Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.10.2023 N 88А-24154/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 14.06.2023 по делу N 33а-2500/2023 (УИД 21RS0023-01-2022-001595-68)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании недействующим решения о предоставлении разрешения.
Обстоятельства: Административный истец указал, что является собственником земельного участка. На смежном земельном участке выстроен объект незавершенного строительства, который находится в заброшенном состоянии. Общая граница каким-либо ограждением не разграничена. На основании обращения третьих лиц постановлением органа местного самоуправления предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения отступа от границ земельного участка.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 14.06.2023 по делу N 33а-2500/2023 (УИД 21RS0023-01-2022-001595-68)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании недействующим решения о предоставлении разрешения.
Обстоятельства: Административный истец указал, что является собственником земельного участка. На смежном земельном участке выстроен объект незавершенного строительства, который находится в заброшенном состоянии. Общая граница каким-либо ограждением не разграничена. На основании обращения третьих лиц постановлением органа местного самоуправления предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения отступа от границ земельного участка.
Решение: Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июня 2023 г. по делу N 33а-2500/2023
Докладчик Кудряшова Р.Г. УИД 21RS0023-01-2022-001595-68
Судья Заливина Н.В.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Кудряшовой Р.Г., Петрухиной О.А.,
при секретаре судебного заседания С.Н.,
с участием:
представителя административного истца Л.М.Д. - Патоки Е.В.,
представителя административного ответчика администрации города Чебоксары Т.,
представителя заинтересованного лица ООО "Плюс" А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Л.М.Д. к администрации города Чебоксары о признании недействующим в части постановления от 20.10.2018 N 2034, поступившее по апелляционным жалобам администрации города Чебоксары, ООО "Плюс" на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Кудряшовой Р.Г., судебная коллегия
установила:
Л.М.Л. обратилась в суд с административным иском к администрации города Чебоксары, в котором в окончательном варианте просила:
признать недействующим пункт 13 Постановления администрации города Чебоксары от 20.10.2018 N 2034, которым ООО "Плюс" и ООО "Резерв-Н" предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства - производственного здания, в границах земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с северной стороны с 3 м до 0 м, с южной стороны с 3 м до 0 м, с западной стороны с 3 м до 0,5 м.
Заявленные требования мотивированы тем, что она (Л.М.Л.) является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., на основании договора купли-продажи от 24.05.2021, заключенного с ... На смежном, примыкающем к ее участку, земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: ..., выстроен незавершенный строительством капитальный объект (стадия возведения - первый этаж) ориентировочной площадью застройки 200 кв. м непосредственно на смежной границе с западной стороны с ее земельным участком при минимально допустимом отступе 3 м. В настоящее время, на вышеуказанном соседнем земельном участке самовольная постройка находится в заброшенном состоянии, без разрешительных документов, строительство не ведется с 2015 года. Общая граница каким-либо ограждением не разграничена, так как объект возведен практически на границе. 11.11.2021 она обратилась в прокуратуру Чувашской Республики с заявлением об осуществлении муниципального контроля за соблюдением земельного законодательства и проверке на соответствие требованиям, установленным Правилами землепользования и застройки на территории Чебоксарского городского округа с применением мер по выявлению самовольной постройки на вышеуказанном земельном участке. 15.12.2021 в ее адрес поступил ответ N 1507ж-21 от 07.12.2021 из прокуратуры Чувашской Республики, из которого ей стало известно, что на основании обращения ООО "Плюс" и ООО "Резерв-Н",
постановлением администрации города Чебоксары от 20.10.2018 N 2034 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в границах земельного участка с кадастровым номером ... в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с северной стороны с 3 м до 0 м, с южной стороны с 3 м до 0 м, с западной стороны с 3 м до 0,5 м. Основанием для вынесения постановления послужил протокол N 10 от 19.10.2018 и заключение о результатах публичных слушаний по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и отклонение от предельных параметров разрешенного строительства 19.10.2018, рекомендации Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки администрации города Чебоксары от 19.10.2018. Ознакомившись с указанным
постановлением, ей стало известно, что пунктом 13 Постановления ООО "Плюс" и ООО "Резерв-Н" предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства - производственного здания, в границах земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ..., в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с северной стороны с 3 м до 0 м, с южной стороны с 3 м до 0 м, с западной стороны с 3 м до 0,5 м. Указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку принято в отношении объекта самовольного строительства, что не предусмотрено Градостроительным
