Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.04.2022 N 88А-9437/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 21.09.2021 по делу N 33а-15026/2021
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании незаконном решения уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением было отменено решение о продлении сроков исполнения пунктов предписания.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 21.09.2021 по делу N 33а-15026/2021
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании незаконном решения уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением было отменено решение о продлении сроков исполнения пунктов предписания.
Решение: Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2021 г. по делу N 33а-15026/2021
Судья Киселев А.Н. УИД 16RS0046-01-2021-007099-03
| Дело N 2а-4628/2021 УИД 16RS0046-01-2021-007099-03 |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Сибгатуллиной Л.И.,
судей Нуриахметова И.Ф., Галимова Л.Т.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ханнановым Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Нуриахметова И.Ф. административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭнергоИнвестКапитал" на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 22 июля 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭнергоИнвест Капитал" к Главному управлению Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан, заместителю начальника Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан - начальнику управления надзорной деятельности и профилактической работы, заместителю главного государственного инспектора Республики Татарстан по пожарному надзору <данные изъяты> о признании решения заместителя начальника Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы, заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан по пожарному надзору <данные изъяты> об отмене решения заместителя начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Казани по Вахитовскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан <данные изъяты> о продлении сроков исполнения пунктов предписания незаконным, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоИнвестКапитал" - Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан - Н., возражавшего доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭнергоИнвестКапитал" (далее - ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал") обратилось в суд с административным иском к Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (далее - ГУ МЧС по Республике Татарстан) о признании решения заместителя начальника ГУ МЧС по Республике Татарстан от 22 марта 2021 года незаконным.
В обоснование требований указано, что Отделом надзорной деятельности и профилактической работы города Казани по Вахитовскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Республике Татарстан (далее - ОНД и ПР по Вахитовскому району) в отношении ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" проведена плановая выездная проверка. По результатам проверки ООО "УК "ЭнергоИнвест Капитал" выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 17 февраля 2020 года N 15/1/15.
Решением заместителя начальника ОНД и ПР по Вахитовскому району <данные изъяты> от 16 декабря 2020 года срок исполнения предписания от 17 февраля 2020 года N 15/1/15 был продлен до 10 мая 2021 года.
Решением заместителя начальника ГУ МЧС по Республике Татарстан - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы, заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан по пожарному надзору <данные изъяты> от 22 марта 2021 года решение заместителя начальника ОНД и ПР по Вахитовскому району <данные изъяты> от 16 декабря 2020 года о продлении сроков исполнения пунктов предписания от 17 февраля 2020 года N 15/1/15 было отменено.
ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" не согласилось с решением заместителя начальника ГУ МЧС по Республике Татарстан - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы, заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан по пожарному надзору <данные изъяты> от 22 марта 2021 года.
По мнению административного истца, ГУ МЧС по Республике Татарстан неправомерно отменило решение заместителя начальника ОНД и ПР по Вахитовскому району <данные изъяты> от 16 декабря 2020 года, которым срок исполнения предписания от 17 февраля 2020 года N 15/1/15 был продлен до 10 мая 2021 года.
На основании изложенного, с учетом последующих уточнений исковых требований, ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" просило суд признать незаконным решение заместителя начальника ГУ МЧС по Республике Татарстан - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы, заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан по пожарному надзору <данные изъяты> от 22 марта 2021 года об отмене решения заместителя начальника ОНД и ПР по Вахитовскому району <данные изъяты> от 16 декабря 2020 года о продлении сроков исполнения пунктов предписания от 17 февраля 2020 года N 15/1/15.
22 июля 2021 года Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан принял решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение о признании незаконным решения заместителя начальника Главного управления МЧС России по Республике Татарстан от 22 марта 2021 года по акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица и предписанию об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению угрозы возникновения пожара.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены. Учитывая требования
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения
статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с
частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно
статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу
части 1 статьи 218,
части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке
главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (
части 9 и
11 статьи 226,
статья 62 КАС РФ).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный
закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (
Закон N 294-ФЗ).
