Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 14.11.2013 по делу N 33-4269
Иск об обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности удовлетворен, так как установлен факт нарушения ответчиком норм пожарной безопасности.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 14.11.2013 по делу N 33-4269
Иск об обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности удовлетворен, так как установлен факт нарушения ответчиком норм пожарной безопасности.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2013 г. по делу N 33-4269
Судья: Дашдимиров Д.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Абдуллаева М.К.,
судей Биремовой А.А., Ибрагимовой А.М.,
при секретаре Т.,администрации МО "Карабудахкентский район" - Г. гражданское дело по иску прокурора Карабудахкентского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц, воспитанников и работников муниципального и
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе главы образовательного учреждения к администрации МО "Карабудахкентский район" и муниципальному казенному образовательному учреждению "Какашуринская СОШ N 2" об обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Абдуллаева М.К., судебная коллегия
установила:
Прокурор Карабудахкентского района обратился в суд с исковым заявлением о обязании МКОУ "Какашуринская СОШ N 2" устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте N 97 от 12 августа 2013 г. отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧ России по Республике Дагестан, а в случае недостаточности средств у МКОУ "Параульская СОШ N 1" для их устранения, в порядке субсидиарной ответственности обязать устранить их за счет бюджета МО "Карабудахкентский район" в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Карабудахкентского района по поручению прокуратуры Республики Дагестана проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. Проверкой установлено, что школой нарушается законодательство о пожарной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности в здании школы создает угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении граждан, способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10 июля. 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно ч. 1 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах финансовых средств. Согласно акта проверки от 12 августа 2013 г. отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Республике Дагестан в МКОУ "Какашуринская СОШ N 2" выявлены следующие нарушения противопожарной безопасности:
He проведена проверка сопротивления изоляции осветительной и силовой электросети и контуров заземления (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 57, ПТЭЭП п. 7.1.13).
Дежурные работники не обеспечены индивидуальными спасательными средствами и индивидуальными средствами изолирующего действия и зрения на случай возникновения пожара, хранящиеся непосредственно на рабочих местах обслуживающего персонала (газодымозащитные комплекты ГДЗК-У и.т.п.) (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 129)
Не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 63);
Не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения. ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 21 (п. 36, СНиП 21-01-97* п. 7.1, 7.13).
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ, а не ФЗ-725.
Автоматическая пожарная сигнализация установлена в нарушении законодательства, т.е. установлена организацией, не имеющей лицензии на проведения монтажных работ ФЗ-725 от 22 июля 2008 г. "Технический регламент".
Установленная автоматическая сигнализация находится в неисправном состоянии, п. 34, 98 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 61.
Не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией помещения спортивного зала (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 14 таблица 1 п. 9, СНиП 2.08.02-89 прил. 9 п. 1).
Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) и систем оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в зданиях производится без утвержденной проектно-сметной документации, (ст. 20 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69 "О пожарной безопасности"; п. 1.1 РД 78.145-93).
От систем АПС здания отсутствует источник резервного питания (п. 14 НПБ 88-2001).
Шлейфы пожарной сигнализации в зданиях СОШ выполнены проводами диаметром жил менее чем 0,5 мм, (п. 12.64 НПБ 88-2001)
Приемно-контрольные приборы от систем АПС и СО установленные в коридоре во всех этажах размещены на высоте менее чем 2,2 м, (РД 78.145-93).
Эксплуатация систем АПС и СО в зданиях во всех этажах начаты без проведения комплексной наладки и апробирования, а также без оформления акта рабочей (приемочной) комиссии, назначенной приказом организации - заказчика(п. п. 11.1 - 11.10 РД 78.145-93)
Отсутствует Акт испытания пожарной сигнализации п. 34, 98 ПНР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 61.
Отсутствует Акт испытания обработки чердачного помещения.
Согласно Уставу школы учреждение является юридическим лицом, которое обязано соблюдать законодательство Российской Федерации и иные действующие нормативные акты. В этой связи, обязанность по устранению нарушений пожарной безопасности возлагается на школу.
В связи с тем, что учредителем данной школы является администрация МО "Карабудахкентский район" и финансовое обеспечение осуществляется через районный бюджет, администрация привлечена в качестве ответчика.
Решением Карабудахкентского районного суда от 2 октября 2013 г. постановлено:
"Исковое заявление прокурора Карабудахкентского района удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение "Какашуринская средняя общеобразовательная школа N 2" устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте инспектора отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД П. от 12 августа 2013 г., в случае недостаточности средств у школы для их устранения, обязать администрацию МО "Карабудахкентский район" Республики Дагестан в порядке субсидиарной ответственности устранить их за счет бюджета МО "Карабудахкентский район" в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения "Какашуринская средняя общеобразовательная школа N 2" государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей в бюджет МО "Карабудахкентский район".
В апелляционной жалобе глава администрации МО "Карабудахкентский район" - Г. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Карабудахкентского района.
В обоснование требований жалобы указано, что в бюджет района дотационный и в бюджете на 2014 год не заложены средства на устранение данных нарушений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе главы администрации МО "Карабудахкентский район" - Г.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право, в том числе на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ч. 1 ст. 38 того же Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Судом первой инстанции установлено и стороной ответчиков не оспаривается, что нарушения правил пожарной безопасности, указанные в акте инспектора отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД П. от 12 августа 2013 г. имеют место.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об образовании", содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно Уставу, школа является муниципальным казенным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Учредителем школы является муниципальное образование Карабудахкентский район. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Карабудахкентского муниципального района. Школа является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. Школа как юридическое лицо, вправе иметь расчетные и другие счета в органах казначейства и вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. п. 2.1 - 2.5).
Согласно пункту 2.7 Устава финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета МО "Карабудахкентский район" и на основании бюджетной сметы.
Школа отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам школы несет собственник имущества (п. 2.6. Устава).
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Руководствуясь вышеназванными нормами суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что школа обязана устранить нарушения в области пожарной безопасности в здании школы в пределах доведенных школе лимитов бюджетных обязательств, а в случае недостаточности денежных средств у школы, собственник имущества школы - муниципальный район в лице администрации МО "Карабудахкентский район", являющегося исполнительно-распорядительным органом муниципального района в порядке субсидиарной ответственности должен профинансировать выполнение работ по их устранению и принял законное и обоснованное решение об удовлетворении иска прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности средств в бюджете МО "Карабудахкентский район" на устранение выявленных нарушений норм противопожарной безопасности не могут служить основанием к отмене правильного решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Карабудахкентского районного суда от 2 октября 2013 г. без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО "Карабудахкентский район" Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
М.К.АБДУЛЛАЕВ
Судьи
А.А.БИРЕМОВА
А.М.ИБРАГИМОВА