Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2023 N 88-11023/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 16.01.2023 N 33-211/2023
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании нуждающимся в жилом помещении; 2) О признании недействительным решения об отказе в признании нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Правовых оснований для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у ответчика не имелось, поскольку истец не совершил действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 16.01.2023 N 33-211/2023
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании нуждающимся в жилом помещении; 2) О признании недействительным решения об отказе в признании нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Правовых оснований для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у ответчика не имелось, поскольку истец не совершил действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2023 г. N 33-211/2023
Докладчик: Ярадаев А.В. УИД 21RS0025-01-2022-000081-42
Судья: Яковлев А.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Ярадаева А.В.,
судей Арслановой Е.А., Спиридонова А.Е.,
при секретаре судебного заседания В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело N 2-2502/2022 по иску С.Т. к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным решения комиссии, признании нуждающейся в получении единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии на решение Московского районного суда г. Чебоксары от 5 октября 2022 года, которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В., объяснения представителя Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии - Р., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя С.Т. - Т., возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Здесь и далее по тексту документа, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ. | |
С.Т. обратилась в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов (далее также - ФССП России), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии (далее также - УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии), в окончательном варианте просила признать незаконным решение комиссии центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от 15 сентября 2021 года N 4, в части отказа ей, С.Т., - ... (стаж службы (выслуга лет) 15 лет 3 месяца, состав семьи 4 человека), в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения; признать ее, С.Т., нуждающейся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по
пункту 2 части 3 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; обязать ФССП России поставить ее, С.Т., на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения по
пункту 2 части 3 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 15 сентября 2021 года; взыскать солидарно с ФССП России, УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии в пользу С.Т. компенсацию морального вреда в сумме 100 рублей, а также просила возложить на ответчиков судебные расходы.
Требования С.Т. мотивированы следующими обстоятельствами.
С.Т. проходит службу в Управлении Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии в должности.... 11 ноября 2020 года С.Т., руководствуясь
статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обратилась в территориальную комиссию УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии с заявлением о постановке ее с составом семьи из четырех человек: она, ее супруг, сын, ... года рождения, и дочь, ... года рождения, на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения. На дату обращения в комиссию для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения общий стаж службы С.Т. превысил 10 лет.
15 сентября 2021 года решением комиссии центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 4 С.Т. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
С.Т. полагает, что решение в этой части является незаконным, поскольку отчуждение квартиры площадью 33,6 кв. м в целях приобретения квартиры площадью 51,2 кв. м является улучшением жилищных условий С.Т. и членов ее семьи, влекущим уменьшение размера единовременной социальной выплаты.
С.Т. и все члены ее семьи зарегистрированы и проживают в квартире общей площадью 51,2 кв. м по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., д. ..., кв. ..., принадлежащей им на основании договора купли-продажи квартиры с элементами брачного договора от 21 октября 2019 года на праве общей долевой собственности, а именно: С.Т. и ее супругу по 5/12 доли, детям по 1/12 доли. Названная квартира была приобретена, в том числе за счет средств, вырученных от реализации ранее принадлежащей истцу и членам ее семьи на праве общей долевой собственности квартиры, общей площадью 33,6 кв. м, расположенной по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., д. ..., кв. .... Доли в праве общей долевой собственности на квартиру детям были выделены в соответствии с обязательством от 25 января 2016 года о выделении долей детям в связи с принятием решения о направлении причитающихся по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии ... на погашение долга по кредитному договору.
Таким образом, выдел доли в жилом помещении общей площадью 33,6 кв. м детям и продажа названной квартиры по договору от 21 октября 2019 года с последующим приобретением на вырученные денежные средства жилого помещения общей площадью 51,2 кв. м нельзя расценивать как намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.
По делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФССП России, УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии просят отменить указанное решение суда, которое считают незаконным и необоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции были извещены в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Истец С.Т., представитель третьего лица - администрации Московского района г. Чебоксары в лице отдела охраны детства, осуществляющего функции органа опеки и попечительства, третье лицо С.В. в судебное заседание суда апелляционный инстанции не явились.