кодексом РФ, выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должна предшествовать самому строительству. Кроме того, несоблюдение отступа от границы с соседним участком является грубым нарушением норм градостроительной деятельности и норм противопожарной безопасности. Так, в связи с возведением самовольной постройки заблокирован выезд с ее земельного участка, нарушены требования пожарной безопасности, установленные Федеральным
законом от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Федерального
закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Также постановление принято без соблюдения предусмотренной процедуры, предыдущий собственник земельного участка ... не была надлежаще уведомлена о проведении публичных слушаний, административным ответчиком разрешение выдано лицам, которые в соответствии с
ч. 1 ст. 40 ГрК РФ не имели право обращаться с заявлением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, так как земельный участок не является неблагоприятным для застройки, градостроительным регламентом минимальный размер земельного участка не установлен. Из протокола публичных слушаний
(п. 14) следует, что жители возражали о пересмотре предложенного проекта размещения здания, однако комиссия не рассмотрела вопрос о наличии или отсутствии противопожарных разрывов и не учла их отсутствие в представленном проекте размещения объекта, в связи с чем, оспариваемое постановление принято в нарушение
ч. 2 ст. 40 ГрК РФ.
В судебном заседании представитель истца Л.М.Д. - П. исковые требования поддержала, представитель административного ответчика Т. заявленные требования не признала по изложенным в письменных отзывах основаниям, представители заинтересованного лица ООО "Плюс" С.А. и А. просили отказать в удовлетворении иска со ссылкой на то, что административным истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права, заявив также о пропуске срока на обращение в суд с заявленными требованиями.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 февраля 2023 года постановлено признать незаконным в части пункт 13 Постановления администрации города Чебоксары от 20.10.2018 N 2034 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства".
Не согласившись с данным решением, администрация города Чебоксары подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене судебного решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований, указывая на незаконность и необоснованность выводов суда. Оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством (на момент подписания), в пределах полномочий главы администрации города Чебоксары и порядка его принятия и введения в действие. Постановление N 2034 не нарушает права и законные интересы административного истца, так как фактически исходя из содержания административного искового заявления Л.М.Д. не согласна с осуществлением строительства первого этажа нежилого здания, выполненного на земельном участке с кадастровым номером N ..., возведенного ООО "Плюс" и ООО "Резерв-Н". Доводы истца о нарушении пожарных норм могут быть предметом рассмотрения при оспаривании разрешения на строительство, которое не является предметом рассмотрения в настоящем деле.
В апелляционной жалобе ООО "Плюс" также просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам административного дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации города Чебоксары Т., представитель ООО "Плюс" А. поддержали доводы своих апелляционных жалоб, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просили суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца П. полагала обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционные жалобы, просила оставить его без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно.
В соответствии со
ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно
ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании
статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правовая процедура по согласованию отклонений от предельных параметров разрешенного строительства с соответствующими органами местного самоуправления регламентирована
статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно вышеуказанной норме правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном
статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений
статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Статьей 23 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики определено, что представительным органом города Чебоксары является Чебоксарское городское собрание депутатов.
Решением Чебоксарского городского собрания депутатов от 03.03.2016 N 187 утверждены Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа.
Постановлением администрации города Чебоксары от 29.04.2014 N 1513 в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, утвержден состав и положение о Комиссии по подготовке проекта правил земелепользования и застройки администрации города Чебоксары.
Постановлением администрации города Чебоксары от 13.03.2015 N 1086 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства".
Кроме того, постановлением администрации города Чебоксары от 17.09.2015 N 3021 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства".
Как следует из материалов дела, Л.М.Д. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 400 (+/-4) кв. м, расположенный по адресу: ..., с видом разрешенного использования "занимаемый производственными и хозяйственными постройками для нужд уставной деятельности", право собственности оформлено 28.05.2021 (л.д. 110-114 т. 1).
