Татарстан (далее - МВД по РТ) - С. на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 30 июня 2021 года, которым постановлено:
иск Ш.А. к МВД по РТ о признании незаконным решения о снятии с учета на получение социальной выплаты на приобретение жилья и восстановлении на учете удовлетворить.
Признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии МВД по РТ (протокол N 25 от 26 декабря 2018 года) о снятии Ш.А. с учета на получение единовременной социальной выплаты (далее - ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения.
Возложить на МВД по РТ обязанность восстановить Ш.А. на учете на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, исходя из состава семьи три человека: Ш.А., <...> года рождения, супруги Ш.Г., <...> года рождения, сына Ш.М., <...> года рождения, - с даты постановки на учет, то есть с 4 февраля 2013 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика К.Н., поддержавшую жалобу, истца и его представителя М., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Ш.А. обратился в суд с иском к МВД по РТ, отделу МВД по РТ по Бавлинскому району о признании незаконным решения о снятии с учета на получение ЕСВ на приобретение жилья и восстановлении на учете.
В обоснование своих требований истец указал, что решением Центральной жилищной комиссии МВД по РТ от 4 февраля 2013 года он был принят на учет на получение ЕСВ для приобретения и строительства жилого помещения с семьей в составе четырех человек. По договору дарения от 23 мая 2012 года истец приобрел земельный участок с жилым домом, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>. Земельный участок истец предполагал использовать в будущем для строительства жилого дома на средства ЕСВ, находящийся на земельном участке жилой дом не используется в качестве жилого и не имеет таких свойств. Решением жилищной комиссии от 26 декабря 2018 года истец был снят с учета в связи с улучшением жилищных условий. Это решение истец полагал незаконным, так как у него и членов его семьи не имеется в собственности жилья, в доме, находящемся на земельном участке, истец и его семья никогда не проживали в связи с его ветхостью. По мнению истца, ответчики должны были провести комиссионное обследование дома и предоставить достоверные сведения о его состоянии в Центральную жилищную комиссию, однако этого не сделали. Перечисленные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истец и его представитель М. требования поддержали.
Представитель ответчиков С. возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица - Исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан - К.Р. оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Суд иск удовлетворил и постановил решение в приведенной выше формулировке.
Представитель ответчика в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Апеллянт указывает, что на момент принятия оспариваемого истцом решения оно было законным, поскольку истец не представил документы, подтверждающие непригодность для проживания принадлежащего ему жилого дома, с заявлением о создании комиссии для обследования объекта он обратился только в 2021 году, кроме того, на каждого члена семьи истца в 2018 году приходилось по 16,8 кв. м общей площади, то есть больше установленной нормы, равной 15 кв. м, поэтому истец не являлся нуждающимся в жилье.
Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно
статье 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
1. Сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - ЕСВ).
3. ЕСВ предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
6. Порядок и условия предоставления ЕСВ определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 5 Правил предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилья сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - Правила), в целях постановки на учет для получения ЕСВ сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Подпунктом "б" пункта 19 Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
По делу установлено, что решением Центральной жилищной комиссии МВД по РТ от 4 февраля 2013 года истец с семьей из четырех человек был принят на учет на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилья. На момент принятия решения истец проходил службу в органах внутренних дел с 1 сентября 1991 года, имел общий стаж 23 года 04 месяца 05 дней, ЕСВ ранее не предоставлялась. Истец и члены его семьи (супруга и двое детей) были зарегистрированы и проживали в жилом доме, принадлежавшем Ш.О. и расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, - иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, истец и члены его семьи не имели.
Решением Центральной жилищной комиссии МВД по РТ от <дата> истец был снят с учета в связи с улучшением жилищных условий, поскольку комиссией было установлено, что истец является собственником указанного выше жилого дома, который он приобрел по договору дарения от <дата>, при этом обеспеченность семьи Ш.А. общей площадью жилого помещения на одного человека составила более 15 кв. м.
Согласно заключению строительно-технического эксперта N СТЭ-21-2021 от <дата> техническое состояние конструкций принадлежащего истцу жилого дома не обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию помещений, создает угрозу жизни и здоровью находящихся в нем граждан, что также может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов третьих лиц; дальнейшая эксплуатация указанного жилого дома является небезопасной.
Заключением межведомственной комиссии Исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан ... от 10 июня 2021 года жилой дом истца был признан непригодным для постоянного проживания и эксплуатации.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении иска, сослался на приведенные выше обстоятельства.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может, поскольку объективных и допустимых доказательств того, что принадлежащий истцу жилой дом был непригодным для проживания на момент принятия ответчиком оспариваемого решения, в материалы дела не представлено, соответствующий документ истец ответчику не предъявлял, с заявлением о создании межведомственной комиссии для обследования объекта недвижимости истец обратился только в 2021 году, и только в этом году уполномоченным муниципальным органом было принято решение о признании дома непригодным для проживания. Вопреки утверждению истца, именно на нем, а не на ответчике лежала обязанность обратиться с заявлением о создании комиссии. Ответчик в силу предоставленных ему полномочий не обладает правом на обследование жилых помещений для решения вопроса об их пригодности или непригодности для проживания. Кроме того, приняв в дар жилой дом, истец действительно улучшил жилищные условия своей семьи, поскольку на долю каждого ее члена стало приходиться более 15 кв. м общей площади жилого помещения. Судебная коллегия отмечает, что на истце как на собственнике лежала обязанность и по надлежащему содержанию своей собственности с целью не допустить приведения ее в такое состояние, при котором невозможно будет использование объекта по прямому назначению.
С учетом сделанных судебной коллегией выводов решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
определила:
решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 30 июня 2021 года по данному делу отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении иска Ш.А. к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан и отделу Министерства внутренних дел по Республике Татарстан по Бавлинскому району о признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья и о восстановлении на учете отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 декабря 2021 года.