Согласно
части 3 статьи 167,
части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, на основании
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) установлено, что названный Федеральный
закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункты 1,
2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее также - Правила).
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (
пункт 5 Правил).
В соответствии с
пунктом 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Согласно
пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ установлено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
пункт 12 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, С.Т. проходит службу в Управлении Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии в должности ....
По состоянию на 15 сентября 2021 года выслуга лет С.Т. составила 15 лет 3 месяца.
11 ноября 2020 года С.Т. обратилась в территориальную комиссию УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии с заявлением о постановке ее с составом семьи из четырех человек: она, ее супруг, сын, ... года рождения, и дочь, ... года рождения, на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения.
Учетное дело С.Т. было направлено в комиссию центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для рассмотрения вопроса о постановке на учет.
С.Т. и члены ее семьи: супруг, сын, ... года рождения, и дочь, ... года рождения, зарегистрированы и проживают в квартире общей площадью 51,2 кв. м по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., д. ..., кв. ..., находящейся в общей долевой собственности С.Т. и ее супруга С.В. (по 5/12 доли в праве), их детей .... и .... (по 1/12 доли в праве).
Обеспеченность на одного члена семьи С.Т. определяется по формуле 51,2 / 4 = 12,8 кв. м, что меньше установленной учетной нормы 15 кв. м.
Указанная квартира приобретена на основании договора купли-продажи квартиры с элементами брачного договора от 21 октября 2019 года, в том числе за счет средств, вырученных от реализации ранее принадлежащей С.Т. и ее супругу С.В. (по 1/2 доли в праве), квартиры, общей площадью 33,6 кв. м, расположенной по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. ..., д. ..., кв. ....
Доли несовершеннолетним детям истца в данной квартире были выделены на основании соглашения от 20 сентября 2019 года в соответствии с обязательством от 25 января 2016 года о выделении долей детям в связи с принятием решения о направлении причитающихся по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии ... на погашение долга по кредитному договору.
Решением комиссии центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 15 сентября 2021 года N 4 С.Т. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования С.Т. о признании незаконным решения комиссии, признании нуждающейся в получении единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты, суд правомерно руководствовался положениями
статей 15,
51 Жилищного кодекса Российской Федерации,
статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
пункта 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, и обоснованно исходил из того, что правовых оснований для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у комиссии центрального аппарата ФССП России не имелось, поскольку С.Т. не совершила действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Руководствуясь положениями
статей 151,
1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отказе истцу во взыскании в солидарном порядке с ответчиков компенсации морального вреда, поскольку применительно к спорным правоотношениям возмещение морального вреда законом не предусмотрено.
В силу
статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ФССП России в пользу истца С.Т. также взысканы расходы по уплате госпошлины.
Судебная коллегия находит правильными указанные выводы суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и имеющимся в деле доказательствам, получившим правовую оценку согласно требованиями
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы ответчиков о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении судом норм материального права, мотивированные тем, что отчуждение С.Т. квартиры, общей площадью 33,6 кв. м, расположенной по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. ..., д. ..., кв. ..., свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку данные доводы повторяют позицию ответчиков, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которая уже получила надлежащую правовую оценку суда.
Судебная коллегия не может согласиться также и с доводами апелляционной жалобы о том, что удовлетворение судом в обход установленного порядка вне компетенции уполномоченного органа требования С.Т. в части возложения на ответчика обязанности поставить ее, С.Т., на учет в качестве нуждающейся в получении единовременной социальной выплаты, нормами жилищного законодательства и законодательства, на основании которого предоставляются социальные гарантии сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, не предусмотрено, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
На неправильность обжалуемого решения не указывает и иные доводы апелляционной жалобы, аргументирующие правовую позицию ответчиков и сводящиеся к несогласию с выводами суда.
Нарушений норм процессуального права, указанных в
части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием к отмене решения суда в апелляционном порядке независимо от доводов апелляционной жалобы, из дела не усматривается.
Руководствуясь изложенным и
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г. Чебоксары от 5 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.