Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 03.11.2023 N 88а-23214/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 31.05.2023 по делу N 33а-2101/2023 (УИД 21RS0025-01-2022-003182-51)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Установлен факт нарушения условий содержания осужденных в части несоблюдения требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 31.05.2023 по делу N 33а-2101/2023 (УИД 21RS0025-01-2022-003182-51)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Установлен факт нарушения условий содержания осужденных в части несоблюдения требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 мая 2023 г. по делу N 33а-2101/2023
Докладчик Лушникова Е.В.
Судья Михайлова А.Л.
Дело N 2а-244/2023
УИД 21RS0025-01-2022-003182-51
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Лушниковой Е.В., Петрухиной О.А.,
при секретаре судебного заседания А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску заместителя Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии, Федеральной службе исполнения наказаний об возложении обязанности устранить нарушения, поступившее по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, ФСИН России Р. и представителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии К. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лушниковой Е.В., судебная коллегия
установила:
Чебоксарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики обратился в суд с административным иском, с учетом последующих уточнений, к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-6, выразившегося в непринятии мер по выполнению установленных требований пожарной безопасности, обеспечивающих охрану здоровья граждан; о возложении обязанности на ФКУ ИК-6 в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу:
- провести испытания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечить хранение технической документации на систему противопожарной защиты объектов, расположенных на территории исправительного учреждения, а именно:
а) двухэтажного кирпичного здания (литера М, инв. N 21-258:5/12789:17, ул. Большая, д. N 50/20); двухэтажного кирпичного здания (литера Н, инв. N 21-258:6/12789:18, ул. Большая, д. N 50/21); трехэтажного кирпичного здания (литера Р, инв. N 21-258:8, ул. Большая, д. N 50/23), предназначенных для проживания осужденных;
б) двухэтажного кирпичного здания - клуб (литера Т, инв. N 21-258:13, ул. Большая, д. N 50/9);
в) двухэтажного кирпичного здания - пекарня (литера АТ, инв. N 21-258:31, ул. Большая, д. N 50 "з");
г) двухэтажного кирпичного здания - швейный цех (литера А, инв. N 18817, ул. Большая, д. 50 "и") в соответствии с требованиями пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
- обеспечить исправное состояние автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, а именно:
а) в двухэтажном кирпичном здании (литера М, инв. N 21-258:5/12789:17, ул. Большая, д. N 50/20); двухэтажном кирпичном здании (литера Н, инв. N 21-258:5/12789:18, ул. Большая, д. N 50/21); трехэтажном кирпичном здании (литера Р, инв. N 21-258:8, ул. Большая, д. N 50/23), предназначенных для проживания осужденных;
б) в двухэтажном кирпичном здании - клуб (литера Т, инв. N 21-258:13, ул. Большая, д. N 50/9);
в) в двухэтажном кирпичном здании - пекарня (литера АТ, инв. N 21-258:31, ул. Большая, д. N 50 "з");
г) в двухэтажном кирпичном здании - швейный цех (литера А, инв. N 18817, ул. Большая, д. 50 "и") в соответствии с требованиями пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
- установить в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, предназначенных для проживания осужденных, а именно: двухэтажном кирпичном здании (литера К, инв. N 21-258:3, ул. Большая, д. N 50/18); двухэтажном кирпичном здании (литера Л, инв. N 21-258:4, ул. Большая, д. N 50/19); двухэтажном кирпичном здании (литера М, инв. N 21-258:5/12789:17, ул. Большая, д. N 50/20); двухэтажном кирпичном здании (литера Н, инв. N 21-258:5/12789:18, ул. Большая, д. N 50/21); трехэтажном кирпичном здании (литера Р, инв. N 21-258:8, ул. Большая, д. N 50/23) системы передачи извещений о пожаре с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны в соответствии с пунктом 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- возложить обязанность на ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии по финансированию выполнения ФКУ ИК-6 указанных в решении мероприятий при недостаточности у Учреждения собственных средств.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Чувашской Республике, выявлены нарушения противопожарной безопасности в помещениях исправительного учреждения. 13 мая 2021 года прокуратурой Чувашской Республики на имя начальника Управления ФСИН России по Чувашской Республике внесено представление об устранении выявленных нарушений. Однако в ходе контрольной проверки, проведенной 5 апреля 2022 года, установлено, что нарушения требований пожарной безопасности не устранены. Так, в общежитиях для проживания осужденных (отрядов NN N), в здании клуба, пекарни автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией по-прежнему находится в неисправном состоянии. Техническая документация на системы противопожарной защиты отсутствует. В помещениях швейного цеха, автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией при пожаре отсутствует. Система автоматической пожарной сигнализации, оповещающей о возникновении пожара, не обеспечивает дублирование этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Указанные нарушения влекут ущемление прав неопределенного круга лиц, в том числе осужденных, персонала и иных лиц, находящихся на территории колонии. Согласно Уставу ФКУ ИК-6 является юридическим лицом, учредителем которого является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет ФСИН России, собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России.