С указанным земельным участком граничит земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 1158 (+/-12) кв. м, расположенный по адресу: ..., с видом разрешенного использования "занимаемый производственными и хозяйственными постройками для нужд уставной деятельности", право общей долевой собственности оформлено 04.07.2018 за ООО "Плюс" (50/193 доли) и ООО "Резерв-Н" (143/193 доли) (л.д. 103-109 т. 1).
26.09.2018 собственники земельного участка с кадастровым номером ... ООО "Плюс" и ООО "Резерв-Н" обратились в администрацию города Чебоксары с заявлениями о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства - производственного здания, в границах принадлежащего им земельного участка, расположенного по адресу: ..., в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с северной стороны с 3 м до 0 м, с южной стороны с 3 м до 0 м, с западной стороны с 3 м до 0,5 м. Информация об объекте указана - двухэтажное производственное здание площадью 529,8 кв. м, площадь застройки на земельном участке занимает 56,2%, отступы не представляют опасности для проезда транспорта. К заявлениям прилагались, кроме удостоверяющих личность и полномочия документов, а также правоустанавливающих документов на земельный участок - градостроительный план и проект на строительство здания (л.д. 230-232, 235-248 т. 2).
В соответствии с постановлением главы города Чебоксары от 09.10.2018 N 257 "О проведении публичных слушаний по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" 19.10.2018 были проведены публичные слушания, в том числе по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства - производственного здания, в границах земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с северной стороны с 3 м до 0 м, с южной стороны с 3 м до 0 м, с западной стороны с 3 м до 0,5 м (пункт 14) (л.д. 16-17 т. 2).
В ходе проведенных публичных слушаний комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки администрации города Чебоксары рекомендовала главе принять решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства - производственного здания, в границах земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с северной стороны с 3 м до 0 м, с южной стороны с 3 м до 0 м, с западной стороны с 3 м до 0,5 м (пункт 13).
Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в печатном издании "Чебоксарские новости" N 111 от 11.10.2018.
20.10.2018 администрацией города Чебоксары вынесено постановление N 2034 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства", которым предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства - производственного здания, в границах земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с северной стороны с 3 м до 0 м, с южной стороны с 3 м до 0 м, с западной стороны с 3 м до 0,5 м (пункт 13) (л.д. 18-36 т. 2).
Судом установлено, что предусмотренная законом процедура проведения публичных слушаний соблюдена в полной мере.
При этом, удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным оспариваемое решение, суд исходил из того, что у администрации отсутствовали правовые основания для принятия постановления в оспариваемой части, поскольку предусмотренных
частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации оснований для выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства - производственного здания, подтвержденных документальными доказательствами, заявителем при обращении за его получением не представлено и в ходе судебного разбирательства не установлено. Также суд пришел к выводу о том, что срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется.
В силу требований ст. 40 Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанными АО "..." в 2015 году, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 03.03.2016 N 187 (ред. от 15.05.2018, с изм. от 14.08.2018), минимальные отступы зданий, строений, сооружений от границ земельных участков, от красных линий улиц, красных линий проездов для объектов жилищного строительства, учреждений и предприятий обслуживания установлены в размере 3-х метров.
Заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, подается в порядке, предусмотренном пунктом 2.6 Регламента. Перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, установлен пунктом 2.6 Регламента.
При этом, в соответствии с
пунктом 2.6.1 Регламента, в соответствии с Федеральным
законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при предоставлении муниципальной услуги, не вправе требовать от заявителя:
- правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства, располагающиеся на земельном участке на момент обращения (при наличии таковых на земельном участке);
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка (при наличии);
- кадастровый паспорт земельного участка (либо выписка из государственного кадастра недвижимости);
Исключение составляют документы, предусмотренные п. п. 1, 2 настоящего пункта, права на которые не зарегистрированы в ЕГРП. В данном случае такие документы заявитель обязан предоставить самостоятельно.
В соответствии с п. 3.1.2 Регламента, в случае не предоставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 Административного регламента, специалист отдела архитектуры и градостроительства в течение 2 дней со дня их поступления в администрацию города Чебоксары подготавливает и направляет запрос в рамках межведомственного взаимодействия в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные указанным органам организации, в распоряжении которых находятся такие документы.
