Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 03.03.2015 по делу N 33-777/2015
Требование: Об обязании создать условия для забора в любое время года воды для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения.
Обстоятельства: Органом местного самоуправления не исполнена указанная обязанность.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 03.03.2015 по делу N 33-777/2015
Требование: Об обязании создать условия для забора в любое время года воды для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения.
Обстоятельства: Органом местного самоуправления не исполнена указанная обязанность.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. по делу N 33-777/2015
судья Хайбулаев М.Р.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Джарулаева А.К.,
судей - Хираева Ш.М., Ашурова А.И.
при секретаре - А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. апелляционную жалобу администрации муниципального образования "село Цекоб" Республики Дагестан (далее администрации МО "село Цекоб") на решение судьи Шамильского районного суда Республики Дагестан от 17 ноября 2014 года по делу по заявлению прокурора Шамильского района Республики Дагестан о возложении обязанности на МО "село Цекоб" Шамильского районного суда Республики Дагестан создать условия для забора в любое время года воды для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения и на прилегающих к ним территориях, в том числе путем оборудования наружных водопроводов хозяйственно-бытового назначения пожарными гидрантами,
установила:
Прокурор Шамильского района, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ, обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать МО "село Цекоб", Шамильского района Республики Дагестан создать условия для забора в любое время года воды для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения и на прилегающих к ним территориях, в том числе путем оборудования наружных водопроводов хозяйственно-бытового назначения пожарными гидрантами.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района по обращению начальника пожарной части N 43 проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в сельских поселениях Шамильского района.
В результате проверки установлено, что на территории МО "село Цекоб" Шамильского района и на прилегающих территориях имеются естественные водоемы, а также наружные водопроводы хозяйственно-бытового назначения, однако администрацией МО "село Цекоб" не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения, наружные водопроводы хозяйственно-бытового назначения пожарными гидрантами не оборудованы.
Несоблюдение органом местного самоуправления правил пожарной безопасности в сельском поселении нарушает права неопределенного круга лиц (жителей сельского поселения и лиц, временно пребывающих в населенном пункте) на безопасность жизни и здоровья.
Решением судьи Шамильского районного суда Республики Дагестан от 17 ноября 2014 года постановлено: "Удовлетворить исковые требования прокурора Шамильского района к администрации МО "село Цекоб" Шамильского района РД.
Обязать администрацию муниципального образования "село Цекоб" Шамильского района создать условия для забора в любое время года воды для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения и на прилегающих к ним территориях, в том числе путем оборудования наружных водопроводов хозяйственно-бытового назначения пожарными гидрантами и созданием условий для забора воды из наружных источников водоснабжения".
На указанное решение суда администрацией МО "село Цекоб" подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявления прокурора Шамильского района, указывая на то, что в бюджете МО "село Цекоб" Шамильского района на 2014 год не заложено достаточных средств по обеспечению мер пожарной безопасности в границах населенного пункта в объемах, указанных прокурором в своем исковом заявлении. У администрации МО "село Цекоб" нет на балансе пожарных гидрантов и нет возможности самостоятельно за счет средств муниципального образования оборудовать ими наружные водопроводы, так как это приведет к существенным финансовым затратам.
На апелляционную жалобу помощником прокурора Шамильского района поданы возражения, в которых он выражает свое несогласие с доводами апелляционной жалобы, указывая на то, что вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относятся к вопросам местного значения сельских поселений. Исполнение органом местного самоуправления обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от достаточности бюджетного финансирования.
В суд апелляционной инстанции представитель МО "село Цекоб" Шамильского района РД не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен.
В силу указанного дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Алиевой Ф.Д., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда согласно статье 327.1 ГПК РФ по доводам жалобы, приходит к следующему.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Данный вывод основан на материалах дела, соответствует требованиям закона и оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 этого Закона.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В соответствии со ст. 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (ч. 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. 3).
Согласно п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В ходе проверки установлено, что на территории МО "село Цекоб" Шамильского района и на прилегающих территориях имеются естественные водоемы. На территории поселения имеются естественные водоемы и наружные водопроводы хозяйственно-бытового назначения.
Между тем, администрацией МО "село Цекоб" не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения. Наружные водопроводы хозяйственно-бытового назначения пожарными гидрантами не оборудованы.
При таких обстоятельствах, районный суд пришел к правильному выводу, что несоблюдение органом местного самоуправления правил пожарной безопасности в сельском поселении нарушает права неопределенного круга лиц (жителей сельского поселения и лиц, временно пребывающих в населенном пункте) на безопасность жизни и здоровья.
С учетом этого оснований для отказа прокурору в иске у суда не имелось.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у муниципального образования достаточных денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора, поскольку такая обязанность на орган местного управления возложена законом.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.
Кроме того, ст. 65 Бюджетного кодекса РФ установлено, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 10 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона и правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от 17 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "село Цекоб" Шамильского района Республики Дагестан - без удовлетворения.