Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 01.08.2022 по делу N 33-3073/2022
Категория спора: Дачные некоммерческие объединения.
Требования: Об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проверки исполнения требований пожарной безопасности выявлено, что территория садового товарищества не оборудована в предусмотренном действующим законодательством периметре источниками наружного противопожарного водоснабжения, данные нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья пребывающих на территории поселения людей.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 01.08.2022 по делу N 33-3073/2022
Категория спора: Дачные некоммерческие объединения.
Требования: Об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проверки исполнения требований пожарной безопасности выявлено, что территория садового товарищества не оборудована в предусмотренном действующим законодательством периметре источниками наружного противопожарного водоснабжения, данные нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья пребывающих на территории поселения людей.
Решение: Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2022 г. по делу N 33-3073/2022
Докладчик Уряднов С.Н. УИД 21RS0024-01-2021-002969-48
Судья Николаев М.Н.
Гражданское дело N 2-68/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Шумилова А.А.,
судей Уряднова С.Н., Димитриевой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, садоводческому некоммерческому товариществу "Мичуринец" о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, поступившее по апелляционной жалобе администрации г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Уряднова С.Н., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском с учетом уточнений к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, садоводческому некоммерческому товариществу "Мичуринец" (далее - СНТ "Мичуринец") о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, мотивируя исковые требования тем, что в ходе проверки прокуратурой района исполнения требований пожарной безопасности СНТ "Мичуринец" выявлено, что на территории указанного садового товарищества по адресу: г. <адрес>, не оборудована в предусмотренном действующим законодательством периметре источниками наружного противопожарного водоснабжения. Данные нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья пребывающих на территории поселения людей.
Прокурор с учетом уточнении я исковых требований просил обязать ответчиков в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу, устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности путем:
- обеспечения СНТ "Мичуринец" в любое время года источником наружного противопожарного водоснабжения, предусмотрев подъезды с площадками (пирсами) размером не менее 12x12 метров с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в соответствии с требованиями п. 10.10 СП 8.13130.2020;
- размещения пожарных резервуаров или искусственных водоемов из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (вне зависимости от типа мотопомп) в соответствии с требованиями п. 10.4 СП 8.13130.2020 и п. п. 2.1.3, 5 ППБ-140-86 "Правила пожарной безопасности для садоводческих товариществ и дачно-строительных кооперативов".
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики Лукина Т.В. уточненные исковые требования поддержала.
Представители ответчика СНТ "Мичуринец" М. и А. в судебном заседании исковые требования не признали.
Ответчик администрация г. Чебоксары Чувашской Республики явку представителя в судебное заседание не обеспечила. В отзыве на исковое заявление исковые требования не признала, указав, что обязанность по созданию условий для забора воды законом возложена на садоводческое товарищество.
Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары УНДиПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии Л.А. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Третьи лица 5 пожарно-спасательный отряд 6 пожарно-спасательной части ФПС ГПС МЧС России по Чувашской Республике, АО "Водоканал" явку представителей в суд не обеспечили, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики, рассмотрев предъявленные исковые требования, 16 мая 2022 года принял решение, которым постановил:
"Возложить на СНТ "Мичуринец" и администрацию г. Чебоксары обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения пожарной безопасности путем обеспечения на территории СНТ "Мичуринец" в любое время года источниками наружного противопожарного водоснабжения, предусмотрев подъезды с площадками (пирсами), размером 12x12 метров с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в соответствии с требованиями п. 10.10 СП 8.13130.2020; путем размещения пожарных резервуаров или искусственных водоемов из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м, при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп) в соответствии с требованиями п. 10.4 СП 8.13130.2020 и п. 2.1.3, п. 5 ППБ-140-86 "Правила пожарной безопасности для садоводческих товариществ и дачно-строительных кооперативов".
Взыскать с СНТ "Мичуринец" в доход местного бюджета г. Чебоксары государственную пошлину в размере 300 руб.".