В соответствии с
ч. 11.1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ (в ред. от 03.08.2018 г.) со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в
части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в
части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Судом установлено, что заявителями ООО "Резерв-Н" и ООО "Плюс" при подаче заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства - производственного здания, были приложены градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ... и проектная документация производственного здания, согласно которым земельный участок имеет площадь 1158 кв. м, площадь застройки производственного здания будет составлять 56,2%. То есть на чертеже градостроительного плана, производственное здание размещено с соблюдением установленного трехметрового отступа от границ земельного участка.
При этом, Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанными АО "..." в 2015 году, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 03.03.2016 N 187 (ред. от 15.05.2018, с изм. от 14.08.2018) в градостроительном регламенте зоны П-1, где находится вышеуказанный земельный участок, при размещении строений для производственной деятельности процент застройки установлен не более 75% (ст. 50 Правил), то есть проектное решение указанный размер не превышало (л.д. 242-248 т. 2, л.д. 66-71 т. 3).
Вместе с тем, в тексте заявлений от 26.09.2018 ООО "Резерв-Н" и ООО "Плюс" не указано на наличие каких-либо характеристик земельного участка, неблагоприятных для застройки, либо указание на то, что размер ее земельного участка меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.
Из материалов проверки N 135ж-2018, проведенной Прокуратурой Чувашской Республики по заявлению ... от 18.01.2018, направленного последней в том числе в адрес администрации г. Чебоксары, Управлением муниципального контроля администрации г. Чебоксары 30.01.2018 был произведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами ... (в настоящее время объединены в земельный участок с кадастровым номером ...), по результатам которого установлен факт осуществления строительства первого этажа нежилого здания, выполненного из керамзитобетонных блоков, облицованного кирпичной кладкой (л.д. 76-77 т. 3).
Вместе с тем, из составленного по заказу ООО "Плюс" Управлением архитектуры и градостроительства градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ..., в разделе "информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства" указано о том, что объекты капитального строительства отсутствуют (л.д. 242-243 т. 2).
Заочным решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25.06.2018 установлено, что строительство 2-этажного нежилого здания по адресу: ..., осуществлялось в отсутствие разрешения на строительство, в связи с чем, судом удовлетворены требования прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц и ООО "Плюс" запрещено строительство вышеуказанного нежилого здания до получения в установленном порядке разрешения администрации г. Чебоксары на строительство. Администрация города Чебоксары была привлечена по делу в качестве третьего лица (л.д. 101-102 т. 1).
Из дела также видно, что разрешение на строительство производственного здания в границах земельного участка с кадастровым номером ... по настоящее время ООО "Резерв-Н" и ООО "Плюс" не выдано (л.д. 157-164, 195-197 т. 1).
С учетом приведенных обстоятельств судом обоснованно отмечено, что административным ответчиком фактически не изучены обстоятельства, при которых заинтересованное лицо обратилось за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства - производственного здания; как в заключении по итогам публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, так и в оспариваемом постановлении от 20.10.2018 N 2034 не отражены предусмотренные
пунктом 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания, по которым разрешено отклонение от предельных параметров; суду не были представлены доказательства того, что размеры земельного участка с кадастровым номером ... меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные неблагоприятные для застройки характеристики не позволяют осуществить строительство или реконструкцию.
Кроме того, при принятии решения судом первой инстанции правильно учтено, что преодоление установленных законом ограничений путем получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, возможно в силу приведенной выше нормы права только при соблюдении требований технических регламентов.
Из материалов дела следует, что истец, поддерживая заявленные требования, привел доводы о том, что при принятии оспариваемого решения органом местного самоуправления не были учтены требования пожарной безопасности.
К числу требований пожарной безопасности
статья 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" относит требование о нераспространении пожара на соседние здания, сооружения путем соблюдения противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями.
В соответствии с
пунктом 6.1.2 СП 4.13130.2013 расстояния между зданиями и сооружениями на территории производственных объектов в зависимости от степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности и категории по взрывопожарной и пожарной опасности принимаются не менее указанных в
таблице 3. То есть в
табл. 3 СП 4.13130.2013 предусмотрены значения расстояний между зданиями в зависимости от степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности и категории по взрывопожарной и пожарной опасности зданий.
