Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27.04.2023 по делу N 88-4526/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 01.12.2022 N 33-16574/2022 (УИД 16RS0051-01-2021-012293-64)
Категория спора: 1) Социальный наем жилья; 2) Защита прав на жилое помещение.
Требования нанимателя: 1) О признании незаконным требования о выселении из квартиры, признании права пользования квартирой на условиях социального найма, обязании исключить квартиру из состава специализированного жилищного фонда.
Требования уполномоченных органов и лиц: 2) О признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик направил ему требование об освобождении спорного служебного жилого помещения в связи с увольнением. Считает, что спорное требование нарушает его права.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 01.12.2022 N 33-16574/2022 (УИД 16RS0051-01-2021-012293-64)
Категория спора: 1) Социальный наем жилья; 2) Защита прав на жилое помещение.
Требования нанимателя: 1) О признании незаконным требования о выселении из квартиры, признании права пользования квартирой на условиях социального найма, обязании исключить квартиру из состава специализированного жилищного фонда.
Требования уполномоченных органов и лиц: 2) О признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик направил ему требование об освобождении спорного служебного жилого помещения в связи с увольнением. Считает, что спорное требование нарушает его права.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 2022 г. N 33-16574/2022
УИД 16RS0051-01-2021-012293-64
Судья Ахметгараев А.А.
Дело N 2-6087/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Тазиева Н.Д. и Шакировой З.И.,
с участием прокурора Закиева Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хамитовой А.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан на решение Советского районного суда г. Казани от 19 октября 2021 г., которым постановлено:
иск К.Т. к Главному управлению Министерства Российской по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан о признании незаконным требования о выселении из квартиры, признании права пользования квартирой на условиях социального найма, обязании исключить квартиру из состава специализированного жилищного фонда, встречный иск Главного управления Министерства Российской по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан к К.Т., К.Ч., К.Р., К.Ф., К.И. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения К.Т., возражавшего против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Закиева Л.А., полагавшего, что требования о выселении подлежат удовлетворению, судебная коллегия
установила:
К.Т. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан о признании незаконным требования о выселении из служебной квартиры, признании права пользования квартирой на условиях социального найма, возложении обязанности исключить квартиру из состава специализированного жилищного фонда.
В обоснование иска указано, что К.Т. является пенсионером органов МЧС России и состоит на учете нуждающихся жилых помещениях по договору социального найма. <дата>, в период прохождения ФИО3 службы в Управлении, между сторонами был заключен договор найма служебного жилого помещения по адресу <адрес>. <дата> Управление уведомило К.Т. о расторжении договора найма служебного жилого помещения в связи с увольнением из органов МЧС и о необходимости выселения из названного жилого помещения. Истец ссылается на то, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о том, что названная квартира относится к служебному жилому фонду. Указанные обстоятельства, как полагает истец являются основаниями для признания незаконным требования ответчика о выселении из поименованной квартиры, признания за К.Т. права пользования квартирой на условиях договора социального найма, и возложения на ответчика обязанности исключить спорную квартиру из специализированного жилого фонда и заключить с К.Т. договор социального найма названной квартиры.
Главное управление МЧС России по Республике Татарстан обратилось к К.Т., К.Ч., К.Р., К.Ф., К.И. с встречным иском о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении. Встречный иск мотивирован тем, что квартира по адресу <адрес> относится к специализированному жилому фонду МЧС России и предоставлена К.Т. в связи прохождением им службы в Управлении. Полагая, что увольнение К.Т. из органов МЧС России, является основанием для прекращения заключенного с ним договора найма служебного жилого помещения, истец по встречному иску просил признать К.Т. и членов его семьи К.Ч., К.Р., К.Ф. К.И. утратившими право пользования спорной квартирой выселить их без предоставления иного жилого помещения.
Судом принято решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Управление ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении встречного иска. По мнению подателя жалобы, суд ошибочно сослался на Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897 (далее - Типовое положение). Управление полагает, что нормы названного Типового положения, в том числе п. 28 о запрете выселения определенной категории лиц без предоставления иного жилого помещения, не распространяют свое действие на жилые помещения МЧС России.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 11 апреля 2022 г. решение суда оставлено без изменения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 1 сентября 2022 г. апелляционное определение отменено в части отказа в удовлетворении встречного иска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Главное управление МЧС России по Республике Татарстан явку представителя не обеспечило, извещено;
К.Ч., К.Р., К.Ф., К.И. не явились, извещены.
Рассмотрев апелляционную жалобу повторно, судебная коллегия приходит к следующему.
По делу установлено, что 5 октября 2011 г. между К.Т. и Главным управлением МЧС России по Республике Татарстан был заключен договор найма служебного жилого помещения ..., на основании которого К.Т. на время прохождения службы предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>.
Пунктом 4 договора предусмотрено, что совместно с нанимателем в квартиру вселялись члены его семьи К.Ч., К.И., К.Ф., К.Р.
Приказом ...-НС от <дата> К.Т. уволен со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе.
<дата> Управление направило К.Т. требование об освобождении названного служебного жилого помещения в связи с увольнением из органов МЧС России.
В силу положений ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Отказывая в удовлетворении иска К.Т., суд указал на то, что предоставленная ему квартира по адресу: <адрес> отнесена к специализированному жилищному фонду на основании приказа начальника Главного управления МЧС России по Республике Татарстан в соответствии Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, поэтому не может быть предоставлена истцу по договору социального найма.
В части отказа в удовлетворении иска К.Т. решение суда не обжалуется, соответственно не может быть предметом проверки судебной коллегии.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим кодексом основаниям.
Как указано в ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 данной статьи.
В силу ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении иска о выселении К.Т. из служебного жилого помещения, закрепленного за Управлением на праве оперативного управления, суд руководствовался п. 27 и 28 Типового положения, в силу которых сотрудник, имеющий выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Между тем установленный данным положением порядок распоряжения жилыми помещения не распространяет свое действие на жилые помещения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий либо федеральной противопожарной службы.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1 данного закона).
Пунктом 4 ст. 8 указанного федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы,
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, поскольку на К.Т., относящегося к сотрудникам противопожарной службы, распространяются указанные Правила, согласно которым расторжение служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, то применение судом к спорным правоотношениям типового положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> ..., является ошибочным.
Ссылка суда на невозможность выселения ответчиков из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в связи с их нахождением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не имеет правового значения, поскольку спорное жилье является служебным, было предоставлено в пользование К.Т. и членам его семьи для временного проживания в нем на период прохождения им службы, на момент разрешения судом спора К.Т. в служебных отношениях с истцом не состоял.
Кроме того, К.Т. не является пенсионером по старости.
При таких обстоятельствах суду следовало удовлетворить встречный иск.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в обжалуемой части с принятием нового решения в указанной части об удовлетворении встречного иска.
Руководствуясь ст. 199, п. 2 ст. 328, ст. 329, пп. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Казани от 19 октября 2021 г. по данному делу отменить в части отказа в удовлетворении встречного иска Главного управления Министерства Российской по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан и принять новое решение, которым встречный иск удовлетворить.
Признать К.Т., К.Ч., Каримова ФИО14, Каримову ФИО15, Каримова ФИО16 утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> выселить из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 7 декабря 2022 г.