На предмет отмены указанного решения по мотиву его незаконности администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики подана апелляционная жалоба.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики сводятся к несогласию с решением суда в части возложения на администрацию обязанности обеспечить территорию СНТ "Мичуринец" в любое время года источниками наружного противопожарного водоснабжения и разместить пожарные резервуары или искусственные водоемы, указывая, что обязанность по обеспечению СНТ "Мичуринец" противопожарными водоемами или резервуарами законом возложена на садовое товарищество, исполнение обжалованного решения суда повлечет нецелевое расходование бюджетных средств, запланированных к реализации на 2022 год. Кроме того, сроки исполнения решения суда по обеспечению садового товарищества источником наружного противопожарного водоснабжения судом установлены без обсуждения объема временных и финансовых затрат для этого.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации г. Чебоксары Чувашской Республики Т. апелляционную жалобу поддержала.
Представители ответчика СНТ "Мичуринец" М. и А. просили суд апелляционной инстанции отказать в удовлетворении апелляционной жалобы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики.
Прокурор Краснова Е.В. и представитель третьего лица ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии К. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные участвующие в деле лица своих представителей в суд не направили.
Заслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом требований, предусмотренных
ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по адресу: <адрес> расположено СНТ "Мичуринец".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ СНТ "Мичуринец" зарегистрировано в реестре 17 декабря 2002 года, основным видом его деятельности является управление недвижимым имуществом за вознаграждение.
Земельные участки по <адрес> общей площадью 5,4537 га были закреплены за СНТ "Мичуринец" для коллективного садоводства распоряжением Совета Министров Чувашской АССР от 19 апреля 1972 года N 605-р, решением Исполнительного комитета Чебоксарского городского Совета депутатов трудящихся Чувашской АССР от 05 июля 1979 года N 149/4, решением Народных депутатов от 12 сентября 1979 года N 227/13, постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 02 июня 1980 года N 403, решениями исполнительного комитета Чебоксарского городского Совета народных депутатов Чувашской АССР от 27 августа 1980 года N 199/15, от 30 сентября 1981 года N 239/3, от 13 мая 1983 года N 507, от 3 марта 1987 года N 41-1, от 22 августа 1991 года N 15/365-7, от 20 января 1992 года N 3/37-3, постановлением главы администрации Чебоксарского района Чувашской ССР от 16 марта 1992 года N 107-13, постановлением Чебоксарской городской администрации от 02 сентября 1995 года N 638, от 21 июля 1997 года N 1228, распоряжением администрации г. Чебоксары от 26 апреля 2000 года N 848-р.
Прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности при обеспечении источников пожарного водоснабжения в СНТ "Мичуринец". По результатам проверки и неоднократных выездов установлено, что земельные участки на территории садоводческого товарищества не обеспечены в предусмотренном действующим законодательством периметре противопожарными источниками водоснабжения.
Из справки, составленной 27 августа 2021 года помощником прокурора Калининского района г. Чебоксары Максимовой И.В., инспектором ОНД и ПР по г. Чебоксар Е., следует, что в ходе обследования территории СНТ "Мичуринец" выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1) пожарные резервуары или искусственные водоемы не размещены из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100-150 м (вне зависимости от типа мотопомп) (СП 8.13130.2020);
2) допускается ограничение проезда пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности (
п. 71 правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства от 16 сентября 2020 года N 1479).
По сообщению ОНД и ПР по г. Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике по состоянию на 19 июня 2021 года СНТ "Мичуринец" считается безводным участком.
17 января 2022 года прокуратурой Калининского района г. Чебоксары совместно с инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары, старшим пожарным 7 ПСЧ повторно проведена проверка противопожарного состояния территории СНТ "Мичуринец", в ходе которой выявлены следующие нарушения:
1) не обеспечено на территории некоммерческого садового товарищества в любое время года источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно при наличии естественного водоема не предусмотрены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12x12 метров (п. 10.10 СП 8.13130.2020);
2) пожарные резервуары или искусственные водоемы не размещены из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (вне зависимости от типа мотопомп) (п. 10.4 СП 8.13130.2020).