Представитель административного истца Чебоксарской прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики Г. в судебном заседании суда первой инстанции заявленные требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН РФ по Чувашской Республике К. в суде первой инстанции возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, явку представителей в суд не обеспечили.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 февраля 2023 года признано незаконным бездействие Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии, выразившееся в непринятии мер по выполнению установленных требований пожарной безопасности, обеспечивающих охрану здоровья граждан; на Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести в соответствии с требованиями пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, провести испытания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечить хранение технической документации на систему противопожарной защиты объектов, расположенных на территории исправительного учреждения, а именно:
а) двухэтажного кирпичного здания - общежития на 320 мест (литера М, нежилое, инв. N 21-258:5/12789:17, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Атлашевское сельское поселение, <...>); двухэтажного кирпичного здания - общежития на 320 мест (литера Н, нежилое, инв. N 21-258:6/12789:18, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Атлашевское сельское поселение, <...>); трехэтажного кирпичного здания - общежития для спецконтингента на 300 мест (литера Р, инв. N 21-258:8, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Атлашевское сельское поселение, <...>), предназначенных для проживания осужденных;
б) двухэтажного кирпичного здания - клуба (литера Т, нежилое, инв. N 21-258:13, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Атлашевское сельское поселение, <...>);
в) двухэтажного кирпичного здания - - мини-пекарни с холодным складом (литера АТ, нежилое, инв. N 21-258:31, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Атлашевское сельское поселение, <...> "з");
г) двухэтажного кирпичного здания - производственного спаренного модуля типа "Кисловодск" с административно-бытовым корпусом и пристроем (литера А, нежилое, инв. N 18817, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Атлашевское сельское поселение, <...> "и");
- обеспечить исправное состояние автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в указанных выше зданиях;
- установить в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, предназначенных для проживания осужденных, а именно: двухэтажном кирпичном здании (литера К, инв. N 21-258:3, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Атлашевское сельское поселение, <...>); двухэтажном кирпичном здании (литера Л, инв. N 21-258:4, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Атлашевское сельское поселение, <...>); двухэтажном кирпичном здании (литера М, инв. N 21-258:5/12789:17, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Атлашевское сельское поселение, <...>); двухэтажном кирпичном здании (литера Н, инв. N 21-258:6/12789:18, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Атлашевское сельское поселение, <...>); трехэтажном кирпичном здании (литера Р, инв. N 21-258:8, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Атлашевское сельское поселение, <...>) системы передачи извещений о пожаре с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны в соответствии с пунктом 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Также на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии, Федеральную службу исполнения наказаний возложена обязанность по финансированию выполнения Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" указанных мероприятий при недостаточности у последнего собственных средств.
Не согласившись с принятым решением, представитель УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, ФСИН России Р. и представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии К. подали совместную апелляционную жалобу, в которой выражает несогласие с вынесенным решением, просят его отменить, отказав административному истцу в удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на то, что после внесенного прокуратурой представления в рамках выполнения установленных требований пожарной безопасности, обеспечивающих охрану здоровья граждан ФКУ ИК-6 УФСИН добросовестно принимались меры для устранения и частично устранены выявленные административным истцом нарушения, а именно: в 2022 году был проведен комплекс монтажных и пуско-наладочных работ системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей столярного цеха и участка погонажных изделий Центра трудовой адаптации Учреждения, что подтверждается имеющимися в материалах дела Актами о приемке выполненных работ от 21.06.2022; государственным контрактом N 173 от 16.05.2022 Учреждением были закуплены технические средства АПС на сумму 88214,65 руб.; письмом от 17.03.2022 исх-21/6/6-2276 в УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии были направлены сведения о потребности в финансировании проведении проектных работ систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре. В связи с чем, оснований для признания незаконным бездействия у суда первой инстанции не имелось. Также в апелляционной жалобе административные ответчики ссылаются на то, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии не принимает участия в федеральныхх целевых программах "Развитее уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на 2017 - 2025 годы", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 23.12.2016 N 2808-р. "Развитие уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на 2018 - 2026 годы", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 06.04.2018 N 420 с изменениями внесенными Постановлением Правительства РФ от 20.11.2019 N 1478 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (2018 - 2026 годы)" в связи с чем определенные ремонтные работы произвести в настоящее время не представляется возможным. Кроме того, возложение на УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии и ФСИН России обязанность по финансированию выполнения Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" указанных мероприятий при недостаточности у последнего собственных средств является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Участвующий в суде апелляционной инстанции представитель административного истца -старший помощник Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики А.Д. полагал необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель административных ответчиков УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, ФСИН России Ш. и представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии К. участвуя в судебном заседании суда апелляционной инстанции, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили апелляционную жалобу удовлетворить.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. Информация о дате и времени рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в связи с чем, судебная коллегия признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку в силу ст. 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации их неявка не служит препятствием к рассмотрению дела в апелляционном порядке, проверив законность и обоснованность судебного решения судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что проведенной проверкой Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Чувашской Республике в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии в ходе проведенной проверки установлено, что в жилых общежитиях для проживания осужденных (отрядах N.N N), в здании клуба, пекарни автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией находилась в неисправном состоянии.
В нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуации при пожаре эксплуатируются сверх срока службы, установленного изготовителем. В учреждении отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты. В нарушение норм пожарной безопасности НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", зарегистрированных в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4836, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, в помещениях швейного цеха, в коридорах 1 и 2 этажа здания клуба отсутствуют автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией при пожаре. В нарушение пункта 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" система автоматической пожарной сигнализации, оповещающей о возникновении пожара, не обеспечивает дублирование этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
13 мая 2021 года прокуратурой Чувашской Республики начальнику Управления ФСИН России по Чувашской Республике внесено представление с предложением принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий им способствующих (л.д. 7-14).
5 апреля 2022 года прокуратурой была проведена повторная проверка на предмет устранения ранее выявленных в учреждении нарушений в сфере пожарной безопасности, по результатам которой выявлено что в отрядах NN N, в помещениях вещевого склада ФКУ ИК-6 автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией вновь находится в неисправном состоянии; техническая документация на системы противопожарной защиты по-прежнему отсутствует; в помещениях швейного и столярного цеха, на участке погонажных изделий автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией при пожаре отсутствуют; система автоматической пожарной сигнализации, оповещающая о возникновении пожара, не обеспечивает дублирование этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (л.д. 15).
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив факт нарушения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике требований законодательства в части обеспечения соблюдения норм пожарной безопасности, а также факт неустранения в полном объеме выявленных нарушений, что создает реальную угрозу жизни и здоровью осужденных и сотрудников учреждения, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике обязанности по устранению выявленных нарушений.
Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку неустранение выявленных нарушений норм законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации вышеуказанных объектов ставят под угрозу жизнь и здоровье людей, нарушение норм противопожарного законодательства не исключает возможности возникновения всякого рода чрезвычайных ситуаций, повлекших массовую гибель людей, причинение вреда здоровью человека.
Согласно статье 32 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
В соответствии со статьей 34 Закона о прокуратуре постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В связи с чем прокурор вправе, в виду не исполнения полномочным должностным лицом внесенного в его адрес представления об устранении нарушений закона, обратиться в суд с настоящим административным иском.
Из пунктов 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" следует, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ (Федеральный закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу части 2 статьи 54 Федерального закона N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу части 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" и иными нормативными актами в данной сфере.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
С учетом того, что проведенной прокуратурой проверкой с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Чувашской Республике нашло подтверждение, что ряд нарушений ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, выявленных ранее, на момент обращения прокурора в суд с настоящим административным иском в суд не были устранены, что и побудило прокурора обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии по неустранению нарушений требований законодательства в части обеспечения соблюдения норм пожарной безопасности, возложив обязанность на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии устранить нарушения.
Срок установленный судом первой инстанции для устранения выявленных нарушений, по мнению судебной коллегии, является разумным.
Возлагая на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии, Федеральную службу исполнения наказаний России обязанность по финансированию выполнения Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" указанных мероприятий при недостаточности у последнего собственных средств суд пришел к следующему.
УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии в соответствии с Положением, утвержденным приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года N 518, осуществляет функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, одной из задач территориального управления ФСИН России является обеспечение в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы.
Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний" от 13 октября 2004 года N 1314 ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В силу статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что понуждение ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике к финансированию является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании положений действующего законодательства.
Проанализировав обстоятельства дела, верно определив ответчиков, в частности, с учетом статуса ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике как казенного учреждения установив, что главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, является ФСИН России, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при недостаточности у учреждения средств для реализации мероприятий, обеспечивающих устранение нарушений требований пожарной безопасности, обязанность по обеспечению финансирования их выполнения должна быть возложена на ФСИН России и соответствующий территориальный орган - УФСИН России по Чувашской Республике.
Указанные выводы согласуются с положениями статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", пункта 7 Положения о ФСИН России, разъяснениями в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Оснований для несогласия с данными выводами у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая, что право истца просить о возложении указанной выше обязанности на главного распорядителя бюджетных средств при недостаточности лимитов бюджетных обязательств у казенного учреждения и корреспондирующая обязанность главного распорядителя осуществить финансирование предусмотрены законом, удовлетворение требований прокурора в части возложения на ФСИН России и ее территориальный орган - УФСИН России по Чувашской Республике обязанности в случае недостаточности у учреждения собственных денежных средств организовать финансирование вышеуказанных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства не подтверждает вмешательства в административно-хозяйственную деятельность ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике, суд апелляционной инстанции отклоняет соответствующе доводы как необоснованные.
Доводы апелляционной жалобы о предпринятых мерах по устранению выявленных нарушений были проверены судом первой инстанции и отвергнуты как не свидетельствующие об их достаточности и доказанности.
Таким образом, судебная коллегия находит выводы судов первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами апелляционной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суд правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, ФСИН России Р. и представителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии К. - без удовлетворения.
Настоящее определение, вступившее в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение шести месяцев со дня его принятия путем подачи кассационных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.Н.ЕВЛОГИЕВА
Судьи
Е.В.ЛУШНИКОВА
О.А.ПЕТРУХИНА