Административным истцом представлены сообщения АО "..." от 06.10.2022, 25.10.2022 и 26.01.2023, техническое заключение N 28-2022/3-33 от 21.10.2022 ФГБУ ... из которых следует, что с учетом огнестойкости, а также классов конструктивной пожарной опасности имеющихся объектов незавершенного строительства: на земельном участке с кадастровым номером ... (металлический ангар - степень огнестойкости - 2, класс конструктивной пожарной опасности - С1); на земельном участке с кадастровым номером ... (здание - степень огнестойкости - 5, класс конструктивной пожарной опасности - С3 - максимальные, поскольку степень огнестойкости и класс пожарной безопасности по представленным материалам установить не представилось возможным), противопожарные расстояния должны составлять не менее 12 м, то есть 63% всего земельного участка с кадастровым номером ..., принадлежащего истцу (л.д. 165-172 т. 3, л.д. 199-203 т. 2).
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что заявителями при обращении с заявлениями о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, представлены документы, подтверждающие соблюдение всех технических регламентов в соответствии с требованиями
части 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом в ходе судебного заседания по делу, представитель административного ответчика пояснял суду, что соблюдение требований технических регламентов не рассматривалось.
Довод подателя апелляционной жалобы ООО "Плюс" о неверном применении судом первой инстанции вышеуказанного
Свода правил СП 4.13130.2013 к разрешению рассматриваемого вопроса расценивается судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Рассмотрение вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не может быть формальным. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа в силу
пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Судебная коллегия отмечает, что любое испрашиваемое отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должно быть обосновано определенными градостроительными и земельными нормами, а равно реальными условиями ведения строительно-монтажных работ в границах используемого земельного участка.
Ссылка жалобы о том, что пункт 13 оспариваемого постановления администрации не нарушает права истца, отклоняется апелляционным судом с учетом вышеизложенного.
В части довода административного ответчика о том, что постановление от 20.10.2018 принято по результатам публичных слушаний, апелляционный суд отмечает, что из системного анализа положений
статьи 40 ГрК РФ следует, что заключение о результатах публичных слушаний и рекомендации соответствующей комиссии носят рекомендательный характер. Однако итоговое решение по данному вопросу принимается органом местного самоуправления, и такое решение может не совпадать ни с результатами публичных слушаний, ни с рекомендациями комиссии.
Соответственно принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не может основываться только на положительном заключении публичных слушаний и рекомендациях комиссии.
В настоящее время заинтересованные лица не лишены возможности повторного обращения за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Доводы апелляционных жалоб административного истца и заинтересованного лица об отсутствии у административного истца права на оспаривание указанного разрешения на отклонение от предельных параметров, о пропуске административным истцом процессуального срока на обращение в суд, являются повторением позиции, ранее заявленной в суде первой инстанции, оценены судом первой инстанции и правильно отклонены, как безосновательные.
Надзор прокуратуры действует постоянно и непрерывно, однако факт допущенных нарушений может быть выявлен только в результате проверки. О нарушении требований градостроительного законодательства заявителю стало известно 15.12.2022 после получения ответа из прокуратуры. С настоящим административным иском Л.М.Л. обратилась 15.03.2022. Учитывая изложенное, не имеется оснований для применения
части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к заявленным требованиям.
Поскольку предусмотренные
частью 2 статьи 227 КАС РФ обстоятельства, необходимые для удовлетворения административного иска о признании незаконным оспариваемого разрешения администрации, нашли свое подтверждение, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
В целом доводы апелляционных жалоб повторяют позиции администрации города и ООО "Плюс", изложенные в суде первой инстанции, были предметом исследования суда и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении.
Данные доводы выводов суда не опровергают, о нарушении судом правовых норм действующего законодательства не свидетельствуют и фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой не имеется.
Судебная коллегия полагает, что по существу заявленных требований суд принял законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь
ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Чебоксары, ООО "Плюс" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с
гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.Н.ЕВЛОГИЕВА
Судьи
Р.Г.КУДРЯШОВА
О.А.ПЕТРУХИНА