Аналогичная справка составлена по результатам обследования СНТ "Мичуринец", проведенного 11 марта 2022 года.
Обращаясь с вышеуказанным иском, прокурор указал, что указанные в иске требования пожарной безопасности ответчиками, в чьи полномочия входит обеспечение первичных мер пожарной безопасности не соблюдены, чем нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания.
Разрешая предъявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, сославшись на положения
ст. 42 Земельного кодекса РФ,
ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ",
ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
статей 1,
3,
10,
19,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
статей 6,
62,
63,
68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479,
пункты 10.4, 10.10 Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225, пункты 2.1.3, 5 ППБ-140-86 "Правил пожарной безопасности для садоводческих товариществ и дачно-строительных кооперативов", утвержденных приказом заместителя министра внутренних дел СССР 30.05.1986, исходил из того, что на территории СНТ "Мичуринец" отсутствуют источники водоснабжения, необходимые для противопожарной безопасности товарищества. Поскольку СНТ "Мичуринец" расположено в границах территории г. Чебоксары, пожарная безопасность территории указанного садового товарищества должна обеспечиваться в рамках реализации мер пожарной безопасности администрацией г. Чебоксары совместно с СНТ "Мичуринец".
Сославшись на положения
ст. 206 ГПК РФ суд установил срок для исполнения решения - три месяца со дня вступления решения в законную силу.
Проверяя правильность принятого по делу решения в апелляционном порядке в пределах доводов апелляционной жалобы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, оснований для его отмены, судебная коллегия не находит.
В соответствии с
п. п. 3,
8,
9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
К вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (
пункт 10 часть 1 статья 16 настоящего Закона).
Согласно
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со
ст. 3 этого же Закона N 69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.
Статьей 19 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу
абз. третьего ст. 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным
законом является расходным обязательством муниципального образования.
На основании
ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 этого закона.
В соответствии со
ст. 63 вышеназванного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 указанного Федерального закона установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно - питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В силу
ст. 68 того же Федерального закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно - питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 21.05.2021) утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствии с
п. 75 которых органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со
статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Поскольку в силу ст. 41 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 30.11.2005 N 40, администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики, вопреки доводам апелляционной жалобы, администрация г. Чебоксары является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям.
Согласно
ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В соответствии с
частями 1 и
2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд первой инстанции, возложив на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики обязанность по обеспечению территории СНТ "Мичуринец" в любое время года источниками наружного противопожарного водоснабжения, определил срок его исполнения в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу, посчитав его разумным.
Оснований не согласиться с решением суда в указанной части по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что эта обязанность должна была быть исполнена администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики после издания
Приказа МЧС России от 30.03.2020 N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", устанавливающего требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов, с началом действия 30 сентября 2020 года.
С указанного времени администрация г. Чебоксары Чувашской Республики обязана была сама исполнить предписания, указанного нормативного правового акта, решив вопрос о выделении из местного бюджета денежных средств на цели обеспечения пожарной безопасности, не дожидаясь обращения прокурора в суд с иском о понуждении ее к исполнению возложенных законом обязанностей и вступления решения суда в законную силу, между тем она около двух лет бездействовала.
При возникновении обстоятельств, имеющих исключительный характер и действительно препятствующих к совершению исполнительных действий, ответчики могут ставить вопрос об отсрочке исполнения решения суда.
По изложенным основаниям, решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит.
определила:
оставить решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 мая 2022 года без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Чебоксары Чувашской Республики без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Председательствующий
А.А.ШУМИЛОВ
Судьи
С.Н.УРЯДНОВ
Л.В.ДИМИТРИЕВА
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 2 августа 2022 года.
Определение 05.08.2022.