Федеральный
закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В
абзаце 2 преамбулы указанного Федерального закона закреплено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОНД и ПР по Вахитовскому району в отношении ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" проведена плановая выездная проверка. По результатам проверки ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 17 февраля 2020 года N 15/1/15.
Решением заместителя начальника ОНД и ПР по Вахитовскому району <данные изъяты> от 16 декабря 2020 года срок исполнения предписания от 17 февраля 2020 года N 15/1/15 был продлен до 10 мая 2021 года.
Решением заместителя начальника ГУ МЧС по Республике Татарстан - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы, заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан по пожарному надзору <данные изъяты> от 22 марта 2021 года решение заместителя начальника ОНД и ПР по Вахитовскому району <данные изъяты> от 16 декабря 2020 года о продлении сроков исполнения пунктов предписания от 17 февраля 2020 года N 15/1/15 было отменено.
В связи с несогласием с вышеуказанным решением заместителя начальника ГУ МЧС по Республике Татарстан - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы, заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан по пожарному надзору <данные изъяты> от 22 марта 2021 года административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением.
Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности оспариваемого решения административного ответчика об отмене решения заместителя начальника ОНД и ПР по Вахитовскому району <данные изъяты> от 16 декабря 2020 года о продлении сроков исполнения пунктов предписания от 17 февраля 2020 года N 15/1/15.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основан на нормах действующего законодательства.
В обосновании доводов апелляционной жалобы, ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" указывает, что действие
Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 438) в настоящее время является действующим и распространяет свое действие на предписания срок исполнения которых истекал в 2020 и 2021 годов. Решение от 16 декабря 2020 года о продлении сроков исполнения предписания было вынесено в 2020 году в пределах срока, установленного
постановлением Правительства Российской Федерации N 438. Данные доводы апелляционной жалобой судебной коллегией отклоняются в силу следующего.
Федеральным
законом от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и
постановлением Правительства Российской Федерации N 438 установлены дополнительные ограничения на проведение в 2020 году плановых мероприятий по контролю в отношении субъектов предпринимательства.
С 1 апреля 2020 года прекращен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства, установленный
части 1 статьи 26.2 Закона N 294-ФЗ. Вместо этого на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых не превышает 200 человек (за исключением политических партий и некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).
Пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации N 438 предусмотрено, что органам государственного контроля (надзора), органам муниципального контроля при поступлении ходатайств об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний в течение 10 рабочих дней после поступления таких ходатайств принимать решения о продлении сроков, за исключением предписаний, указанных в
подпункте "д" пункта 1 настоящего постановления.
Отменяя решение заместителя начальника ОНД и ПР по Вахитовскому району <данные изъяты> от 16 декабря 2020 года о продлении сроков исполнения пунктов предписания от 17 февраля 2020 года N 15/1/15, заместитель начальника ГУ МЧС по Республике Татарстан - начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы, заместитель главного государственного инспектора Республики Татарстан по пожарному надзору <данные изъяты> указал, что
постановление Правительства Российской Федерации N 438 определяет особенности осуществления надзорных мероприятий в 2020 году и на предписания, срок исполнения которых изначально истекал в 2021 году, не распространяется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение о продлении сроков исполнения пунктов предписания противоречит действующему законодательству, в том числе
постановлению Правительства Российской Федерации N 438. Решение от 22 марта 2021 года принято уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных полномочий, по форме и содержанию соответствует требованиям закона, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Учитывая изложенное, оснований для признания незаконным решения заместителя начальника ГУ МЧС по Республике Татарстан - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы, заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан по пожарному надзору <данные изъяты> от 22 марта 2021 года об отмене решения заместителя начальника ОНД и ПР по Вахитовскому району <данные изъяты> от 16 декабря 2020 года о продлении сроков исполнения пунктов предписания от 17 февраля 2020 года N 15/1/15 у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции по существу правильным.
В целом доводы апелляционной жалобы, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Принятое судом решение является законным и обоснованным. Нарушений материального либо процессуального права при рассмотрении настоящего дела также не усматривается.
Обстоятельств влекущих безусловную отмену решения суда судебной коллегией не установлено.
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 22 июля 2021 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭнергоИнвестКапитал" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).
Мотивированное апелляционное определение составлено 4 октября 2021 года.